Сюжеты

В рамках возможного. (Обновлено)

Что известно о единственном поставщике металлодетекторов для метрополитенов Москвы и Петербурга

Фото: РИА Новости

Этот материал вышел в № 35 от 5 апреля 2017
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Новая газета в Петербурге»Новая газета

1

Четыре месяца назад в «Новой» вышел материал «Иллюзия безопасности» — о том, что рамки металлодетекторов, установленные на всех станциях петербургского  метрополитена — это профанация. Чиновники тогда божились, что « все под контролем» и горожанам не о чем беспокоиться. Теперь, после теракта 3 апреля, вопросы к производителю рамок безопасности появились и у следствия.

«Изделие, которое я выпускаю, служит для безопасности моих родных и близких и для граждан нашей великолепной России», — говорил в ноябре 2016 года корреспонденту «Новой» один из сотрудников компании «Современные наукоемкие технологии» («СНТ»), которая производит  металлодетекторы для метро Петербурга, Москвы и Нижнего Новгорода.  

После трагедии 3 апреля на вопросы «Новой» в «СНТ» ответили коротко: «Да, это мы производили оборудование, но комментировать теракты не будем».

3 апреля рамочные металлодекторы «СНТ» «пропустили» в подземку террориста с грузом, по разным оценкам, от 500 граммов до 1,5 килограммов взрывчатки, часть которой была обнаружена и обезврежена на станции метро «Площадь Восстания», над которым находится объект стратегического значения — Московский  вокзал. Ни одна из рамок в метро не подала тревожный сигнал. Или на него никто не отреагировал?

325 арочных металлодетекторов  появились на 67 станциях петербургского метро осенью-зимой 2015-го. За этот заказ  «СНТ» получило от городского Комитета по транспорту 59,5 миллиона рублей. Каждая арка стоила 183 250 руб., хотя еще в октябре 2013 года город покупал у СНТ рамку за 63 тысячи рублей. Трехкратный рост стоимости при заявленной инфляции 5—7 процентов трудно было объяснить даже падением рубля и удорожанием импортных деталей.

Тогда в «Метрополитене» признали, что оборудование уже почти год работает неполноценно. «С 26.12.2015 по 01.12.2016 <…> группы стационарных рамочных металлодетекторов <…> находятся в опытной эксплуатации», — ответила на запрос редакции пресс-секретарь ГУП «Метрополитен» Юлия Щавель. По ее словам, в течение года представители петербургской подземки предлагали производителю вносить изменения в работу охранных рамок.

Зачем понадобился столь долгий испытательный срок — неясно. «У нас есть инструкция по эксплуатации. Пятнадцать секунд — и металлодетектор готов к работе», — разъясняли тогда  в «СНТ». Заметим, что и в конкурсной документации срок опытной эксплуатации не предусмотрен. 

Уже тогда в разговоре с корреспондентом «Новой» другие участники рынка, в том числе конкуренты «СНТ», усомнились, что поставляемое фирмой оборудование выполняет поставленные задачи.  «Металлодетекторы настроены так, что звук выключен и реакции никакой, поэтому, по сути, они не работают», — заявил собеседник из компании «Аурикс», которая занимается производством и поставкой антитеррористического оборудования. Специалист компании «Группа СТ» также предположил, что техника в вестибюлях стоит зря: «Похоже, их поставили только чтобы выполнить предписание об антитеррористических мерах». Но, по его словам, настроить рамки, действительно, можно за день, а то и за несколько часов.

Компания  «СНТ» в обеих столицах была единственным участником городских конкурсов на поставку техники. Несмотря на то, что все арочные металлодетекторы работают одинаково, в контракт могли внести требования, исключающие конкурентов. Например,  сертификацию правоохранительных органов, которая по закону не требуется. «Получить сертификат ФСБ почти нереально», — говорят в «Ауриксе». Ни «Группа СТ», ни «Аурикс» в конкурсе на оснащение метрополитена арочными детекторами не участвовали, поскольку их техника необходимым требованиям изначально не соответствовала.

Какие перемены произошли после ноября прошлого года? Три месяца назад ГУП «Петербургский метрополитен» заключил с «СНТ» еще два контракта на  22 миллиона рублей. Предполагалось, между прочим, усилить эффективность уже установленных рамок. Так, за 9 млн. рублей ГУП «Петербургский метрополитен» установил «ограждающие конструкции», которые не позволяют обойти рамочные металлодетекторы. А 17 марта «СНТ» заключила контракт уже с московским метрополитеном  на 32 миллиона рублей. Деньги пойдут на ремонт оборудования системы безопасности.

При этом питерская полиция на метрополитене  до вчерашнего дня отвечала, что входные рамки работают неисправно. Ежедневно несколько станций закрываются на вход и выход из-за обнаружения бесхозных вещей. Если система наверху работала, то как сумка, начиненная взрывчаткой, оказалась в подземке?

В то же время ни один из участников рынка не утверждает, что металлодетекторы могли предотвратить трагедию. Чтобы оборудование работало эффективно, его нужно использовать как это делают в аэропортах — досматривать каждого человека. Представить себе такое в метро трудно: это полностью заблокирует его работу.

Сергей Сатановский, "Новая газета в Санкт-Петербурге".


Госконтракт по безопасности

С 2013 по 2017 год компания «СНТ» заключила с государственными структурами более тридцати контрактов на сумму свыше 294 млн рублей.

Среди них — ОАО «РЖД», Минобороны и ГУП «Московский метрополитен». Компания также получила право оснастить металлообнаружителями 16 железнодорожных вокзалов, расположенных в городах проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году

Рассказываем о самых крупных закупках.

  • ГУП Московский метрополитен — 145, 3 миллиона рублей. В 2013 году «СНТ» получила 64-миллионный контракт на установку стационарных металлодетекторов — при этом другие участники к конкурсу были не допущены. В 2015 была произведена закупка еще на 35 миллионов. Помимо дозакупки стационарных металлодетекторов московская подземка приобрела еще и портативные, а также ограждения рамочных металлодетекторов для досмотровых зон. На услуги по техническому обслуживанию многозонных стационарных арочных металлодетекторов в 2015 году метрополитен потратил 19 миллионов.В 2016 году московский метрополитен дозакупил оборудование на 13 миллионов, в 2017 году — на 31, 8 млн рублей.
  • Комитет по транспорту администрации Петербурга 59,6 млн рублей. «СНТ» поставляло стационарные металлодетекторы для выявления металлических предметов во входных зонах 67 станций ГУП «Петербургский метрополитен»
  • Министерство обороны России — 20, 4 млн рублей. В 2016 году ведомство закупило средства досмотра и обнаружения запрещенных предметов на сумму 20, 4 млн рублей.
  • Концерн «Росэнергоатом» — поставка металодетекторов на 7, 1 млн рублей.
  • Войсковая часть № 38994 — 5,8 млн рублей. В 2016 году военное учреждение стало приобретателем стационарных металлодетекторов на 5,8 млн рублей.
  • ОАО «Российские железные дороги» — 4 млн рублей. Госкорпорация потратила 4 миллиона на оснащение стационарными многозонными металлообнаружителями 16 железнодорожных вокзалов, расположенных в городах проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
  • ФГУП «Большой Московский цирк» — 1,8 млн рублей. В 2015 и 2016 годах учреждение закупило арочные металлодетекторы «СНТ» на общую сумму 1,8 млн рублей.
  • Дворец спорта Олимпийский — 180 тысяч рублей. «СНТ» оказывало техническое обслуживание металлодетекторов SmartScan С18 для нужд дворца спорта.

Алиса Кустикова

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera