ИнтервьюПолитика

«Партия просто исчезнет с политической сцены»

В «Справедливой России» тоже задумываются о смене лидера перед большими выборами

Этот материал вышел в номере № 52 от 19 мая 2017
Читать
«Партия просто исчезнет с политической сцены»
Сергей Миронов. Фото: РИА Новости

«Справедливая Россия» была одной из самых заметных партий в VI созыве Госдумы, депутаты от ее фракции сами и в компании «единороссов» вносили скандальные законопроекты, лишались мандатов за оппозиционную деятельность, в общем, не пропадали из информационного пространства. В новом составе парламента фракция заметно меньше — и тише. Не вполне понятно даже, зачем она там, ведь для создания иллюзии многопартийности достаточно было бы трех партий.

Дмитрий Горовцов
Дмитрий Горовцов

Недовольство ситуацией накипает и в самой «Справедливой России». Недавно депутат VI созыва, член центрального совета партии Дмитрий Горовцов фактически поставил вопрос о необходимости смены лидера партии. Мы спросили, почему это необходимо — и насколько возможно?


— Вы раскритиковали действия лидера партии Сергея Миронова, возложив на него ответственность не только за плачевное состояние партии «Справедливая Россия», но и за раскол в ней, заявив, что партия нуждается в серьезном обновлении и, прежде всего — смене председателя. С чем связана ваша позиция?

К огромному моему сожалению, партия «Справедливая Россия» переживает сейчас глубочайший кризис, обусловленный, в частности, утратой политической идентификации партии. Внушительный успех «Справедливой России» на парламентских выборах в декабре 2011 г. был связан с востребованностью социал-демократических идей.

В то время партия объединяла очень многих ярких, талантливых и профессиональных людей, интеллект и знания которых позволили сформировать стратегию и позицию партии по всем ключевым вопросам развития страны: бюджету, системе налогообложения, системе здравоохранения и образования, противодействия коррупции, расширению контрольных полномочий парламента, пенсионной реформе и др. Важно отметить, что стратегия и позиция включали в себя перечень необходимых шагов для достижения цели. Широкие перспективы для активных действий на международном уровне появились у партии и в сфере межпарламентских связей. Был подписан договор с фракцией социалистов в Европарламенте. Мы получили трибуну и возможность формировать точку зрения на целый ряд актуальных вопросов международной повестки дня.

Но вместо дальнейшего развития партия впала в стагнацию. Тактика действий, устанавливаемая руководством партии, практически полностью перестала соответствовать коллективно выработанной стратегии. В верхушке партаппарата укоренились совершенно неприемлемые стиль и методы партийной работы, которые привели к тому, что «Справедливая Россия» стала превращаться в площадку для удовлетворения личных, а порой и шкурных интересов отдельных ее представителей.

В результате произошла утрата доверия к партии со стороны наших граждан, наших избирателей. И, совершенно неслучайно, мы потерпели фиаско на региональных выборах в 2013 и 2014 гг. Ну, а полный провал, случился в сентябре 2016 г.

Я прекрасно понимаю, что мои слова многим не понравятся и, прежде всего тем, кто не терпит инакомыслия, основанного на профессионализме и таланте, сдерживает активность, препятствует проявлению инициативности.

Конечно, проще всего махнуть рукой, выйти из партии и влиться в другие политические структуры. Но это позиция пораженца и конъюнктурщика! Намного сложнее сейчас оставаться в рядах партии и действовать в целях изменения ситуации в ней. На мой взгляд, необходимы самые кардинальные изменения в партии, в том числе смена председателя. В противном случае партию ждет дальнейшая деградация и исчезновение с политической сцены нашей страны.

Понятно, что председатель партии всегда несет ответственность за результат, но какие конкретные претензии можно предъявить Сергею Миронову?

Главная — лидер партии должен эффективно обеспечивать достижение политических целей партии, обладать подлинным, а не декларируемым влиянием на федеральную и региональную политическую элиту общества, обладать качествами, обеспечивающими реальную востребованность и учет позиции партии при разрешении сложных внутриполитических вопросов. Я неоднократно слышал от своих коллег по фракции в Госдуме, представителей региональных организаций партии о претензиях в отношении лидера.

Считаю возможным привести только несколько примеров непоследовательности и перегибов со стороны председателя партии, которые самым негативным образом отразились на имидже партии и внутрипартийной ситуации.

То им давалась установка на огульную критику «Единой России», то единолично принималось решение о подписании с ней пакта о ненападении.

Многие прекрасно помнят, как партийный съезд делегировал наших коллег-депутатов для поддержки протестного движения, развернувшегося в Москве в декабре 2011 года. Всплывает в памяти и директивное вхождение всей фракции в «белоленточное» движение. Также была санкционированная работа членов фракции в Координационном совете оппозиции и изгнание этих коллег из рядов партии за активную позицию в этом совете. Из-за Миронова партию покинули очень многие действительно яркие, талантливые и профессиональные политики федерального и регионального масштабов. До сих пор у нас так и не сформировался собственный устойчивый электорат. И без наличия политической идентичности, без реальной конструктивной оппозиции к исполнительной власти он никогда и не сформируется. В отношении электората не ведется постоянной работы, а во все выборные кампании действовал «заемный», разовый принцип. Это далеко не полный перечень причин, которые, на мой взгляд, привели к «стагнации» в партии и катастрофическому результату на выборах в Госдуму прошлого года. Считаю, что без смены лидера «точка невозврата» на политическую арену для партии будет пройдена. Трудно предположить, кому тогда отдадут предпочтение поддерживавшие партию избиратели.

— Перед выборами был скандал с распределением мест в региональных группах, мы об этом писали.

Действительно, был эпизод, который обескуражил многих делегатов предвыборного съезда, состоявшегося в июне 2016 года. Совершенно неожиданно, в день проведения съезда, на котором утверждались предвыборные списки кандидатов в депутаты Госдумы следующего созыва, большинство из нас узнали, что, оказывается в наших рядах, в числе самых достойных и преданных партийцев, за плечами которых годы работы в «Справедливой России», значатся люди, в том момент формально состоявшие в других парламентских фракциях: «Единой России», «КПРФ» и ЛДПР. Вот такие внутрипартийные кульбиты проделывал наш партийный лидер!

— Вообще «СР» — вождистская партия или нет? В других партиях «системной оппозиции» председатель тоже не менялся с момента их основания.

«Вождистская» — несколько громко сказано. Яркий лидер, заинтересованный в успехах и развитии партии, достижение целей, ради которых создавалась партия, способный быть эффективным управленцем, является, как правило, политическим тяжеловесом, с которым считаются и которого признают не только члены партии.

Что же касается судьбы председателя «Справедливой России», то решение по этому вопросу должен принимать съезд после проведения широкой внутрипартийной дискуссии. Я свое мнение по этому вопросу уже высказал.

— Председатель партии — не только идеолог, но и менеджер, который отвечает, в том числе за финансирование. Под Миронова худо-бедно деньги дают, или он их сам как-то находит?

Надо четко понимать, что в соответствии с действующим законодательством нашей страны основным источником финансирования деятельности политических партий, принявших участие в парламентских выборах и набравших свыше трех процентов голосов избирателей, является федеральный бюджет.

«Справедливая Россия» получает почти 500 млн. рублей в год. Много это или мало?

С моей точки зрения — это гигантская сумма, которая при эффективном и грамотном управлении позволяет не только осуществлять текущее финансирование деятельности партии, но и вести системную идеологическую и организационную работу в предвыборный период.

Поэтому говорить, что под Миронова кто-то и что-то дает совершенно неправильно. Никто и ничего фактически уже давно не дает! По имеющимся у меня сведениям, «Справедливая Россия» по состоянию на 2015 год почти полностью (на 86,4 %) финансировалась из средств федерального бюджета.

— «СР» — парламентская партия. Поэтому лично я сомневаюсь, что даже если в партии есть подобная инициатива «снизу», она будет одобрена администрацией президента. Или вы верите, что смена лидера в парламентской партии может пройти без участия АП?

Во внутриполитическом блоке Администрации происходят постоянные изменения. Думаю, что это связано с желанием повысить эффективность работы. Полагаю, что и на Старой площади заинтересованы в ярком, сильном, профессиональном лидере «Справедливой России», способном обоснованно, четко, последовательно, а не конъюнктурно выражать интересы значительной части нашего общества.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow