СюжетыПолитика

Китайская измена

Почему Северная Корея подверглась жестким санкциям со стороны ближайшего союзника — Пекина

Этот материал вышел в номере № 50 от 15 мая 2017
Читать
Китайская измена
Фото: ТАСС
С бензином в столице КНДР сейчас плоховато даже для иностранцев — один из базирующихся в Пхеньяне дипломатов анонимно сообщил сеульскому телеканалу «Кей-би-эс», что на многих заправках теперь заливают в бак не более чем по 20 литров зараз. Ограничения, как полагают в Сеуле, связаны с тем, что в Северной Корее спешно создают резервные запасы топлива на случай, если в страну вдруг прекратятся поставки из Китая, откуда идет практически весь поток нефти и нефтепродуктов.

О возможности эмбарго уже открыто пишет пекинская печать, что стало еще одним признаком крайнего ухудшения отношений между двумя соседями, которые официально считаются военными союзниками и десятилетиями клялись друг другу в вечной дружбе.

Непослушный товарищ Ким

В начале мая Пхеньян совершил невиданный поступок — он выступил с поименными выпадами в адрес Китая, хотя до сих пор проезжался по нему только намеками. Теперь же официальный рупор КНДР, информационное агентство ЦТАК напрямую обвинило Пекин в том, что тот спелся с американскими империалистами, пытающимися лишить Северную Корею ядерного оружия, необходимого ей для защиты независимости и достоинства.

МИД КНР ответил на это с величавой сдержанностью, а одна из пекинских партийных газет написала, что спорить с впавшим в истерику соседом — себя не уважать.

Тем более, что агентство ЦТАК, по сути дела, сообщило истинную правду. Китай действительно крайне жестко давит сейчас на Северную Корею, требуя от нее свернуть ракетно-ядерную программу. И, что еще обиднее для Пхеньяна, в последнее время Пекин стал отчетливо координировать свои действия в отношении КНДР с США.

Дональд Трамп и Си Цзиньпин. Фото: Reuters
Дональд Трамп и Си Цзиньпин. Фото: Reuters

Молодой северокорейский вождь Ким Чен Ын предельно надоел Пекину своей непослушностью и заносчивостью. Он истребил прокитайское лобби в пхеньянской элите, не желает ни в чем советоваться со старшим союзником и еще ни разу демонстративно не посещал КНР, хотя его отец, ныне покойный предыдущий правитель страны Ким Чен Ир, частенько наезжал туда на своем бронепоезде.

Своенравность молодой вождь подкрепляет стремительным наращиванием военного потенциала, считая это гарантией своей независимости. В прошлом году КНДР провела два ядерных испытания, более 20 раз запускала баллистические ракеты различных типов. Пугающие соседей военные упражнения она продолжила и в нынешнем году — в начале минувшего марта одна из северокорейских ракет упала в море всего в 200 км от побережья Японии.

Фактор Трампа

Китай справедливо считает, что все это резко увеличивает опасность военного конфликта прямо у его границ. Тем более, что союзный договор с Пхеньяном от 1961 года прямо обязывает Пекин немедленно направить вооруженные силы на защиту КНДР в случае «империалистической агрессии». Китай встревожен и тем, что северокорейские амбиции подталкивают Японию, регионального соперника КНР, к наращиванию вооруженных сил — Токио уже укрепляет ПРО, проводит программу строительства тяжелых вертолетоносцев и начал думать о том, не обзавестись ли ему потенциалом первого удара типа крылатых ракет.

В силу этих факторов Китай и раньше пытался обуздать ядерные замашки товарища Кима с помощью санкций, в том числе и скоординированных с США, но опасался давить слишком сильно. Дело в том, что

крах нынешнего режима в КНДР в результате экономической блокады — не меньший кошмар для Пекина, чем война. Это грозит неконтролируемым объединением Кореи скорее всего под руководством проамериканского Юга. В результате Пекин потеряет буферное государство на своей границе,

и к ней при наихудшем раскладе могут выйти вооруженные силы Соединенных Штатов.

Однако такие опасения сейчас пришлось слегка отодвинуть в сторону из-за появления в Белом доме человека по имени Дональд Трамп. Новый президент США еще в ходе избирательной кампании обещал решительно разобраться с Северной Кореей и покончить с вялой политикой «стратегического терпения» предыдущей администрации Барака Обамы. Было объявлено, что на северокорейском направлении Вашингтон теперь не исключает ни одного из сценариев — что стало прямым намеком на возможность военной акции. Причина в том, что Пхеньян все ближе подбирается к созданию межконтинентальной баллистической ракеты, способной нанести удар по основной территории США. К тому же у него уже есть ракеты, достигающие не только Южной Кореи и Японии, но и, возможно, американского острова Гуам с его стратегическими военными базами. В этих условиях далее «терпеть» в Вашингтоне считают, мягко говоря, нецелесообразным.

К берегам Корейского полуострова сейчас направлена могучая ударная группа ВМС США во главе с атомным авианосцем «Карл Винсон». В нее входят также ракетный крейсер и два ракетных эсминца, вооруженных крылатыми ракетами «Томагавк», многоцелевыми системами слежения и наведения «Иджис». В регионе находятся также не менее четырех американских ударных атомных подлодок. С ними могут взаимодействовать и весьма неплохие военно-морские силы дальневосточных союзников Вашингтона.

Полетят ли «Томагавки»?

По военной мощи в регионе США несоизмеримо превосходят Пхеньян, однако у того имеется свой могучий козырь. Процветающий Сеул, столица Южной Кореи, находится всего в 24 км от линии разграничения с Севером. А у нее КНДР сосредоточила гигантскую по мощи группировку артиллерии и реактивных установок залпового огня, способную разом обрушить на южан пресловутое «море огня» — примерно 9 тысяч снарядов. Это приведет к неприемлемым потерям среди мирного населения. К тому же Пхеньян имеет отлично натренированный спецназ численностью около 20 тысяч человек, который после первого парализующего удара артиллерией может захватить тот же Сеул и взять его целиком в заложники, что позволит начать торг с американцами с сильных позиций.

Демонстрация военной мощи на параде в честь дня рождения Ким Чен Ира. Пхеньян. Фото: ТАСС
Демонстрация военной мощи на параде в честь дня рождения Ким Чен Ира. Пхеньян. Фото: ТАСС

Именно этот фактор заставил США в 1994 году отказаться от военного варианта решения северокорейского вопроса, хотя тогда администрация Билла Клинтона была к этому очень близка. Но сейчас ситуация, возможно, изменилась. Военные эксперты в США и Японии говорят, что первым ударом с привлечением до 600 «Томагавков» морского базирования можно все же уничтожить грозную северокорейскую артиллерию у Сеула. Одновременно сотни боевых самолетов, включая стратегические бомбардировщики, лишат Пхеньян возможности запускать баллистические ракеты, ликвидируют его ядерные объекты, системы управления. Лихой удар «Томагавками» по авиабазе Башара Асада в Сирии, проведенный во время беседы председателя КНР Си Цзиньпина с президентом Трампом в его поместье во Флориде, убедил Китай, что от нового человека в Белом доме вполне можно ожидать резких поступков.

«Самая серьезная угроза»

Остановит ли Трамп Кима? Перспективы развития американо-северокорейского конфликта

Именно тогда, как полагают в Токио, была достигнута договоренность о том, что США, тем не менее, пока не будут прибегать к силе, а предоставят Пекину возможность задействовать его немалые возможности давления на Северную Корею.

Удар по углю

В 2015 году весь объем внешней торговли Пхеньяна оценивался в 6,25 млрд долларов, и из них 5,7 млрд приходилось на КНР. При этом половина северокорейских поставок в Китай — уголь. Именно по этой ключевой позиции Пекин нанес сейчас болезненный удар. Он объявил, что в нынешнем году больше не закупит ни грамма северокорейского угля, лишив своего союзника важнейшего источника валюты. По данным ООН, уже в марте угольные поставки в Китай из КНДР рухнули более чем на 99 процентов по сравнению с уровнем февраля.

У Пекина есть и другие козыри наготове — помимо резкого сокращения поставок нефти и горючего он может выслать из страны северокорейцев, которые работают в КНР и приносят Пхеньяну значительные объемы той же валюты. Экономический нажим подкрепляется угрозой разрыва двустороннего союза: влиятельная пекинская газета Global Times уже написала 4 мая, что пункт об автоматической военной защите КНДР не отвечает нынешним интересам Пекина. Она же 22 апреля высказала мнение о том, что Китай может не вмешаться в случае «американского хирургического удара» по ядерным объектам Пхеньяна.

Маневры нарастают: США, по японским данным, через пекинские каналы уведомили КНДР, что в случае ее ядерного разоружения не будут стремиться к смене режима на севере Кореи и готовы дать ей гарантии безопасности. Более того, сам Трамп в одном из интервью заявил, что не прочь при определенных условиях лично встретиться с Ким Чен Ыном.

Впрочем, у Пхеньяна может появиться новый шанс — на выборах президента Южной Кореи только что победил левый политик Мун Чжэ Ин, сторонник примирения с Севером. Он с сомнением относится к США, заявлял о намерении пересмотреть условия размещения в стране американских комплексов ПРО. Однако даже президент Мун не отвергает идею санкций против КНДР, а Китай, конечно, не откажется от своей политики «измены» в отношениях с Пхеньяном, который стал представлять слишком большую угрозу.

Автрор — завбюро ТАСС в Японии, специально для «Новой

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow