Комментарии

Случай белорусского священника

Этот материал вышел в № 100 от 11 сентября 2017
ЧитатьЧитать номер
Общество

4
 

Как утверждают социологи, количество научных теорий, известных нам не потому, что мы о них прочитали, а просто так, зависит от нашего окружения. Если мы много общаемся с выпускниками Оксфорда или Гарварда, наши суждения будут выглядеть так, будто мы окончили Оксфорд или Гарвард. Если мы много общаемся с выпускниками Первого казачьего университета, мы будем хорошо разбираться в теории сабельного боя и плохо разбираться во всем остальном. Чем умнее общение, тем больше теорий.

С этой точки зрения интересно посмотреть на видеоблог отца Александра Кухты — двадцатичетырехлетнего белорусского священника, ставшего известным в России после своего видео о конфликте верующих с режиссером Алексеем Учителем.

Знакомство с какими теориями следует ожидать от выпускника Минской духовной семинарии? Судя по маститым московским священникам, отцу Всеволоду Чаплину и отцу Дмитрию Смирнову, в багаже отца Александра должны быть Александр Дугин, попурри из лозунгов сталинской пропаганды, пророчества старцев и масса «народных верований».

Вопреки ожиданиям отец Александр Кухта рассуждает как человек, не знакомый с работами Дугина. Он ничего не слышал о противостоянии Атланты и Евразии. Более того, он не считает Беларусь осколком России, а белорусский язык — региональным вариантом русского. Последнее особенно интересно.

Из Москвы мнение о самостоятельности белорусского языка кажется надуманным. Шутка в том, что за этим мнением стоит гуманитарная традиция, которой скоро исполнится триста лет, а за мнением Москвы — она сама и ее коллективный Дугин. Еще в середине XVIII века философ Иоганн Готфрид Гердер отстаивал ценность языка и культуры малых народов, критикуя имперский универсализм. Трактаты Гердера легли в основу национально-освободительных движений по всей Европе. Другими словами, уже три века назад сомнение в самостоятельности языка, на котором общаются люди в Витебске и Белостоке, было как минимум спорным. Нужно понимать, что за прошедшее время теории Гердера развивались и усложнялись. Недавно завершилась критика его критики. Теперь на повестке критика критиков Гердера. Американский политолог Бернард Як, изданный в этом году в России, предлагает забыть о спорах, вернуться к истокам и заново прочитать трактаты немецкого мыслителя.

Иоганн Гердер, критикующий универсалистов, Эрик Хобсбаум, критикующий Гердера, Бернард Як, критикующий Хобсбаума, — так выглядит дискуссия, из которой следует мнение отца Александра. Здесь же работы Эдварда Вади Саида, яростная публицистика Альбера Камю, сентенции Хоми Бхаха и Абдул-Жана Мухамеда, исследования Йиржи Коржалки, Шломо Занда, Мирослава Гроха, Эрнеста Геллнера, Бенедикта Андерсена.

Вряд ли отец Александр, скучая за семинарской партой, слышал о них. В учебных планах его alma mater указано, что он изучал в основном средневековые дисциплины: догматику, каноническое право, литургику. Секрет в том, что ему не нужны лекции о постколониальных теориях. Хватит и того, что он читает белорусские СМИ, которые все состоят из ссылок — явных и завуалированных — на работы Гердера.

Адекватность суждений отца Александра следует из адекватности местных медиа, свободных от Дугина. Окончив Минскую духовную семинарию (не самый респектабельный вуз, если честно), он рассуждает о вопросах национализма не хуже выпускника хорошего европейского университета.

Неожиданная на первый взгляд компетентность выпускника семинарии (расположенной, между прочим, не в Минске, а в мужском монастыре на опушке Беловежской пущи) косвенно указывает на отставание России. Если отец Александр вдруг решит сделать карьеру гуманитария, он легко освоится с новыми знаниями. Разница между его картиной мира и картиной мира западной академии стремится к нулю. Его собрата из Москвы, принявшего схожее решение, ждет болезненная ломка. Нужно будет избавляться от Дугина, от предрассудков. Это длительный, болезненный процесс. Затраченные время и силы — это и есть отставание от мировой науки. Печально видеть, с какой скоростью оно растет в Москве, сокращаясь в Минске.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera