КолонкаПолитика

Пояса распускаются

Этот материал вышел в номере № 40 от 17 апреля 2017
Читать
Петр Саруханов / «Новая»
Петр Саруханов / «Новая»

Российские начальники, чиновники, депутаты отчитались о своих официальных доходах. Видно, что они всеми силами стараются хотя бы на бумаге избегать той роскоши, которая окружает их в реальной жизни. Видно, что в той части состояний, которые задекларированы официально, все еще принято стремиться к некоторой умеренности.

Но получается не очень хорошо. Дмитрий Медведев, для примера, заработал за 2016 год 8,5 млн рублей, на 2% меньше, чем в прошлом году. В то время как средние ежемесячные доходы россиян, по данным Росстата, колебались около 21 тысячи рублей в месяц, председатель правительства получал ежемесячно около 700 тысяч рублей. Премьер-министр, скажем, легко мог бы на свой годовой доход купить квартиру в Москве, в то время как рядовому представителю среднего класса приходится копить на нее чуть ли не всю жизнь.

Несмотря на то, что Медведев вынужден на 2% затянуть пояс, в среднем доходы членов правительства росли вдвое быстрее, чем зарплаты россиян. Расчеты журналистов РБК показывают, что доходы членов правительства опережали инфляцию, чем большинство россиян похвастаться точно не могли. В то время как Россия беднела, чиновники становились богаче. Неудивительно, что в правительстве раз за разом призывали не верить ни в какой кризис. Лидером прошедшего года среди министров-миллионеров стал министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, который получил 582 млн рублей — «за счет продажи дорого­стоящей недвижимости, задекларированной ранее». На втором месте Михаил Абызов — 520 млн рублей, и на этом фоне Медведев выглядит официальным аскетом.

К тому же большинство крупных российских чиновников — это люди, чтущие семейные ценности, а их жены по счастливому совпадению обладают предпринимательской жилкой и часто являются даже более успешными. Например, жена министра связи Николая Никифорова заработала 46,8 млн рублей, в то время как сам он довольствовался жалкими 5,8 млн. Супруга министра культуры Владимира Мединского заработала в 6,5 раза больше него. Супруга министра строительства Михаила Меня — в 4,4 раза больше, чем муж, и т.д. Возможно, именно этих деловых женщин следовало бы рекрутировать на государственную службу, где они принесли бы Отечеству большую пользу. Яркое исключение тут — Светлана Медведева, которая официально не заработала в прошлом году ничего.

Отдельного описания может заслуживать недвижимость и роскошные автомобили, которые слуги народа официально регистрируют как находящиеся в собственности. У чиновников есть коллекционные ретро-марки, спорткары, представительские седаны, спортивные мотоциклы и даже яхты и вертолеты.

Если бы они заботились по крайней мере о своем собственном будущем, не говоря уже о процветании России, то они в какой-то момент могли бы задуматься о том, что такая (в сотни и тысячи раз) разница в уровне жизни с обычными россиянами не способствует ни стабильности власти, ни снижению уровня социального напряжения.

То есть ничего нового вроде бы не случилось: примерно такие декларации подавались и в прошлые годы. Но только в 2016 году доходы россиян падали в течение 11 месяцев подряд. И они нам все это время говорили: потерпите, мы вместе.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow