СюжетыКультура

Новая умеренность

Усердное пасхальное убранство стало городской легендой

Этот материал вышел в номере № 43 от 24 апреля 2017
Читать
Новая умеренность
Фото: РИА Новости
В холодной весенней Москве, на Светлой неделе‑2017 всё всплывает в памяти одна из лучших — ​и не самых зачитанных — ​книг о Первопрестольной: маленькая повесть Бориса Зайцева «Улица святого Николая» (1921). Веер мгновенных снимков города столетней давности — ​со всеми расцветами, тревогами и расстрелами. Несколько страниц Зайцева вместили Москву от начала 1900-х до НЭПа.

Там есть строки совсем ключевые: на них впору воспитывать детей. Но в снежном апреле‑2017, у пасхальной карусели на площади Революции, с дальним видом на ампирную Моховую и ближним —​на скромную (и давно пора!) ярмарку пряников, вспоминаешь мелкие осколки его точных замет. Вот —​о годах Первой мировой:

«Родина же притихла. И насупилась. И затрезвела даже… Удивляет старую Европу воздержанием. Надолго ли? Ну, там посмотрим. <…> Все попроще, побледнее, и будто строже. Будто многое отмылось, вековое, цепенившее».

Чур нас, чур: мы вовсе не ждем войны. Мы ждем благоустройства и благорастворения. Продолжения медленной эволюции к лучшему, худо-бедно идущей в Москве уже четверть века. И именно потому пасхальное убранство 2017 года «попроще, побледнее» и явно строже прежних празднеств весьма одобряем. Это стиль и выбор взрослого социума.

«Альпийские шале» (чтоб не сказать — ​избушки) прежних ярмарок разъехались из центра по «спальным районам» необъятной столицы. Тоже верно: праздники и увеселения должны быть рассредоточены — ​чтобы даже не возникало вопроса (когда-то Иван Вырыпаев построил на этом вопросе целую пьесу, знаменитый «Кислород») о полной несовместимости жизни и людей Чистых прудов с жизнью и людьми г. Подольска.

В центре взамен появились лаконичные торговые павильоны из стекла и некрашеного дерева. Их очень немного. И их «икейный» лаконизм — ​артефакт хорошего вкуса. Трудным и кризисным временам приличествует сдержанность. Москва учится ей.

Лет 20 назад, от первого православного усердия, именно в Страстной Четверг и Страстную Пятницу, в дни взятия под стражу в Гефсимании, поношения, крестного пути и распятия, в дни самых скорбных богослужений — ​у нас вешали перетяжки (нарядные, как рушники и лошажья упряжь на сельских свадьбах): «С наступающим праздником!»

Эта стадия пасхального убранства давно ушла в ехидную городскую легенду. В 2017 году нас не поздравляли с плакатов и билбордов. Нам раскинули весьма умеренную самобранку уличной торговли. Виднее всего на пасхальных лотках были крекеры из полбы, льняная-тыквенная каша, иван-чай с антоновкой — ​плоды трудов малого бизнеса губерний, возможная основа «новой русской кухни»: здоровой, суровой и простой.

И, к слову, — ​стильной, как домики из стекла и некрашеного дерева. В духе XXI века. А после Пасхи — ​город наш вновь двинулся мученическим путем благоустройства. Не проехать и не пройти по Тверскому-Никитскому… На 80 улицах и 12 набережных ветер треплет бело-зеленые защитные завесы в косую полоску. Они имеют точный дизайн имперских караулок у дорожных шлагбаумов XVIII — ​XIX веков. И будят генетическую память московского обывателя, сурово напоминая: все это — ​для державы!

Пусть так. Но есть еще одна премудрость взрослого социума, которую должна освоить Москва, — ​в рамках программы «Моя улица». Всякая красота наполовину — ​да, и по расходам тоже — ​состоит из ухода за красотой. Из внимательных и постоянных усилий по поддержанию красоты в порядке. Это справедливо для стрижки и маникюра (тут я теоретик), но и для дома, дачи, двора. И для городского благоустройства тоже.

Нельзя высадить цветы в гранитные вазоны один раз и успокоиться: рассада казенных петуний и бархатцев на всех Кузнецких и Столешниковых требует постоянного полива и прополки, работы садовников. Иначе к июлю без слез не взглянешь. Как и было в 2016-м.

Нельзя взбодрить на Тверской сложные композиции из красного гранита и тика, 20-летних импортных саженцев, цветочной рассады в каменных вазонах — ​и на том успокоиться навек. Сколько раз за первый сезон нестерпимой красоты мы видели эти гранитно-тиковые композиции недопротертыми (по углам, как у ленивой домохозяйки, оставалась грязь)? А грязь по углам убивает и самый продвинутый дизайн! Сколько варваров втыкали в щель меж деревом и гранитом окурки! И они торчали там по нескольку дней, не замеченные коммунальщиками… А «европейская идея» шла прахом.

Все, что будет выстроено и высажено (особенно высажено!) в Москве‑2017, — ​требует неустанного и ежедневного ухода. Как Сент-Джеймсский парк. И розы на венском Ринге.

Тут, впрочем, благие мысли и буржуазные запросы обывателя мирных времен (20 лет назад в голову не пришло бы требовать от Отечества прополки петуний!) вновь корректирует московская хроника 100-летней давности, цитата из Бориса Зайцева:

«И жизнь прядет, и все как будто чинно, все так крепко, и серьезно, и зажиточно, благонамеренно. Строят дома —сотни квартир с газом и электричеством; новые магазины —роскошь новая; новые мостовые, новый, не русский шик города… Все себе равно, или кажется таким». Москва 1908-го примерно года. И сколько у нее впереди!..

Сколько стоит «Моя улица»

Очередной этап благоустройства Москвы продлится до осени

Начавшаяся более двух лет назад масштабная реновация улиц с заменой асфальта на знаменитую плитку, демонтажем электросетей и расширением тротуаров обошлась городу более чем в 40 млрд рублей.

Москвичи провели два летних сезона среди груд гранита и строительной пыли. На подходе третий. Обновить планируют 80 улиц (в том году ремонт коснулся лишь 60) и 12 набережных, в том числе Москворецкую, Смоленскую, Болотную и Якиманскую (вдоль Водоотводного канала от Патриаршего моста до памятника Петру). Реконструкции подвергнется значительная часть Садового и Бульварного кольца (будут перерыты бульвары, которые в том году остались нетронутыми).

Всего власти планируют за 2 года потратить еще 126 миллиардов. Только 13 сегментов Садового, если верить пояснительной записке проекта, обойдутся в 11,5 миллиарда. Еще 1 миллиард будет стоить подновление дворов, прилегающих к зоне реновации объектов.

Город ждет реконструкция Тверской улицы от Бульварного кольца до Белорусского вокзала, площади Тверской заставы, Лубянки (там посадят деревья), площадь возле метро «Красные Ворота», доселе достаточно мрачная, превратится в рощу деревьев с дубами, кленами и рябинами. Хохловская площадь, на пересечении Покровки и Бульварного кольца, где в начале нулевых при строительстве торгового центра обнаружили кладку стены уничтоженного еще в XIX веке Белого города, превратится в музей под открытым небом. Парк «Зарядье» свяжут с Никольской пешеходной зоной.

Кроме того, чиновники обещают проложить около 40 километров ливневой канализации, чтобы избежать прошлогодних подтоплений, лотки, обеспечивающие отвод воды с поверхности пешеходных зон, прописаны в «техзадании» к госконтрактам отдельной строкой.

Работы продлятся до конца августа — ​начала сентября 2017 года, высадку деревьев перенесут на октябрь-декабрь. Всего их будет высажено 4,5 тысячи плюс 100 тысяч кустарников. Среди пород упоминаются: дуб «черешчатый», ольха черная, рябина «брауэрс», черемуха, смородина альпийская и яблони.

Много растений будет высажено и в рамках другой городской программы — ​«Миллион деревьев». К 2016 году по этой программе в столице уже было озеленено более 9,5 тысячи дворов, это более 1 миллиона 150 тысяч деревьев и кустарников. Тут растения попроще: клен остролистный, липа, береза, те же яблони. Всего, судя по аукционам госзакупок, ГБУ «Озеленение», принадлежащее мэрии, в 2017 году намеривается закупить около 7 тысяч деревьев на общую сумму 2,67 миллиона рублей.

Отдельный предмет гордости городских властей — ​ларьки. Взамен снесенных «ночью длинных ковшей» к декабрю 2016 года столичные предприниматели приобрели право торговли в 950 киосках.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow