КомментарийКультура

Шевчука поздравляют Чулпан Хаматова, Борис Гребенщиков, Дмитрий Муратов и Александр Чернецкий

Этот материал вышел в номере № 50 от 15 мая 2017
Читать

Чулпан Хаматова

«Срочно позвонить Юре!»

Чулпан Хаматова поздравляет Шевчука с юбилеем из Лондона перед началом благотворительного концерта в пользу детей, больных раком. По телефону

Я училась в девятом классе, когда он приехал в Казань на фестиваль. Он был для меня богом с Олимпа и остается богом, просто пришло понимание его творчества — песен, стихов. Есть необыкновенное обаяние личности и бесконечное беспокойство за эту личность, потому что крайне сложно с таким отношением ко всему вокруг выжить. У Юры не срабатывают защитные факторы. Все, что он может позволить себе — уйти на дно, отлежаться и жить дальше с теми же страстью, азартом, с той же жертвенностью.

Недавно он выступал в театре «Современник», мы делали вечер для наших волонтеров, решили устроить ребятам праздник. Деньги за участие не подразумевались. Юра всегда участвовал в таких концертах, он был первым, кому мы с Диной Корзун позвонили, когда еще не было даже фонда. Мы с ней страшно переживали, так как взялись за совершенно новое для нас дело. Он был первым, кто сказал нам «да». И это, конечно, и его заслуга, что тяжело болевшие дети выросли, заканчивают институты, и есть среди них те, кто сегодня в ряду наших волонтеров.

На одном из концертов фонда Шевчук представил песню, посвященную детям, которые борются с раком. Перед тем как написать ее, он устраивал допросы с пристрастием нашим врачам, выспрашивал все, пытался разобраться в терминах и специфических фразах, например, что значит «падают анализы». Эта песня у нас практически гимн. Она была написана 12 лет назад, но ее по-прежнему все поют.

Однажды один волонтер позвонил Юре напрямую с просьбой приехать к ребенку в больницу. А Юра в это время был на гастролях, там жесткий регламент, с переездами из города в город. Юра страшно переживал, что не может сразу приехать. Он все время звонил, расспрашивал о ребенке. К сожалению, мальчик не дождался, и Юра переживал так, что… просто убивался…

У нас был сложный с ним разговор однажды в Питере. Шел 2008 год, был очередной кризис, благотворители, на которых мы рассчитывали, в силу разных обстоятельств перестали нам помогать. А нужна была большая сумма денег. И мы запланировали концерт на канале РТР. Сотрудники канала сами выбирали артистов. Это были суперпопулярные певцы, но они никак не сочетались со вкусовыми предпочтениями фонда, в наших концертах они не принимали участия. Не позвать Юру было невозможно — он наш флагман, и мы очень хотели, чтобы он принял участие. Он страшно расстроился, ему были чужды ценности тех, с кем он должен был выступать. Я пыталась объяснить, что надо идти на компромиссы. Должно наступать в такие моменты перемирие до лучших времен. Он ругался, отказывался, сказал в итоге твердое «нет».

И я уехала в Москву. А он позвонил: «Ладно, дети у нас общие, буду выступать…» То есть он все это время думал, мучился. А потом утопил собственные амбиции и пошел просто помогать.

Не могу не рассказать совсем недавнюю ситуацию. У меня была рабочая поездка за границу, и я увидела в нашей театральной переписке, что умер мой ближайший друг, любимый Сережа Кушнерев. Сердце замерло, затаилось, остановилось. Немного есть людей, которые для меня являются моральными маяками. Похолодев, покрывшись холодным потом, я подумала: «Надо срочно позвонить Юре!». И в этот же момент, буквально в это же мгновение он позвонил сам. Говорил что-то, а я думала: что такое дружба? Связь космическая? И как важно говорить другу: «Спасибо, что ты есть!» Я хочу, чтобы мой друг Юра Шевчук долго жил, счастливо и здорово.

Записала Галина Мурсалиева, обозреватель «Новой»

Борис Гребенщиков

— С днём рождения! Желаю самого необходимого: сил и вдохновения!

Дмитрий Муратов

Юрьев день

Я отлично знаю, как ты будешь злиться. Ты всегда злишься и отмахиваешься от похвал, поздравлений, а тут юбилей…

Я знаю — ты с Катей выпьешь немного красного сухого, а потом по рюмке с прекрасным «ДДТ». И, наверное, этот день у тебя тоже будет рабочим. И именно этот вот рабочий день мы и решили отметить. В конце концов, в нашей редакции хранится самая легендарная из твоих гитар. Иногда осмелевшая молодежь берет ее в руки, а на Новый год даже пела тебе по громкой связи твои песни. А хранителям твоей гитары разве рот заткнешь?

Та самая гитара. Фото: Влад Докшин / «Новая»
Та самая гитара. Фото: Влад Докшин / «Новая»

Александр Чернецкий

группа «Разные люди»

— Юра принял огромное участие в моей судьбе. Весной 1991‑го я тяжело заболел, с трудом передвигался, даже из дома не выходил. Нужна была операция. Чтобы собрать деньги, решили организовать в Харькове, где я тогда жил, концерты с участием ДДТ и БГ-Бэнда. А потом в популярной программе «Музобоз» вышел видеоролик, где Макаревич, Градский, Гребенщиков и Шевчук обращались к зрителям со словами: «Наш брат заболел…» Нашлись доктора, которые меня вытащили, я выжил, живу. В основном люди, которые присылали деньги, не знали, кто такой Саша Чернецкий. Но они знали, кто такой Юрий Шевчук!

Он навещал меня в больнице, причем в разные годы, у меня было шесть операций, и в каждой он принимал участие. Приходили Гребенщиков, Чиж, совсем неизвестные молодые ребята. Но именно Юра для меня — символ этого рок-н-ролльного братства.

24 мая 1991. г., Харьков. Юрий Шевчук и Александр Чернецкий
24 мая 1991. г., Харьков. Юрий Шевчук и Александр Чернецкий
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow