Репортажиall.rubric.unknown

«Давайте примем, а там посмотрим»

Столичные депутаты одобрили снос хрущевок, но без единомыслия

«Давайте примем, а там посмотрим»
Фото: РИА Новости
Мосгордума дала положительный отзыв на законопроект о сносе пятиэтажек, который готовится к первому чтению в федеральном парламенте. Накануне, во вторник, депутаты Мосгордумы рассмотрели документ на заседании профильных комиссий и представили пакеты поправок. Фракция КПРФ вступила было в ожесточенный спор с депутатами «Единой России» и представителями мэрии, но в итоге поддержала законопроект — кроме одного депутата.

Кто вносил

Напомним, правительство Москвы планирует снести почти 8 тысяч домов, в которых живут более 1,5 миллиона человек. Новые поправки в закон «О статусе столицы» и ряд других законов, внесенные группой депутатов и сенаторов, дают мэрии широкие полномочия: в нынешней редакции законопроект позволяет сносить любые дома, взамен владельцам квартир будет предложен один вариант альтернативного жилья, и после этого, вне зависимости от их согласия, выселение состоится через 60 дней. Для владельцев нежилых помещений компенсация не прописана вовсе. Законопроект позволяет отклоняться от строительных регламентов и СанПиНов, а также от ранее принятых градостроительных документов (например, ПЗЗ).

Накануне заседания фракции МГД предложили свои поправки. «Единая Россия» настаивает на том, чтобы выселяемым москвичам новое жилье предоставлялось обязательно уже с ремонтом, оно должно бесплатно оформляться в собственность, а также должна быть возможность вместо новой квартиры получить компенсацию за снесенное жилье в размере его рыночной стоимости.

КПРФ опубликовала целый пакет своих замечаний и поправок к документу: коммунисты предлагают исключить возможность отступать от технический правил и регламентов, как и от градостроительных документов, отменить положение, разрешающее не проводить аудит проектной документации на предмет экономической эффективности. КПРФ предлагала предоставлять выселяемым не равнозначное (такое же или больше по площади) жилье, а равноценное возмещение, которое предполагает компенсацию как рыночной стоимости жилья, так и затрат на переезд и понесенные убытки. Кроме того, предлагалось прописать компенсации для владельцев нежилых помещений, и еще несколько поправок.

Страсти на комиссии

В результате заседание комиссий МГД по городскому хозяйству и по градостроительству во вторник превратилось в настоящие дебаты коммунистов и представителей власти. На встречу пришел один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Николай Гончар, чиновники мэрии из Комитета по градостроительству и архитектуре и Комитета по городскому имуществу.

Фракция КПРФ пошла в атаку с первого вопроса, начала депутат Елена Шувалова, которая накануне объявила сбор писем протеста москвичей против программы сноса. Она спросила ведущих заседание единороссов Степана Орлова, Сергея Зверева и Алексея Шапошникова, почему на обсуждение не пригласили Галину Хованскую — депутата ГД от «Справедливой России», которая наиболее открыто выступает против законопроекта. Ведущие ответили, что комитет Хованской (по ЖКХ) в Мосгордуму не обращался.

«Нам предстоит встреча в Конституционном суде»

Сергей Собянин и Галина Хованская поспорили в Думе о том, как правильно сносить пятиэтажки

Оговорившись, что КПРФ считает саму идею сноса «хрущевок» полезной, глава фракции и, вероятно, будущий кандидат в мэры Москвы Андрей Клычков засыпал Николая Гончара и чиновников вопросами. Одна из основных претензий коммунистов — в том, что закон позволяет не соблюдать требования технических регламентов и не проводить аудит экономической эффективности проектов реновации.

— Ключевая норма: мы должны уложиться в те сроки, когда эти здания придется признавать немедленно аварийными. И мы считаем, что исключение этой обязательной процедуры (аудит экономической эффективности — Ред.) позволит существенно сократить сроки, — ответил Гончар. По мнению депутата, если мэрия не ускорится, хрущевки будут сносить еще полвека. — Так вот, не меняя ни на йоту требований технических, нужно до предела сократить сроки. Было запланировано снести всего 1722 здания (в действующей программе реновацииРед.), за 16 лет снесено 1651, — сообщил Гончар.

— Так что сейчас мешает продолжать эту же работу? Зачем нам нужен закон, как говорят жители, «сплошной бомбардировки» жилого фонда? — удивилась в ответ Елена Шувалова. — Вот я уже два года бьюсь за несколько аварийных домов в моем округе.

— 1600 домов — это за 16 лет, — парировал Николай Гончар. — А нам нужно выйти на цифру дополнительно почти 8 тысяч домов. Это может занять от 60 до 70 лет — это категорически неприемлемо.

Спор между депутатами и чиновниками завязался вокруг допустимой высоты домов, которые построят на месте снесенных «хрущевок».

— Сносите вы малоэтажный дом. На его месте строится дом, допустим, в 30 этажей — как вы думаете, Москва выдержит эту нагрузку? — спросила Елена Шувалова. — Мы оценили, что будет прирост населения на 12 миллионов человек. Вы просчитывали, что будет с городом, когда на него свалится такая нагрузка, не только людская, но и автомобильная?

— Этот снос предусматривался с учетом развития транспортной инфраструктуры. Вы видите, как у нас быстро расширяется дорожная инфраструктура, как идет реконструкция развязок. Мы не увидим ни транспортного коллапса, ни напряжения инженерной инфраструктуры, — заверила глава комитета мэрии по градостроительству и архитектуре Юлиана Княжевская.

— Юлиана Владимировна, вы что, не ездите по улицам? Коллапс уже есть! — воскликнула в ответ Шувалова. Поддержать Княжевскую взялся Николай Гончар, заметивший, что «угрозы не существует», потому что строить на месте пятиэтажных домов 25-этажные не будут.

— Значит, у вас мнения расходятся с главным архитектором. Он говорил, что будет высотное домостроение, — не удовлетворилась ответом Шувалова.

— Большая плотность застройки еще не говорит о том, что будет много этажей, — заверила Юлиана Княжевская. — Например, дом, сформированный в виде каре или в виде колодца, но в нем 9 этажей. Каждый квартал будет индивидуальный. Если рядом есть памятники, объекты культурного наследия — эти ограничения не дадут построить высотный дом. Где-то, может быть, и надо будет поставить высотную доминанту. А где-то ее не нужно.

— Правильно ли я понимаю, что мы под этим законом подразумеваем изъятие имущества для государственных и муниципальных нужд? — напрямую спросил Андрей Клычков.

— Нет. Речь идет не о прекращении прав, а о переходе прав, — отрывисто ответил Николай Гончар.

— Я понял, что нужно снова на юриста учиться мне, — иронично заметил Клычков и продолжил, — Ни слова не говорится о планах освоения территорий, которые есть. И многие вопросы у москвичей возникают именно по этому поводу: люди всегда задают вопрос: какова перспектива данной территории?

— Жителей же волнует, куда их переселяют, — возразила Юлиана Княжевская. — Это же просто документ о включении дома в программу, а дальше уже начинается этап работы с территорией. Давайте step by step.

Мятежная коммунистка

Несмотря на явную оппозицию авторам законопроекта, в которую, казалось, встала КПРФ, во время заседания 12 апреля фракция проголосовала «за». Андрей Клычков, задав несколько вопросов об интересах очередников и дольщиков в грядущем переселении, предостерег коллег, которые действуют по принципу «давайте поддержим, а потом — как пойдет»: «Так вот, как пойдет — не пойдет». Тем не менее, «фракция решила поддержать проект, несмотря на необходимость дальнейшей доработки».

Но Елена Шувалова уходить с баррикад не стала.

— Поддерживать данный проект закона нельзя, поскольку он сделан не для москвичей, а для строительных и банковских олигархов. Это очередной этап экспроприации народной собственности. За год до выборов президента, кто-то хочет, видимо, свинью подложить нашему президенту… Сейчас не скрывается, что облик города будет меняться. А вы спросили, господа приезжие, хотим ли мы, чтобы менялся облик этого города? — вопрошала коммунистка и в заключение предупредила коллег, что принятие закона «приведет к революционной ситуации в Москве».

В ответ единоросс Сергей Зверев призвал Шувалову «не заниматься популизмом» и «страшилками», а также не позволять гражданам «шантажировать власть: дайте мне то, что я хочу, и там, где я хочу». По словам единороссов, «у людей загораются глаза» от новости, что их дом войдет в программу по сносу, и игнорировать их желания больше нельзя.

Но самую решительную отповедь мятежной коммунистке дал ее однопартиец Николай Губенко.

— Мэр и президент приняли решение. О чем мы говорим в нашем традиционном, «диктаторском», с кавычках, и «тоталитарном», в кавычках, государстве! Можно не обсуждать, — иронично начал Губенко. Затем коммунист, перефразировав известную фразу, выразил надежду, что «уже нынешнее поколение будет жить в новых домах», предложил голосовать «за начало этого страшного пути» и обрушился на Шувалову: — Не будьте, Шувалова, кремлевской мечтательницей номер два, просрали страну один раз — теперь ешьте!

Положительный отзыв на законопроект утвердили 36 голосами «за» с одним голосом «против».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow