КолонкаЭкономика

Как делили дефицит

У правительства нет ни денег, ни намерения исправить эту ситуацию

Этот материал вышел в номере № 100 от 11 сентября 2017
Читать

Осенняя фаза бюджетного процесса началась для правительства с печальных открытий. Как пишет газета «Коммерсантъ», из-за отсутствия денег в казне Минфин не согласовал заявки на бюджетные расходы министерств, запланированные на 2018 год, в рекордном размере — 1,8 трлн рублей. В дальнейшем разрыв между аппетитами ведомств и возможностями бюджета будет только расти: до 2,2 трлн в 2019 году и 2,4 трлн в 2020 году.

Известный девиз «денег нет» возвращается, но на этот раз он обращен не к пенсионерам (их накануне президентских выборов как раз постараются не огорчать), а к членам кабинета министров.

Больше всех от бюджетной консолидации в будущем году пострадают Минобороны (заявка на 485 млрд рублей), исполнители госпрограмм в транспортной отрасли (320 млрд рублей), Минздрав и Федеральное медико-биологическое агентство (181 млрд рублей в сумме). Еще 95 млрд рублей не хватает на образовательные траты, включая ремонт школ и зарплаты учителям.

Чтобы обеспечить министерствам недостающее финансирование, в проект бюджета пришлось бы вносить серьезные поправки: сокращать уже утвержденные расходы или пытаться найти новые источники доходов. Скорее всего, правительство на это не пойдет: лимит по экономии исчерпан, а новые ресурсы в таком объеме взять неоткуда. В этом случае все несогласованные заявки превратятся в дефицит бюджета, который в 2018 году составит около 1,85% ВВП, а к 2020 году вырастет до 2,1% ВВП. Это сильно расходится с опубликованными ранее планами экономического блока правительства: ожидалось, что к концу трехлетки дефицит сократится до 0,8% ВВП. Такую сумму Минфин мог бы покрывать даже без использования резервов.

Разворот рубля

Правительству выгодно ослабление национальной валюты. И оно началось

Но финансовая реальность оказалась более суровой, чем прогнозы. «У нас есть определенные задачи, которые будут требовать дополнительных затрат. Поэтому дефицит бюджета <в этом году> может оказаться больше», — говорил в начале сентября министр финансов Антон Силуанов. Пока что эти слова подтверждаются. Объемы несогласованных заявок на следующую бюджетную трехлетку в общей сложности составляют 6,4 трлн рублей, в то время как доступные для покрытия дефицита резервы к тому моменту могут снизиться примерно до 3 трлн рублей (Резервный фонд будет исчерпан, и правительство начнет тратить деньги из Фонда национального благосостояния; формально два фонда будут объединены с 1 февраля 2018 года).

Вместе с тем по ходу трехлетки у правительства могут начаться сложности с исполнением майских указов президента. Для повышения зарплат врачам Минздраву потребуется дополнительный трансферт из бюджета размером в 266 млрд рублей на 2019-й и 2020-й годы. Похожие «дыры» могут неожиданно обнаружиться и в других направлениях финансирования. Так, в недавнем мониторинге Минэкономразвития отмечалось, что отставание от плановых значений майских указов наблюдается примерно по пятой части всех показателей.

Алексей Кудрин предложил Путину резко сменить приоритеты бюджета в начале четвертого срока президентства. Фото: РИА Новости
Алексей Кудрин предложил Путину резко сменить приоритеты бюджета в начале четвертого срока президентства. Фото: РИА Новости

Очевидный контраст с тем, что происходит в бюджетной сфере, представляет собой стратегия развития России до 2024 года от Центра стратегических разработок, часть которой была опубликована на прошлой неделе. В ней глава ЦСР Алексей Кудрин предлагает Владимиру Путину начать свой четвертый президентский срок со смены приоритетов бюджета: тратить государственные деньги не на оборону и безопасность, а на образование и здравоохранение. Причем расходы на человеческий капитал эксперты считают не только социально востребованными, но и наиболее производительными в экономическом плане. Резервы для реформ предлагается искать в неэффективных тратах государства.

Но текущее состояние бюджета говорит о том, что политическое сопротивление реформам в правительстве в 2018 году только возрастет: ведомства будут все более ожесточенно конкурировать за ресурсы по мере их исчерпания. Опыт показывает, что обычно в этой борьбе побеждают самые сильные и крупные игроки; социальная сфера и человеческий капитал из раза в раз оказываются в аутсайдерах.

Пакет рвется

Дискуссия о сроках реализации законопроекта Яровой — шаг к осознанию его неработоспособности

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow