КомментарийКультура

Обыскующие

Этот материал вышел в номере № 55 от 26 мая 2017
Читать

На каждого умного по дураку, все поровну, все справедливо. Булат Окуджава

Фото: Михаил Метцель / ТАСС
Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Ну наконец-то! Наконец-то президент в одном слове выразил то, что давно уже поняли и думают о судебной и следственной системе России многие тысячи ее граждан: «Да дураки!» Именно так, по словам журналиста Андрея Колесникова, наблюдавшего эту сцену в Кремле после церемонии вручения отличившимся россиянам высших государственных наград, Путин ответил на вопрос одного из них — актера Евгения Миронова, спросившего, зачем президенту это надо: «Вы же во Францию летите! Вам-то это зачем?»

Из контекста обозреватель «Коммерсанта» понял, что речь шла об обыске у режиссера Кирилла Серебренникова. Тремя месяцами раньше такой же дикий в смысле демонстративности и бессмысленности обыск прошел у журналистки Зои Световой. Двумя месяцами раньше президент уже помиловал Светлану Севастиди, осужденную «дураками» за «шпионаж» в виде эсэмэски, посланной в 2008 году. С тем же посылом Путин согласился в декабре прошлого года на встрече с членами СПЧ, когда ему рассказали об избыточной и показательной репрессии в отношении ставропольского студента Мавлуда Керимова, по дурости уехавшего в Турцию и спасенного сестрой из лап запрещенного в России ИГИЛ (см. «Новую» №136 от 05.12.2016). «Неужели у государства нет никакого другого языка для разговора с гражданами?» — так был поставлен вопрос. «Да я-то с вами согласен…» — ответил тогда президент. Читай: «Заставь дурака богу молиться…» — однако Верховный суд приговор Мавлудову оставил без изменения.

Где, кого, за что

Громкие процессы недели

Вот эти и другие подобные судебно-силовые акции Путин и объяснил после награждения одним словом: «Дураки!» Коротко, емко, точно. Тут можно было бы еще поменять одну букву — и вышло бы совсем исчерпывающе. Хотя это только половина понятной «народу» правды, потому что «дураки»-то они, конечно, дураки, но совершают свои чудовищные поступки, стараясь отличиться в глазах в первую очередь все того же президента — стоящего на самой вершине пирамиды силовиков и судей де-факто и де-юре (через систему назначений).

Так что, это всё? Не вытекает ли из сказанного необходимость принятия каких-то кадровых решений? «Дураки», особенно услужливые, у рычагов государственного насилия просто опасны. Для президента пока лишь тем, что они дискредитируют его и государство, а для граждан — далеко не только этим. Хорошо смеется тот, за кем последнее слово. Но его еще надо вовремя произнести, и шуткой тут не отделаешься.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow