Сюжеты

Сначала деньги… потом зачистка?

Мединский предложил ввести взнос на прокат иностранных фильмов в 5 млн рублей

Фото: РИА Новости

Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

12
 

Очередное решение Минкульта вызвало нешуточные волнения в кинематографической среде. Ведомство готовит проект постановления Правительства РФ, которое установит фиксированный вход на рынок отечественного проката в размере 5 млн рублей за фильм.

Министр культуры в последнее время проявляет устойчивое недовольство тем, как поддерживается отечественная кинематография. Из бюджета выделяются ежегодно миллиарды рублей на производство и прокат отечественного кино, но в Минкульте считают, что наше кино все еще недобирает кассу и зрителей. В этом ключе и следует рассматривать новое решение. Владимир Мединский сообщил о решении трех задач с помощью законопроекта: «Увеличить финансирование отечественного кино. Самым справедливым образом — путем сбора фиксированных средств с зарубежного кино. Вторая задача — немного зачистить прокат от всякого низкокассового кинопродукта, и третья задача — попытаться сделать так, чтобы зарубежные блокбастеры больше несли нагрузки, чем иные фильмы». Некоторые кинопродюсеры считают, что это убьет весь зарубежный и российский артхаус.

Законопроект обяжет зарубежных (и, судя по всему, российских) прокатчиков платить по 5 млн рублей с каждой картины. Если фильм соберет выше 300 млн рублей — цена прокатного удостоверения будет определяться как процент от итоговых сборов картины. Решение о том, с какой суммы кассовых сборов взимать процентные отчисления, будет принято после обсуждений с представителями индустрии. После этого законопроект об отчислениях внесут в Госдуму.

Некоторым продюсерам и экспертам протекция Минкульта представляется разумной и необходимой для поддержки отечественного кино, однако большинство называет это решение отложенной смертью независимого проката.

При этом предложение Минкульта, увеличивающего плату за выход фильма на экраны в 1,5 тысячи раз, — звучит пока туманно, противоречиво, поэтому интерпретируется совершенно по-разному.

К примеру, директор департамента кинематографии Минкульта Вячеслав Тельнов разъясняет, что отчисления в размере в 5 млн рублей будут касаться и российских картин при получении прокатного удостоверения: «Затем Фонд кино будет им компенсировать эти 5 млн».

Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой не разделяет оптимизма сотрудников Минкульта: «Это прежде всего ухудшит предложения, это отразится на зрителях. Я не считаю, что эта мера приведет к каким-то позитивным результатам, потому что надо понимать, что кроме кинотеатральной сети сегодня существует и сеть интернета, — заявил Швыдкой ТАСС. — Можно было ввести, с моей точки зрения, куда более мягкий маркированный налог с продажи билетов, то, что делают французы… Кроме того, меры, предложенные Минкультом, нельзя вводить одновременно с сокращением производства российского кино. Вводить, по существу, заградительные меры на зарубежные фильмы и производить 40 картин невозможно, это может быть, только если производишь 150–200 картин».

«Очищать прокат» будут с помощью специальной комиссии, которая рассудит, какому фильму давать зеленый свет, освобождая от уплаты пошлин или возвращая потраченные на прокат средства, какому — красный. Понятно, что первыми пострадает авторское, фестивальное кино — по определению «низкокассовое». «Но Фонд кино компенсирует эту сумму наиболее выдающимся произведениям», — уточняет министр.

По словам главы Фонда кино Антона Малышева, средства — по крайней мере, на российское кино — компенсируют по заявке в фонд. Обращаясь за прокатным удостоверением в Министерство культуры, правообладатели будут параллельно писать заявку в Фонд кино на получение 5 млн рублей. Деньги будут возмещаться в порядке конкурса на получение господдержки в прокате.

Собранные средства Фонд кино должен направлять на поддержку отечественной кинематографии. В общем, создается весьма сложная система со многими неизвестными, с денежными потоками, бегущими в разных направлениях. Эксперты предсказывают новый взлет массового интереса к пиратскому контенту.

Трудней всего придется дистрибьюторам независимого кино (которым вряд ли удастся удержаться на рынке в новых условиях), а также кинотеатрам-однозальникам и кинотеатрам, специализирующимся на прокате авторского кино.

«Центру документального кино придется прекратить дистрибьюторскую деятельность, — считает гендиректор ЦДК Софья Капкова, — документальные релизы редко собирают большую кассу в прокате. Законопроект поставит под удар весь независимый кинематограф и документалистику в частности».

Продюсер Сергей Сельянов считает, что в целом российский кинематограф заинтересован в протекционистских мерах: «Как это получится — увидим. Если авторское кино исчезнет с наших экранов — значит, реформа гроша ломаного не стоит, значит, она вредная».

Эксперт Олег Иванов поддерживает законопроект: «Необходимо выравнивать рынок, потому что для западных картин прокатной площадкой является весь мир, а для нашего кино — только наш собственный рынок. Это неравные условия конкуренции, совершенно разные бюджеты, и такие регулирующие меры необходимы. Про предложение о пяти миллионах я могу сказать, что уже давно обсуждается необходимость ввести систему, аналогичную Франции. Там с каждого зарубежного фильма, выходящего в прокат, какая-то часть денег перечисляется в Национальный фонд и идет потом на производство французского кино».

Дистрибьютор авторского кино Сэм Клебанов полагает, что инициатива направлена на то, чтобы убить независимый прокат: «Российские кинотеатры будут зачищены от фильмов, рассчитанных на более взрослую, думающую, взыскательную аудиторию. Россия станет глухой культурной провинцией мира, как Уганда, например, где тоже авторскому кино нет дороги в прокат. Если даже они сделают исключение для артхаусных фильмов, выходящих, например, не больше чем 120 копий. Прокат качественного кино будет искусственно ограничен».

Некоторое время назад Кремль в лице официального представителя президента Дмитрия Пескова призвал при увеличении прокатной пошлины учитывать интересы зрителя.

Важно, чтобы рискованный законопроект не был запущен без детальной проработки. Иначе у нас не останется не только независимых прокатчиков, но и независимого российского, европейского и американского кино. У зрителя останется простой выбор: голливудский блокбастер или «особо значимый» российский фильм. Кинопрокатчики, представители киносетей убеждены, что пострадают не только маленькие однозальные кинотеатры, но и многозальники, которые начнут пустовать. Это затормозит развитие индустрии.

Ориентировочно законопроект будет принят в 2018 году. И значит, не только у киносообщества, но и у кинозрителей, на деньги которых кино и снимается, есть время на то, чтобы заявить свою точку зрения. Немного времени.

P.S.

Как это во Франции?

Инициаторы нововведения подкрепляют свои предложения примерами из практики французской  киноиндустрии.

Мы поинтересовались у Жоэля Шапрона, ведущего специалиста UNIFRANCE, как защищают свое кино во Франции.  Он объяснил, что это сложная многоступенчатая система. Но сумма оплаты прокатного удостоверения – одинаковая: за французский фильм и за иностранный. Стоимость  — 0,82 евро за минуту фильма. То есть за двухчасовую картину: 98 евро. В год производится от 230 до 270 картин собственного производства и копродукций.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera