Сюжеты

Канны 2017: из ниоткуда с нелюбовью

Директор фестиваля Тьерри Фремо призывает обратить внимание на кинематограф современной России

Этот материал вышел в № 51 от 17 мая 2017
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

«Кроткая»

В официальной программе юбилейного фестиваля, которому исполняется 70 лет, три российских фильма. В конкурсе «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Кроткая» Сергея Лозницы — обе картины сняты без поддержки Минкульта. И Звягинцев, и Лозница уже участвовали в Каннском смотре. Звягинцев с «Изгнанием», «Еленой» и «Левиафаном» — все работы были увенчаны призами. Лозница — с картинами «Счастье мое» и «В тумане».

«Нелюбовь»

«Нелюбовь» — семейная драма. По словам режиссера, его новая работа вдохновлена Ингмаром Бергманом, исследовавшим пространство супружеских отношений. «Кроткая» — копродукция России, Франции, Германии, Латвии, Литвы и Нидерландов. Фильм снят на русском и с российскими актерами. По мотивам фантастического рассказа Достоевского, действие которого перенесено в наши дни. В программе «Особый взгляд» — экзистенциальная драма «Теснота» одного из самых талантливых выпускников мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете Кантемира Балагова — драма из жизни еврейской диаспоры в Нальчике. Директор фестиваля Тьерри Фремо вновь призывает обратить внимание на кинематограф современной России, который привлекает актуальными художественными высказываниями.

Первый Каннский фестиваль должен был состояться в 1939-м. Но в день открытия Гитлер вторгся в Польшу, и Франция объявила всеобщую мобилизацию. Фестиваль отменили после показа всего лишь одного фильма «Горбун Собора Парижской богоматери». Сразу после войны фестиваль состоялся под прикрытием авианосца, руины от артобстрелов прикрывали рекламные щиты, город наводнили британские солдаты. А открывал фестиваль «Берлин» Юлия Райзмана, в котором была использована и германская хроника. И хотя политика нет-нет — да и диктовала повестку дня главному кинофоруму, Канны превратились в подиум, задающий культурный тон мировому кино.

«Призраки Исмаэля»

Нынешний фестиваль открывается лентой французского режиссера Арно Деплешена «Призраки Исмаэля» о хрупкости любовной идиллии. По красной дорожке пройдут звезды французского кино Шарлотта Генсбур, Марион Котийяр и Луи Гаррель.

«Хэппи-энд»

Дважды лауреат Золотой пальмовой ветви Михаэль Ханеке («Пианистка», «Белая лента», «Любовь») возвращается в Канны с «Хэппи-эндом». За ироничным названием горькая история противостояния буржуазной Европы новой иммиграционной волне — на примере живописной французской семьи. Вновь в его фильме увидим Жана-Луи Трентиньяна и Изабель Юппер, снявшихся в его незабываемой трагедии «Любовь».

«Роковое искушение»

«Роковое искушение» Софии Копполы — экранизация готического романа «Раскрашенный дьявол» Томаса Куллинана (в 1971-м по книге был снят любопытный фильм Дона Сигела с Клинтом Иствудом). На фоне Гражданской войны в США за стенами закрытого женского пансионата в Луизиане вершится своя битва полов, ангельского и дьявольского начала. В звездном параде, устроенном Копполла, приняли участие Николь Кидман, Кирстен Данст, Колин Фаррел и Мэри Эль Феннинг.

«Устрашающий»

Кидман, похоже, не будет сходить с каннского экрана. Увидим ее и в новой работе обладателя «Оскара» Мишеля Хазанавичюса («Артист»), который представляет байопик «Устрашающий» (в российском прокате — «Молодой Годар»). В роли легендарного режиссера — Луи Гаррель. А фоном для любовной истории служат общественные бури во Франции мая 1968-го.

«Убийство священного оленя»

«Убийство священного оленя» — фантазия на темы трагедий Еврипида. Лидер «новой греческой волны» Йоргос Лантимос (его «Клык» побеждал в «Особом взгляде», а «Лобстер» удостоен приза жюри) снял психотриллер с элементами мистики. После триумфального приема антиутопии «Лобстер» в Каннах очередную работу непредсказуемого режиссера ждут с нетерпением. Герой фильма — хирург, решившийся заменить отца неблагополучному подростку. Семейная драма превращается в историю мести. В главных ролях Колин Фарелл и Николь Кидман.

«Двуличный любовник»

Эротический триллер Франсуа Озона («8 женщин», «Бассейн») «Двуличный любовник» о взаимоотношениях психотерапевта и его пациентки сосредоточен на исследовании женской психологии. В фильме увидим Жаклин Биссет, Марину Вакт и Жереми Ренье.

«Мир, полный чудес» независимого и самобытного режиссера Тодда Хейнса (наверняка вам запомнилась его фантасмагория о Бобе Дилане «Меня там нет» и выразительные драмы «Вдали от рая» и «Кэрол») — экранизация романа Брайана Сэлзника, автора знаменитого романа «Хранитель времени». Кино об удивительной связи судеб. В главных ролях Джулианна Мур и Мишель Уильямс.

«Из ниоткуда»

«Из ниоткуда» — новая работа знаменитого немецкого режиссера турецкого происхождения Фатиха Акина, обладателя «Золотого медведя». Акин исследует проблему ксенофобии на примере коренной немки, потерявшей мужа и сына в результате теракта, устроенного турецким террористом-одиночкой. В главной роли — Диана Крюгер.

Похоже, Канны намерены побить рекорд участия кинокумиров в кинофестивале. Даже судейство в нынешнем году — крупнокалиберные звезды. Жюри основного конкурса возглавит испанский кинорежиссер и сценарист Педро Альмодовар. Судейство «Особого взгляда» — Ума Турман. «Синефондасьон» и конкурс короткометражных фильмов — обладатель Золотой пальмовой ветви и приза за режиссуру Кристиан Мунджиу.

Восток — по-прежнему излюбленная территория кино, которую из года в год осваивают Канны. Японский режиссер, лауреат Гран-при Наоми Кавасе («Таинственный лес») — в конкурсе представит франко-японскую картину «Сияние». Автор задается простым только на первый взгляд вопросом: можно ли пересказать словами увиденное? В основном конкурсе две корейские ленты — «День после» обладателя Серебряного леопарда, одного из самых продуктивных режиссеров современности Хон Сан-су и фантастическая «Окча» Пон Джун-хо («Вторжение динозавра», «Сквозь снег») с Тильдой Суинтон. Еще одна картина Хон Сан-су представлена в секции спецпоказов — это «Камера Клер» с Изабель Юппер.

В программе «Особый взгляд» — Киеси Куросава с фильмом «Пока мы не исчезли», новые работы талантливого актера и режиссера Серджио Кастеллитто и обладателя «Золотой пальмовой ветви» за фильм «Класс» Лорана Конте.

Вне конкурса в фестивале участвует один из величайших авторов неигрового кино — 91-летний Клод Ланцман, создатель выдающегося девятичасового полотна о Холокосте «Шоа». Новая картина называется «Напалм» и посвящена Северной Корее.

В экспериментальном формате «виртуальная реальность» — фильм «Мясо и песок» мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту («Бердман», «Выживший»). Фильм создан с использованием технологии виртуальной реальности и показываться будет в специализированном VR-кинотеатре.

Во внеконкурсной программе привлекают внимание работы Романа Полански, Абата Киаростами, Кристен Стюарт и Джейн Кэмпион. Кажется, не только дней, но и ночей не хватит, чтобы увидеть все соцветие современного независимого кино. Кстати, в секции «Кино на пляже» классические фильмы можно смотреть далеко за полночь.

Кинокритики, как и зрители всего мира, затаив дыхание, ждут премьерного показа новых серий продолжения культового сериала Дэвида Линча «Твин Пикс». Новый сезон стартует на американском канале Showtime 21 мая, но еще раньше в Каннах профессионалы увидят две первые части многосерийного фильма. Верно кричал Гордон Коул, сыгранный самим Линчем в сериале на все времена: «Смотри, сынок, это случится еще раз!»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera