СюжетыПолитика

«Дело патриотов»

Арестованные активисты заявили о пытках в СИЗО КГБ Беларуси

«Дело патриотов»
Фото: РИА Новости
В выходные одновременно высказались министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей и политзаключенный Сергей Кунцевич, находящийся в СИЗО КГБ. Макей заявил на пресс-конференции, что белорусские власти предоставляют Евросоюзу всю информацию по делу «Белого легиона». А Сергей Кунцевич сообщил, что его пытали электрошокером.

Аресты по делу «Белого легиона», которое в Беларуси называют делом патриотов, начались 21 марта. Арестовывали участников официально зарегистрированного спортивного клуба «Патриот» и активистов «Маладога фронта», спасателя и спецназовца, книготорговца и производителя «вышиванок» — всего 35 человек. Всем предъявили статью «обучение или подготовка лиц для участия в массовых беспорядках». По версии следствия, массовые беспорядки планировались 25 марта, на запланированной акции протеста «День воли». Спустя две недели к дежурному обвинению добавили вторую статью: создание незаконного вооруженного формирования.

«Белый легион» появился в Беларуси в начале девяностых и действовал по принципу спортивно-патриотического клуба под руководством бывшего офицера Сергея Числова. К настоящему времени его не существует. «Легионеры» всегда участвовали в акциях оппозиции и обеспечивали безопасность других участников. Некоторые арестованные в марте действительно когда-то имели отношение к «Белому легиону». Но большая часть в те времена еще ходила в детский сад. Тем не менее, их всех пытаются связать со структурой, которой уже 15 лет не существует.

Фрау А., мусье Мишель и белорусские боевики

Как личное письмо «бдительной немки» Александру Лукашенко привело к массовым арестам

Что происходит с обвиняемыми в СИЗО КГБ, можно только догадываться. Впрочем, теперь уже и догадки не нужны. Сергей Кунцевич должен был доставить на площадку перед Академией наук, где был назначен сбор участников Дня воли 25 марта, звукоусиливающую технику. А до того — помогал Николаю Статкевичу скрыться от «наружки». Кунцевича арестовали 24 марта. По телевизору рассказали, что в его машине обнаружили «коктейли Молотова». А в минувшие выходные он смог передать Статкевичу из СИЗО: вечером после ареста его пытали электрошокером, пытаясь выяснить, где скрывается Статкевич.

На данный момент под стражей остаются 16 человек. Остальным изменена мера пресечения. 21 мая был переведен под домашний арест молодой историк Евгений Полторжицкий. По словам отца, выглядит угнетенно, говорить ничего не хочет. Именно его показали по белорусскому телевидению на следующий день после массовых арестов: Полторжицкий демонстрировал кагэбэшникам «схрон» в лесу под Столбцами, который представлял из себя кучу металлической арматуры, сваленную на землю.

Только один человек из «дела патриотов» публично назвал цену своей свободы. Вернее, даже не свободы, а подписки о невыезде. Сергей Пальчевский, активист-молодофронтовец, был арестован 22 марта. Меру пресечения ему изменили 15 апреля. А на следующий день Пальчевский публично признался, что подписал бумагу о сотрудничестве с КГБ под псевдонимом «Артур» — кагэбэшники угрожали разглашением неких подробностей интимной жизни и, как следствие, проблемами на зоне. «Несмотря на то, что я не вел никакой преступной деятельности, не знаю никаких секретов — я решил давать показания. После того, как мы поговорили приватно, гэбэшники приказали повторить все это при адвокате и дали мне на подпись подписку о сотрудничестве», — написал Пальчевский на своей странице в фейсбуке.

На Украине были титушки, в Белоруссии появились шунявки

В Минске возбуждено уголовное дело о массовых беспорядках, которых не было

Пальчевский — подписал, Полторжицкий — показал «схрон». Они не в тюрьме. Кунцевича пытали, и он в тюрьме. Сегодня в СИЗО остались 16 человек. Что происходит там с ними — не знает никто. О чем молчат те, кто вышел, — тоже не знает никто. Сотрудничество с КГБ не имеет отношения к материалам дела, так что Пальчевский не нарушил подписку о неразглашении. Все, кто вышел, — тоже не нарушают. Только министр иностранных дел Владимир Макей рассказывает, что отправляет в Брюссель материалы дела, о которых в Минске вслух не говорят.

Статкевич, отсидевший после президентских выборов 2010 года почти пять лет, сказал: «Мы к этому пришли, в том числе, благодаря «добрым» политикам на Западе, которые решили, что здесь либерализация, и развязали руки белорусскому режиму, поселив в нем чувство безнаказанности».

23 мая спецдокладчик ООН по Беларуси Миклош Харашти опубликовал свой новый доклад, в котором признал: белорусские власти вернулись к практике широкомасштабных репрессий.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow