Репортажи

Камни с гор

Дагестан протестует против «Платона» и сдаваться не намерен

Боец Росгвардии смотрит на стоянку дальнобойщиков. Фото: Влад Докшин / «Новая»

Этот материал вышел в № 35 от 5 апреля 2017
ЧитатьЧитать номер
Общество

Дмитрий Ребровкорреспондент

27

Название небольшого дагестанского прикаспийского поселка Манас стало известно всей стране после того, как власти прислали сюда Росгвардию усмирять мятежных водителей. Кадры людей с автоматами на фоне грузовиков моментально облетели интернет, равно как и новости о многочисленных задержаниях активистов.

Не меньше шума наделали стычки бастующих дальнобойщиков со «штрейкбрехерами» — ​водителями, вышедшими на работу, несмотря на всероссийскую стачку, объявленную 27 марта.

По ту сторону баррикад

Стоянка азербайджанских дальнобойщиков у границы. Фото: Влад Докшин / «Новая»

На границе с Азербайджаном близ таможенного перехода у села Яраг-Казмаляр тихо. Здесь, где еще недавно стояла вереница фур, теперь пусто. В рыжей дагестанской пыли нежится пара бездомных псов. Большинство придорожных кафе закрыто. Хозяйка одного из немногих открытых разводит руками: «С тех пор, как тут началась эта блокада, посетителей у нас нет». Рядом на стоянке припарковано около полусотни грузовиков с бакинскими номерами. За столиком под выцветшей клеенкой с десяток водил мрачно курят и потягивают чай из фигуристых, на турецкий манер, бокальчиков. «Под Хасавюртом, это трасса на Ставрополь и Буденновск, прокалывают колеса, так что мы стараемся ехать через Калмыкию, в волгоградском направлении», — ​говорит один из водителей.

Известий от тех, кто все-таки отправился в рейс, азербайджанские водители ждут как сводки с фронта. «Сводки» не заставляют себя ждать: «Две машины пришли. Под Дербентом стреляли, лобовое разбили камнем».

Через пять минут на крик возле стоянки собирается целая демонстрация. Ругаются по-азербайджански, при нас — ​по-русски.

Вид из кабины азербайджанского дальнобойщика, лобовое стекло машины разбито брошенным камнем. Фото: Влад Докшин / «Новая»

Два грузовика голландской марки DAF шли в колонне из 20 фур из Москвы через Калмыкию на Азербайджан. От границы Дагестана до Дербента — ​под прикрытием полиции. Первый, белого цвета, — ​с выразительной дырой от кирпича напротив водительского места, чуть повыше руля. Второй, желтый, — ​с пробоиной (стреляли из травматического пистолета) со стороны пассажирского сиденья. От нее расползается паутина глубоких трещин.

Али, дальнобойщик из Азербайджана. Фото: Влад Докшин / «Новая»

«На подъезде к городу меня обогнала шоколадного цвета иномарка, в ней двое. Один дверь открыл, а второй пистолет взял и на меня направил», — ​пожилой грузный мужчина пересказывает подробности. Представляется: «Али». Фамилию называть не хочет. Желтая машина — ​его. «Я затормозил, так что пуля в сторону ушла, но на протяжении всего пути камни летели как дождик. После такого, жизнью клянусь, больше не поеду никуда, что я против пистолета могу сделать?»

В кузове его фуры мороженая рыба. В отличие от Дагестана, где 90 процентов дальнобойщиков работают на себя, азербайджанские большегрузы, как правило, «фирменные», то есть принадлежат крупным перевозчикам. Через Дагестан азербайджанские автоколонны едут только с полицейским сопровождением.

«В четверг, 30 марта, я проехал границу, растаможил груз и вышел в колонне из 20 машин. Время было половина четвертого, пока добрались до Махачкалы, уже стемнело, — ​рассказывает азербайджанский дальнобойщик Махман Мехдиев. — ​За Сулаком, под Бабаюртом, на полпути к Калмыкии, остановился КамАЗ, из кузова в нас стали кидать камни, один пробил лобовое стекло и попал мне в голову. Я потерял сознание и ушел в кювет. Когда открыл глаза, был уже в скорой помощи. Меня доставили в центральную больницу Махачкалы. Сотрясение мозга».

Сложный выбор

Дальнобойщик Назим Ахундов. Его машину разбили на российской трассе. Фото: Влад Докшин / «Новая»

«Они ведь когда-то перестанут протестовать, к нам поедут, а если мы им там начнем делать такое же, некрасиво получится, да?» — ​в беседу вмешивается Назим Ахундов. Он тоже из Азербайджана, везет в Москву помидоры. «Замначальника растаможки сказал, что нас будут сопровождать, но это одно название, а не сопровождение, машины ДПС даже не остановились, когда в меня выстрелили», — ​машет рукой Али.

«Зачем они иностранцев трогают, ты протестуй — ​это твое личное дело, а у нас товар тепличный, портится, что мне с ним делать? Я в Польше был, у них там тоже бастовали, но нас не трогали». Впрочем, бакинцы признаются, что своего «Платона» у них нет.

Поостыв, Назим подводит итог: «Я же на зарплате сижу, а не как они, частники. Он рейс сделал, в карман деньги положил и дома сидеть может хоть два месяца. А я не выйду — ​вообще зарплату не получу, а у нас тоже семьи, дети».

— Наши дальнобойщики говорят, что вас всех предупреждали…

— Меня лично никто не предупреждал.

— А договориться пытались?

— Им туда, в Манас, звонил хозяин компании, но они нас послали, извините за выражение, на хер! Их или разгонять нужно войсками, или соглашаться на их условия.

Патроны есть

Начиная с субботы в дагестанском Манасе, куда все-таки бросили Росгвардию, пока тихо. Бэтээры и большую часть личного состава от греха подальше отвели с «линии соприкосновения». Местные рассказывают, что кто-то из солдат пустил очередь в воздух, с тех пор обе стороны стараются избегать эскалации.

Из двухэтажного дома, сразу за кафе-стекляшкой, выбегает с ружьем пацан лет шести. Ружье деревянное. Пацан целится куда-то в сторону от солдат и ныряет обратно в подъезд.

Войска Росгвардии напротив лагеря дальнобойщиков. Фото: Влад Докшин / «Новая»

Мятежных «дальнобоев» от солдат Росгвардии отделяет лишь узкое асфальтовое полотно федеральной трассы. По одну сторону дороги — ​более трехсот разноцветных большегрузов и разношерстная толпа водителей, по другую — ​пять военных «Уралов» и два десятка бойцов в камуфляже.

«А автоматы у вас с патронами или так, для вида?» — ​задаю идиотский вопрос военным. Контрактник с беззлобной улыбкой демонстрирует полный рожок: «Патроны не холостые, настоящие!»

Он дагестанец, значит, по ту сторону баррикад вполне могут оказаться его родственники. Контрактник признается, что если прикажут разогнать, он приказ выполнит. Его сослуживец поправляет: «Да не враги они нам, мы смотрим, чтобы они не буянили, но ничего тут такого не будет, зря вы боитесь».

Дальнобойщики обсуждают, можно ли пропускать машины, не участвующие в протесте. Фото: Влад Докшин / «Новая»

По ту сторону дороги тем временем назревает буча, толпа обступила со всех сторон водителя КаМАЗа, груженого капустой. Тот просит, чтобы пропустили: о забастовке не знал, потому что телевизор не смотрит. Но на общем собрании большинством голосов решено ему отказать.

Впрочем, по телевидению стоянку в Манасе, самую крупную в республике, не показывают. Из прессы здесь — ​корреспонденты нескольких федеральных изданий, Би-би-си, местные журналисты не приехали.

Дагестанский ареопаг

Стоянка протестующих дальнобойщиков недалеко от поселка Манас, Дагестан. Фото: Влад Докшин / «Новая»

Всего в Дагестане, утверждают координаторы протеста, к акции присоединилось более 40 тысяч водителей, это почти сто процентов большегрузов. Похожие стоянки по трассе можно найти почти у каждого населенного пункта, но в Манасе — ​главная. Именно тут, в сорока километрах от Махачкалы и 150 километрах от границы, собираются делегаты со всех концов республики и заседает совет из 13 районных представителей, своеобразного водительского ареопага. Встречи проходят в кафетерии «Бон апети», неподалеку от стоянки грузовиков .

Координационный совет дальнобойщиков Дагестана за обсуждением планов протеста. В кафе отключили свет. Фото: Влад Докшин / «Новая»

Все решения совета утверждаются общим собранием и принимаются большинством голосов присутствующих, по числу поднятых рук.

Собрание дальнобойщиков слушает выступающего. Фото: Влад Докшин / «Новая»

Абдурашит Савмадов, один из предводителей протеста, просит собравшихся прекратить насилие над «штрейкбрехерами» и раздает указания: «По каждому джамаату нужно раздать подписные листы, под нашей резолюцией» (под джамаатом мусульманин Абдурашит подразумевает не исламские общины, а группы дальнобойщиков, разбросанные по республике).

Против камней

«Во время чеченской войны мы спасли республику, — ​объясняет после собрания дальнобойщик Мухамед, невысокий мужчина средних лет. — ​Железная дорога тогда не работала, мы снабжение всей республики вытащили на своих плечах, а теперь оказались не нужны».

Умар Гарисов — один из протестующих дальнобойщиков — учит своего 2-х летнего сына совершать намаз. Фото: Влад Докшин / «Новая»

«Я раньше телевизор смотрел — ​всему верил, а теперь вижу, какая там брехня», — ​добавляет дальнобойщик Умар.

Как и повсюду в республике, в Манасе работы нет, виноградники, окружавшие когда-то поселок, давно захирели, промышленность рухнула еще в 90-е, население занимается извозом и строительством. Отсюда и массовость протеста. В республике есть целые села, где все мужское население сидит за баранкой. «Денег и раньше не хватало, а «Платон» нас совсем без хлеба оставит», — ​говорят дальнобойщики.

В воскресенье утром под Махачкалой полиция задержала шестерых водителей, троих оставили под стражей, в их автомобиле якобы нашли бутылки с зажигательной смесью и камни. Каждому дали по 10 суток.

Камнеметания, как и большинство водителей, Умар не одобряет, но чувства злоумышленников разделяет: «Накипело!». Факты насилия не отрицает никто, но Совет координаторов постановил: если подозрения силовиков подтвердятся — не защищать «экстремистов».

«Штрейкбрехеры» от границы, как правило, стартуют затемно, чтобы под покровом ночи проскочить самые лихие места. «Только в понедельник около четырех часов проехало 40 фур», — ​говорит узбек Омар, он работает в одном из придорожных кафе под Манасом.

Диалог с властями

Встреча с местными депутатами. Фото: Влад Докшин / «Новая»

Первого апреля дагестанские дальнобойщики встречались с вице-премьером республики Шамилем Исаевым, он прибыл на стоянку в сопровождении и.о. министра транспорта Арслана Арсланова и руководителя Ространснадзора по Северо-Кавказскому округу Муртазали Муртазалиева. 4 апреля с Худжаевым встретились второй раз, перспективы пока не ясны. Впрочем, известно, что требование отставки правительства по тактическим соображением дальнобойщики решили снять.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera