Сюжеты

Мощи доброй воли

В столицу России из католического Бари привозят очередную святыню

Погрузка мощей. Фото: РИА Новости

Этот материал вышел в № 53 от 22 мая 2017
ЧитатьЧитать номер
Общество

Александр СолдатовДмитрий Ребров«Новая газета»

20

21 мая в российскую столицу из итальянского города Бари прибыли мощи Николая-Чудотворца, если выражаться более корректно — ​святителя Николая, епископа Мир Ликийских, одного из самых популярных святых в нашей стране. До 12 июля ковчег с мощами будет находиться в храме Христа Спасителя, а 13 числа отправится в Питер, где пробудет до 28 июля. Поклониться святыне можно будет с 8.00 до 21.00.

За последние годы это уже третьи по счету «гастроли» общеправославных святынь. В 2011 году в Россию с Афона — ​своеобразной монашеской «республики» на северо-востоке Греции — ​для поклонения уже привозили так называемый «Пояс Богородицы», а три года спустя, в 2014-м, оттуда же — ​«Дары волхвов».

Обе реликвии в свое время вызвали неожиданный ажиотаж. Общее число паломников, прибывших в 2011-м в храм Христа Спасителя увидеть «пояс», по приблизительным подсчетам, достигло 3 миллионов человек, многим, чтобы приложиться к святыне пришлось отстоять в невероятных размерах очереди более 20 часов. Поэтому, учитывая прошлый опыт, в этот раз (а интерес к реликвии ожидается не меньший) столичные власти планируют основательно подготовиться к наплыву верующих и даже организовать по ходу очереди питание по доступным ценам. Помогать на месте будут не менее 10 тысяч волонтеров. Безопасность обеспечат две тысячи сотрудников полиции и Росгвардии.

Кубинский подарок

О прибытии мощей святителя предстоятель РПЦ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и папа Франциск договорились в ходе их исторической встречи в Гаване 12 февраля 2016 года.

В Россию и ранее привозились святыни из других стран, но это совершенно особое событие. Дело в том, что эти мощи привозит не другая Православная церковь, а Римско-Католическая. «Такого в истории еще не было», — ​замечает бывший ответственный редактор журнала «Московской Патриархии», а ныне сотрудник австрийского исследовательского проекта «Конфликты в постсекулярном обществе» (Университет Инсбрука) Сергей Чапнин.

Он допускает, впрочем, что, далеко не все «чада» Православной церкви оценят дипломатические усилия своего главы: «Возможно, будут и протесты по этому поводу со стороны православных фундаменталистов. Шепоток, что ездить к мощам не стоит — ​они «от католиков», уже идет. Но, поскольку святителя Николая очень почитают в России, на открытые протесты они, думаю, не решатся», — ​предполагает публицист.

«Более 20 лет представители Русской церкви и православные миллионеры пытались договориться с католиками о том, чтобы часть мощей была доставлена в Россию, но неизменно получали отказ. Я практически уверен, что патриарх Кирилл прямо говорил об этом с папой Франциском, который в итоге и надавил на доминиканцев, местную католическую епархию, чтобы они согласились. На сегодняшний день принесение мощей — ​это главный и чуть ли не единственный итог встречи в Гаване», — ​заключает он.

В целом патриархия и сама делает акцент на беспрецедентности события: «Мы видим в этом очень доброе отношение со стороны Римско-Католической церкви. Это правильный вектор отношений между Римско-Католической церковью и РПЦ», — ​подчеркнул пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков, выступая 16 мая на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».

Город в осаде

Городские власти тем временем к беспрецедентному событию готовятся почти как к стихийному бедствию: при столичном правительстве уже создан оперативный штаб под руководством заместителя мэра Александра Горбенко. По такому случаю мэрия обещала даже временно перенести строительные работы в рамках программы городского благоустройства. Временно приостановили ремонтные работы на Пречистенской и Кремлевской набережных. С целью предотвращения давки на протяжении всего маршрута вдоль Москвы-реки будут организованы три контрольно-пропускных пункта.

Как подчеркивает руководитель столичного департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Владимир Черников, в этот раз никаких специальных пропусков для привилегированных паломников, позволяющих пройти без очереди, не будет (а именно такие пропуски во время приезда «Пояса Богородицы» стали причиной скандала — тогда телеведущая Ксения Собчак сообщила в своем блоге, что «жена одного чиновника» пригласила ее поклониться реликвии по отдельным «vip»-билетам, что вызвало в сети волну возмущения. — Д. Р.).

Впрочем, без скандалов приезд святыни вряд ли обойдется. Во-первых, власти в очередной раз собираются перекрыть практически весь центр города (уже сейчас известно, что движение будет остановлено не только по Пречистенской набережной, возле храма Христа Спасителя, но из-за того, что в то же время в столице будет проходить ежегодный забег московского полумарафона, окажутся заблокированными и Фрунзенская набережная, улица Москворецкая, Большой Москворецкий мост, улица Балчуг, Раушская набережная, Софийская набережная, Болотная площадь, Васильевский спуск и некоторые другие улицы).

Карта перекрытий улиц Москвы с 21 мая по 13 июля

Во-вторых, традиционно, частью общества, привыкшей скептически относиться к инициативам РПЦ, очереди к святыням рассматриваются как неуместная демонстрация силы со стороны церкви.

И, наверное, поэтому на этот раз имена спонсоров официально не афишируются. В отличие от прошлых «гастролей» — ​приезд предыдущих святынь был связан с двумя благотворительными фондами, принадлежащими весьма неоднозначным структурам: «Пояс Богородицы» привозил Фонд им. Андрея Первозванного тогда еще главы ОАО РЖД Владимира Якунина, а «Дары волхвов» спонсировал не кто иной, как связанный с событиями «русской весны» российский бизнесмен и миллионер Константин Малофеев и «Фонд святителя Василия Великого». Ныне сообщается лишь, что в Москву ковчег доставит глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев) и мэр итальянского города Бари Антонио Декаро.

«В последние годы принесение мощей стало манифестацией какой-то новой религиозности, если угодно — ​нецерковного православия. Это звучит парадоксально, но есть довольно большой сегмент православных, которые нечасто ходят в храм, но при этом готовы многие часы стоять к привезенным святыням. Другими словами, православие для них это не столько личная вера, которую проживаешь каждый день, сколько символический жест, который достаточно сделать раз в год или даже раз в несколько лет», — ​объясняет Сергей Чапнин.

На вопрос о финансировании мероприятия, прозвучавший на конференции 16 мая, отец Александр Волков ответил, что главную часть расходов взяла на себя компания «Фосагро» и лично семья главы компании Андрея Гурьева, вице-президента Российского союза химиков, бывшего с 2001 по 2013 г. членом Совета Федерации от Мурманской области. Кроме того, около 3 миллионов рублей на организацию происходящего дополнительно, по словам клирика, выделило правительство Москвы.

Дмитрий Ребров,
«Новая»

Храм в Бари, где 930 лет находились мощи св. Николая. Фото: РИА Новости

Мощи доброй воли

Принесение очередной святыни в Россию преследует не только внешнеполитические цели, но и совсем уж приземленные: пиар и заработок. Чем не оскорбление чувств верующих?

В русском православном календаре есть необычный праздник. Его не отмечают православные греки: для них празднуемое событие было поводом для печали. Речь о «Николе Вешнем», празднике перенесения мощей святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, из его родного города Миры (ныне турецкий город Демре в провинции Анталья) в итальянский Бари.

Сие имело место в 1087 году, спустя 33 года после Великой Схизмы 1054 года, когда Христианская церковь окончательно разделилась на Западную (католическую) и Восточную (православную) и были провозглашены взаимные анафемы. Вооруженные венецианские купцы связали византийских монахов, молившихся у раки мощей св. Николая, и силой вывезли эти мощи на Запад.

Ныне Русская церковь отмечает перенесение мощей св. Николая 22 мая по новому стилю. В Католической церкви праздник практически неизвестен — ​он отмечается 9 мая только в Бари.

В русской благочестивой традиции (которая из года в год воспроизводится в проповедях на «Николу Вешнего») принято оправдывать «странный» праздник тем, что посредством насильного вывоза в Италию мощи были спасены от осквернения турками, которые теснили Византию в Малой Азии. Но турки-сельджуки окончательно оккупировали Анталью (греческую Анатолию) и прилегающие районы только в 1216 году. Еще в начале XIII в. регион контролировали те же итальянцы-крестоносцы.

Почему малоизвестный греческий святой стал самым любимым на Руси? (И сегодня немало православных считают, будто Святая Троица — ​это Иисус Христос, Богородица и Никола-угодник.) Ряд ученых утверждает, что образ св. Николая в процессе христианизации Руси слился в народном сознании с былинным образом богатыря-пахаря Микулы Селяниновича, олицетворяющего крестьянскую силу. В день Микулы, позже ставший днем перенесения мощей св. Николая, посевы злаковых культур давали первые зеленые ростки, что всегда считалось чудом.

Нейтрализация католиков

Духовный отец патриарха Кирилла — ​митрополит Никодим (Ротов), умерший в 1978 году на приеме у папы Римского, — ​имел две главных мечты: «воцерковление» советского государства и «воссоединение» православия с католицизмом. Есть немало оснований предполагать, что нынешний патриарх РПЦ МП стремится исполнить эту программу. Ключевым событием в ее рамках стала встреча Кирилла с папой Франциском в феврале прошлого года в аэропорту Гаваны. Такая встреча имела место впервые за всю тысячелетнюю историю русского православия, и патриарх осознавал, на какой риск он идет. Секретность встречи сохранялась до последнего: даже Архиерейский собор РПЦ МП, проходивший за неделю до нее, ничего не знал о готовящемся «историческом событии».

Паства патриарха, традиционно настроенная антизападно и, в первую очередь, антикатолически, восприняла случившееся с недовольством. В Банченском монастыре Московского патриархата на Буковине даже собрался собор, осудивший Кирилла как еретика. Патриарху пришлось сделать «шаг назад»: отказаться от участия во Всеправославном соборе на Крите в июле прошлого года — ​также весьма непопулярном мероприятии среди консервативной паствы из-за царившей там экуменической атмосферы.

Очевидно, что сближение с католицизмом для Кирилла приоритетнее, чем всеправославное единство и классический экуменизм, ориентированный на протестантов.

Выдержав более чем годовую паузу после Гаванской встречи, Кирилл делает следующий важный шаг в направлении Ватикана. Он договаривается с папой Франциском о временном (с 21 мая по 28 июля) принесении мощей св. Николая в Россию, за что православные, почитающие его «главным святым», должны быть особенно благодарны братьям-католикам. К тому же мощи будут сопровождать католические прелаты, в СМИ появится масса доброжелательных публикаций о городе Бари и о «спасении великой святыни от сарацинов» в 1087 году. И главное — ​консервативной общественности протестовать против этого сложно: праздник 22 мая, к которому и приурочено событие, испокон веков отмечается всеми русскими православными — ​в этот день даже был крещен царь-мученик Николай II, получивший имя в честь св. Николая.

Сближение патриарха Кирилла с католиками связано не только с романтическими воспоминаниями о митрополите Никодиме и стремлением завершить его миссию. Рассуждая прагматически, именно католическая церковь воспринимается как главный конкурент Московской патриархии на международной арене. Особенно это заметно на Украине, где все большим влиянием пользуется гонимая в советские времена греко-католическая (униатская) церковь.

Неудивительно, что, ведя переговоры с Ватиканом, Московская патриархия стремится «продать» свое сближение с ним в обмен на отказ Ватикана от поддержки украинских греко-католиков. Об этом, в частности, постоянно говорит «министр иностранных дел» РПЦ МП митрополит Иларион (Алфеев), выступая перед разными католическими аудиториями на Западе. А события в Донбассе только подлили масла в огонь патриархийной риторики: сам патриарх официально написал в августе 2014-го, что эта война имеет признаки «межконфессиональной», когда на стороне Украины выступают «воинствующие униаты», а «Новороссию» защищают смиренные православные. Во внутренней пропаганде образ «зловредных униато-фашистов» также всячески противопоставляется хорошему образу Ватикана, который вместе с РПЦ МП отстаивает в Гейропе то, что осталось от традиционных христианских ценностей.

Пиар, бизнес и язычество

Помимо высокой международной и межконфессиональной политики принесение мощей св. Николая в РФ преследует и совсем уж приземленные цели. Как показывает опыт подобных громких «паломничеств святынь» (например, Пояса Богородицы в 2011 году), это прекрасный повод для пиара Московской патриархии.

Если говорить честно, ее репутация в российском обществе довольно спорная: многие люди уже научились отличать православие как таковое от корпорации, созданной в 1943 году, и тем более от личных интересов Кирилла как политика или как олигарха. Патриарх перенес личную пиар-катастрофу в 2012-м (скандалы с Pussy Riot, часами Breguet и «нанопылью» в Доме на набережной), а массовые протесты в Москве и других городах России против «быстровозводимых» храмов или эпическое стояние петербуржцев за Исаакиевский собор показывают, что потенциал падения рейтинга РПЦ МП в России далеко не исчерпан.

Привлечение миллионов людей к общехристианским святыням в таких условиях становится шансом на удержание бренда «православие» в руках Московской патриархии и лично патриарха Кирилла. Другое дело, что этот пиар-инструмент является одноразовым и в стратегическом плане мало на что влияет. Но на фоне вышеописанного и это хлеб.

Наконец, каждые «гастроли святынь» — ​неплохой бизнес. Пока люди стоят в многочасовых очередях, их можно кормить, развлекать, продавать им разные иконки, брошюрки и, как принято сейчас выражаться, «святыньки». Отстояв очередь, каждый, конечно, захочет оставить у себя вещественный носитель благодати, приложив его к мощам. Кроме того, для паломников из провинции (которые охотнее реагируют на такие акции, чем пресыщенные благодатью столичные жители) надо арендовать тысячи автобусов, сотни тысяч гостиничных мест в понастроенных при московских монастырях и храмах «паломнических центрах». Опять же, всю эту армию паломников нужно кормить, развлекать и всячески обслуживать.

Но, по правде говоря, весь этот ажиотаж не имеет прямого отношения к православной вере. Сегодня частицы мощей святителя Николая есть в абсолютном большинстве (если не во всех) московских и петербургских храмов. Православие действительно признает наличие особой благодати в мощах святых. Но действие или «количество» этой благодати не зависит от размера мощей. Напротив, православие осуждает представления о том, что от «количества» благодати может зависеть ее «качество». Такие представления считаются оккультно-магическими или, выражаясь более традиционным языком, языческими. Именно их обслуживает индустрия «гастролей святынь», уводя таким образом людей от православия в дебри суеверий. Более-менее просвещенные православные христиане редко стоят в этих очередях к привозным святыням — ​а стоят там либо «публичные персонажи» (чисто для пиара), либо носители описанных выше оккультно-магических представлений.

В УК РФ теперь есть странная статья о «защите чувств верующих». И если бы она работала по-настоящему, то политико-коммерческая эксплуатация обще­христианских святынь, несомненно, была бы признана оскорблением этих чувств.

Александр Солдатов —
специально для «Новой»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera