КолонкаСпорт

Разложенцы

Когда судьи в угоду владельцам VIP-лож убивают команду соперника, торсида начинает болеть против своих

Этот материал вышел в номере № 44 от 26 апреля 2017
Читать
Петр Саруханов / «Новая»
Петр Саруханов / «Новая»

То, что случилось с судейством в 24-м туре Российской профессиональной футбольной лиги — это не цирк. Не надо обижать великое искусство, которое и на заре своей требовало исключительного профессионализма. В цирке в поддавки не сыграешь и за спину шпрехшталмейстера не спрячешься.

Это другое. О «другом» в интернете судачат третий день, и при любых официальных выводах, если таковые последуют, осадок останется надолго. Если не так давно вошедшее в УК понятие «оскорбление чувств» к чему-то и применимо, так это к тому, что творилось сразу на нескольких футбольных аренах. В том числе на той самой, которую торжественно открывали в Санкт-Петербурге и которая одноименного названия по известным причинам недостойна.

Футбол, ради которого величественный «памятник коррупции» и возвели, уже добавил плохой истории свои пять копеек. Это правда, что основная масса болельщиков и даже фанатов «Зенита» последние полчаса откровенно желала успеха сопернику.

Местная аудитория (!) была оскорблена, не говоря уже о нейтральной. Это делает честь питерской торсиде. Но не делает чести VIP-ложам, которые обеспечивают и всячески поддерживают нынешнюю душную атмосферу российского футбола.

Новую арену на глазах всей страны открыли действом, которое будет признано одним из самых позорных в сезоне, а может, и вообще в истории отечественного футбола. Крайне редко дающий волю эмоциям главный тренер «Урала» Александр Тарханов едва сдержался, выразившись корректно: «Понимаю, что праздник, что новый стадион, но так нельзя… Мы просто попали под танк».

В роли танка выступил главный судья Алексей Еськов. Он с лихвой «реабилитировал» «московский арбитраж», на который второй месяц не устает жаловаться главный тренер «Зенита» Мирча Луческу — вместо того, чтобы вывести свою команду из унылого состояния. Еськов в самый напряженный момент матча удалил двух подряд футболистов «Урала» — Эрик Бикфалви за жесткий, но чистый подкат получил вторую желтую карточку, Роман Павлюченко — прямую красную за реакцию на вердикт. Под занавес за стычку в штрафной гостей уралец Роман Емельянов и зенитовец Артем Дзюба были удостоены желтых карточек, но у защитника «Урала» она оказалась второй. Три удаления у одной команды стали российским рекордом.

Гости атаковали и ввосьмером, а второй гол пропустили, когда против голкипера гостей оказалось трое футболистов «Зенита». После такого гола следовало закрыть глаза от стыда, но газпромовское начальство привычно сделало вид, что ничего экстраординарного не произошло. Ликование не отменялось.

Каждое из удалений можно квалифицированно оправдать, если рассматривать их в отрыве от ткани всей игры, в которой судья придерживался одной линии — был строг и зорок в отношении гостей и весьма снисходителен по отношению к хозяевам. Разрыв получился настолько чудовищный, что его нельзя было не заметить, но это не в стиле главы департамента судейства Андрея Будогосского. Еськов, правда, не будет судить топ-матч следующего тура ЦСКА—«Локомотив», но не потому, что провалил предыдущую встречу, а потому, что ему дали отдохнуть.

Значит, правы и остальные главные «герои» тура. Владислав Безбородов испугался удалить неприкасаемого Игоря Акинфеева, когда голкипер ЦСКА и сборной России на первых минутах матча в Уфе за пределами штрафной грубо завалил Кехинде Фатая, выходившего с ним один на один. Михаил Вилков не заметил фола Александра Бухарова на Сердаре Таски, когда нападающий «Ростова» забивал первый гол «Спартаку». Верх непрофессионализма продемонстрировал Сергей Иванов (тот самый, из-за результативной ошибки которого в октябре разгорелся грандиозный скандал после матча «Зенит»—«Спартак»), прямо лишивший московский «Локомотив» заслуженной домашней победы в матче с «Амкаром».

Оставлю в стороне анализ конспирологических версий — их много, и едва ли не каждая имеет под собой основания. Наличие коррупционной составляющей также находится в области предположений. А вот страх потерять место в обойме действительно довлеет практически над всеми судьями и вкупе с вопиющей нехваткой профессионализма дает такие диковатые плоды, как в рекордном 24-м туре.

Кого сильнее боятся обидеть, тоже понятно. Окрик со стороны руководства «Газпрома» или со стороны такого тяжеловеса, как президент ЦСКА Евгений Гинер, «весит» куда больше, чем жалкий протест аутсайдера или даже середняка. Нет нужды обращаться к статистике, чтобы выяснить всем известное: легче потрафить сильному, чем проявить принципиальность. Кто в авторитете, тот и прав.

Да, случай с «Локомотивом» выбивается из тренда, но клуб нынче не в фаворе, а «Спартак» больше сам виноват в разгроме, который он потерпел в Ростове. Да, «Зенит» тоже порой страдал от судейских решений, равно как ЦСКА, — но за рамки привычных погрешностей их случаи выходят чрезвычайно редко. А вот когда тому же «Зениту» пытаются помочь, то тут удержу нет. Как в прошедшую субботу и было. И одним только желанием сохранить интригу в чемпионской гонке происшедшее не объяснить — методы слишком некорректные и беззастенчивые. Боюсь, что в атмосфере изначального неравенства и видеоповторы, о введении которых идет долгая дискуссия, не помогут.

После некрасивого случая с судейством одного из матчей недавно прошедшей финальной серии розыгрыша хоккейного Кубка Гагарина 10-летняя девочка озадачила редакцию вопросом о том, стоит ли верить тому, что происходит в игре.

На детские вопросы вообще отвечать трудно. Но придется.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow