КомментарийПолитика

Трамп нашел свою бомбу

Термобарические боеприпасы периодически используют военные и США, и России, и Израиля, но никому прежде не приходило в голову делать из этого шоу

Этот материал вышел в номере № 40 от 17 апреля 2017
Читать
Трамп нашел свою бомбу
Фото: «Новая газета»
Эхо взрыва в горах афганской провинции Нангархар прокатилось по планете: американские военные впервые применили в бою сверхмощную бомбу GBU-43/B, известную также как MOAB, или Mother of All Bombs — американский словесный эквивалент советской «кузькиной матери».

MOAB — сверхмощный термобарический боеприпас весом 10 тонн и длиной больше 9 метров, предназначенный для уничтожения живой силы в туннелях, окопах, блиндажах, подвалах и прочих укрытиях мощной ударной волной и высокой температурой. После прохождения ударной волны давление в зоне поражения резко падает, и у тех, кто уцелел, разрывает легкие. Поэтому термобарические боеприпасы часто называют «вакуумными». MOAB разработали в 2003 году для возможного использования в Ираке. Прежде всего, для психологического подавления противника: взрыв термобарического боеприпаса по всем показателям напоминает ядерный, и даже мощное грибовидное облако образуется.

Разработчики «Матери всех бомб». Фото: Wikimedia
Разработчики «Матери всех бомб». Фото: Wikimedia

Было произведено всего штук 20 MOAB, и производство закрыли к 2005 году. Теперь вдруг применили вроде для того, чтобы выкурить боевиков «Исламского государства» (ИГ — запрещено в РФ) из системы подземных укрытий и известковых пещер вблизи пакистанской границы. По оценке американских военных, сейчас в Афганистане всего 400—600 боевиков ИГ. Они враждуют сразу со всеми: и с афганскими властями, которые контролируют до 60% территории страны и основные города, и с движением Талибан, которое контролирует остальное, и с американцами. ИГ удерживает сравнительно незначительные территории вдоль пакистанской границы, но оттуда регулярно направляет в Кабул террористов-смертников. По словам командующего войсками США в Афганистане Джона Николсона, бомбу MOAB завезли давно, еще при Обаме, и вот нашлась и для нее работа: можно не тратиться на утилизацию, на вывоз в случае отвода войск, на хранение и техническое обслуживание изделия.

Американские и афганские военные источники утверждают, что MOAB убила 36 боевиков, местный губернатор — что 82, представитель ИГ — что ни одного. Все согласны, что потерь среди гражданских не было.

Почти никто до конца не поверил Николсону, что это было чисто тактическое решение на местном уровне: типа для удобства истребления злодеев из местного отделения ИГ. Наверное, Трамп, который на прошлой неделе приказал бомбить сирийскую авиабазу Шайрат, одновременно обидев Москву и Тегеран, посылает новый сигнал (показывает «кузькину мать» в стиле Никиты Хрущева) всем недругами Америки: прежде всего КНДР, которая всеми силами наращивает ракетно-ядерный потенциал и, похоже, готовит новые ракетные и ядерные испытания. К берегам Кореи уже выдвинулся авианосец Carl Vinson с кораблями сопровождения, а громогласный взрыв в афганских горах психологически нагнетает обстановку.

Экипаж боевого авианосца Carl Vinson ВМС США. Фото: Mike Blake / Reuters
Экипаж боевого авианосца Carl Vinson ВМС США. Фото: Mike Blake / Reuters

Во времена корейской войны, которая закончилась в 1953 году перемирием, бойцам КНДР и китайским «добровольцам» приходилось выживать в условиях тотального американского господства в воздухе под постоянной безжалостной бомбежкой. СССР тогда бросил в бой свои новейшие реактивные истребители и лучших летчиков, которые наносили удары по американцам, и сами гибли, но ни остановить, ни существенно ослабить бомбежки были не в состоянии. Северные корейцы стали зарываться в землю везде, где могли, и с тех пор не останавливались, готовясь к будущей неизбежной войне за объединение Кореи. КНДР превратилась в настоящие соты: вся изрыта подземными ходами, туннелями и укрытиями. Когда Иран решил спрятать под землю объекты своей ракетно-ядерной программы от возможного израильского или американского воздушного удара, то нанял именно корейских специалистов и купил корейские технологии подземного строительства.

Термобарические боеприпасы, разработанные для истребления живой силы в укрытиях, — именно то, чем можно грозить Пхеньяну.

Но конкретно MOAB не совсем подходит для вооруженного конфликта с КНДР. Во всяком случае не для первых ударов. Бомба настолько большая и неуклюжая, что единственный способ ее применения — это сброс через открытую в полете заднюю аппарель (рампу) транспортного самолета МС-130, специально переделанного для поддержки действий американских сил спецназначения. В открытую рампу выстреливают парашют, прикрепленный к MOAB, который раскрывается потоком воздуха и вытягивает бомбу на колесной платформе. Парашют и платформа потом сбрасываются, и MOAB начинает самостоятельный полет, используя стабилизаторы под управлением бортового компьютера, чтобы выйти на цель с точностью до шести метров, используя сигнал GPS. Компьютер подрывает MOAB в нескольких метрах над поверхностью, чтобы не расходовать энергию взрыва на кратер-воронку. Сверхзвуковая ударная волна отражается от земли, суммируясь и усиливая первичную волну. МС-130 при таком сбросе должен лететь медленно и сравнительно невысоко, на 2—3 км. Военных КНДР так бомбить (выкуривать из подземных нор) можно только на вторую неделю войны, когда они уже разгромлены на земле, на море и в воздухе.

Военный парад по случаю дня рождения Ким Ир Сена в КНДР. Фото: Wong Maye-E / ТАСС
Военный парад по случаю дня рождения Ким Ир Сена в КНДР. Фото: Wong Maye-E / ТАСС

MOAB — экзотическое оружие. Таких бомб мало, а новые не производятся. У военных США есть другие, более пригодные средства для уничтожения подземных укрытий. Кроме того, посылать один Carl Vinson с сопровождением, чтобы противостоять КНДР, — это вообще ни о чем. Если Пентагон всерьез задумает разбираться с Северной Кореей, то к ее берегам подгонит не одну, а 5—6 авианосных ударных групп и много еще других сил и средств для отражения возможных ударов в ответ на, скажем, точечный удар крылатыми ракетами по ракетно-ядерным объектам. Трамп и его генералы, очевидно, сейчас всерьез нападать на Пхеньян не собираются, а играют у всех на нервах.

Химическая лаборатория товарища Кима

Загадочное убийство наследника северокорейского престола заставило вспомнить об арсенале неядерного оружия массового поражения, которым владеет эта страна

Термобарические боеприпасы разного вида, размера и предназначения есть у многих стран. Израиль их использовал против подземных укрытий «Хезболлы» в Южном Ливане в 2006-м. Россия применяла подобные средства в Афганистане, массово — на Кавказе, в Чечне, Дагестане, Грузии и сейчас в Сирии. Термобарическая ракетная система ТОС-1А «Солнцепек» была поставлена в Азербайджан (убили много армянских военных в апреле 2016-го в Карабахе). Были поставки в Ирак, в Сирию, где ТОС-1А регулярно применяется для «выжигания» сил оппозиции. Есть сведения, что в обслуживании ТОС-1А, формально переданной сирийцам, участвуют наши инструкторы-советники, в том числе из группы Вагнера. Комбата «Гиви» недавно убили в Донбассе термобарическим боеприпасом, только маленьким — выстрелом из реактивного огнемета «Шмель». В 2004-м школу в Беслане во время штурма обстреливали тоже из «Шмелей». Есть подозрение, что в октябре1993-го здание правительства в Москве на Краснопресненской набережной во время штурма подожгли танковыми термобарическими боеприпасами.

Российский реактивный огнемет РПО «Шмель». Фото: РИА Новости
Российский реактивный огнемет РПО «Шмель». Фото: РИА Новости

Американцы еще в 60-е создали BLU-82B — Daisy Cutter («Косильщик ромашек») весом 6,8 т, всего на 20% слабее MOAB и с начинкой из той же смеси порошка алюминия и аммонийной селитры в качестве окислителя. Daisy Cutter также сбрасывали с С-130, только GPS-наведения не было. Собрали 225 штук Daisy Cutter, массово используя во Вьетнаме и в Ираке против армии Саддама Хусейна. В Афгане, кстати, в 2001-м Daisy Cutter бомбили систему пещер и укрытий Тора Бора в той же провинции Нангархар. И ни разу никакого шумного пиара, как сейчас с MOAB. Дело в том, что термобарические боеприпасы подпадают под 3-й протокол Женевской конвенции 1980 года об ограничении зажигательного оружия, которое нельзя, в частности, применять вблизи «скоплений гражданского населения», а также в лесонасаждениях.

Опасаясь этого протокола, в январе 1995 года корреспондентам «Красной Звезды» запрещали писать о военных заслугах бойцов химвойск, которые выжигали «Шмелями» чеченских снайперов в жилой застройке Грозного, пока об этом не написала газета «Сегодня».

С тех пор все осмелели, 3-й Женевский протокол фактически не соблюдается, и никого по нему в мире еще не наказали, но все-таки негуманное и малоизбирательное термобарическое оружие все стараются применять исподтишка. И только Трамп сразу объявил применение MOAB «еще одной очень, очень успешной операцией: у нас потрясающие командиры и потрясающая армия; мы ими очень гордимся». Прирожденный шоумен нашел себе потрясающую огненную супербомбу для пиара. Хорошо, что пока не ядерную… и в далеких афганских горах.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow