Сюжеты

Трагедия плаща и шпаги

На Чеховском фестивале — Comedie Francaise c «Лукрецией Борджиа»

Фото: пресс-служба МТФ им. А.П. Чехова

Культура

Елена Дьяковаобозреватель

 

На сцене Художественного театра — мглистое, с рваными облаками небо Венеции и черные кривые сваи — причальные столбы гондол. Спектакль Comedie Francaise «Лукреция Борджиа» по беззаветной романтической драме Виктора Гюго, прошедший в Москве на XIII Чеховском фестивале, — и трагедия плаща и шпаги, и высокий образец французской театральной школы.

Лукреция Борджиа (Эльза Лепуавр ) — исчадие самой роскошной из обителей ада, гордая герцогиня Феррарская и дочь папы Римского Александра VI. На ее точеных и выхоленных руках — кровосмешение, раздор братьев Борджиа из-за сестры и гибель одного из них, бесчисленные убийства (от слухов о роковом «яде Лукреции Борджиа» содрогалась вся Италия XVI века), стяжательство, оперирующее городами и крепостями, гордыня, достойная Люцифера…

У Лукреции Борджиа есть даже личный палач в черном кожаном фартуке жреца. И есть необъяснимая точка уязвимости: влюбленность в юного венецианского офицера Дженнаро. Прекрасная дама инкогнито владеет сердцем юноши — тем паче что он вырос без матери, лишь иногда получая письма от знатной дамы, разлученной с сыном злобой людей и рока. Слухи о злодействах Лукреции Борджиа заставляют юного офицера содрогаться: как всех его боевых товарищей, как всякого честного человека. Компания молодых венецианцев (у каждого в семье есть «жертвы Лукреции») уличена в оскорблении герба гордой герцогини. Их ждет смерть.

По законам романтической драмы эти юноши — друзья Дженнаро. А сам он сын Лукреции.

Дени Подалидес, режиссер «Лукреции Борджиа», — сосьетер Comedie Francaise и один из опытнейших ее актеров. Подалидес не впервые участвует в проектах Чеховского фестиваля: «Мещанин во дворянстве» знаменитого парижского театра Bouffes du Nord в его постановке шел в Москве на фестивале 2015 года. Но если «Мещанин во дворянстве» был наряден, как придворный праздник эпохи Людовика XIV, сиял рюшами-бантами-тюрбанами и звенел музыкой Люлли, то в суховатой и страстной, почти минималистской по сцендизайну, пронизанной синим сумеречным светом «Лукреции Борджиа» главное — актеры. Мизансцены, в которых таинственные фигуры в масках кажутся бродячей труппой на привале. И главные герои.

Фото: пресс-служба МТФ им. А.П. Чехова

Лукреция из тех дам, что вырабатываются не сразу: над такой сдержанно-надменной и мнимо простой породой и статью природа и гены трудятся, как над английским газоном, — триста лет. Сам список ее преступлений — словно следствие впитанной с детства безмятежной уверенности в правах сверхчеловека. В 2017 году Эльза Лепуавр получила премию «Мольер» за роль в спектакле Иво ван Хове «Гибель богов». «Лукреция» подтверждает класс ее игры.

Герцог д’Эсте (Эрик Рюф) тоже из небожителей. Но в отличие от Лукреции не отлит из космического льда. Он отлично знает, на ком женат. Прячет любовь к этой женщине — свою необъяснимую точку уязвимости. Прячет прежде всего от нее. Но излечиться не может. И осторожная точность жестов мужа, допущенного наконец к складкам кринолина и коленям жены (в данный момент герцог очень нужен Лукреции), быстрые взгляды ей в глаза, удержанная под камзолом тоска человека, который давно получил от женщины все — и никогда не получит ничего, — страшно и прямо, очень точно сыгранная мистерия любой безответной любви. В сценах Рюфа и «Лукреция» вырастает из романтической драмы в психологический театр высшего класса. Впрочем, у Рюфа в «Лукреции» есть и второе важное амплуа. Он сценограф спектакля.

Черно-белая лаконичная гамма рубах, плащей, кринолинов им под стать. Стильный и емкий минимализм костюмов раскрывает страсти Гюго, не мешает выхватить клинок и заломить руки. Это тем более примечательно, что художник по костюмам спектакля — Кристиан Лакруа. Знаменитый модельер много работает в Comedie Francaise («Лукреция» — его десятая постановка). Выполняя тем самым — наконец-то! — мечту юности: Лакруа хотел быть не кутюрье, а именно что театральным художником…

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera