СюжетыКультура

Древняя легенда о «Крыме»

Фильмы у нас снимаются для того, чтобы захватить прошлое, удержать, присвоить себе

Этот материал вышел в номере № 109 от 2 октября 2017
Читать
Петр Саруханов / «Новая»
Петр Саруханов / «Новая»

Российские исторические блокбастеры не слишком гонятся за исторической достоверностью. В полном соответствии с теоретической установкой министра Мединского, история рассматривается у нас как пропагандистский плацдарм. Задача режиссера исторического кино, соответственно, не в том, чтобы вскрыть ту или иную проблему, и уж тем более рассказать правду. Фильмы у нас снимаются для того, чтобы захватить прошлое, удержать, присвоить себе. Тот факт, что тем самым людей просто оболванивают, никого не должен смущать: большая пропагандистская игра всегда стоит свеч, см. на этот счет программные труды министра.

Алексей Пиманов решил внести свой посильный вклад в дележ исторического наследия и снял «Крым» — историю о том, как патриотически настроенный россиянин должен воспринимать события совсем недавнего прошлого, «русскую весну».

Сам Пиманов своей работой очень доволен, недоумевает, почему ее не берут в украинский прокат — мало ли, что производство фильма поддержано Министерством обороны.

Ничего нового мы, впрочем, из фильма не узнаем: это повествование, «основанное на реальных событиях», просто повторяет все пропагандистские штампы, придуманные на скорую руку в 2014 году.

Интересно другое: Пиманов снимает свой фильм, как если бы речь в нем шла о событиях глубокой старины, о деталях которых ни у кого не осталось воспоминаний, а свидетели давно ушли в лучший мир. Как будто нас всех просто не существует.

Когда российские кинематографисты предлагают свою версию событий X века в «Викинге», мы вздыхаем, но смиряемся, — в конце концов никого из нас там, в Древней Руси, не было, и все, что мы знаем о том времени, почерпнуто из нескольких летописей и археологических данных. Тут есть, где развернуться фантазии исторического реконструктора.

Но Пиманов, вооружившись той же методологией — «придумай красиво», — реконструирует события всего лишь трехлетней давности. Создатели «Крыма» врут с той же детской непосредственностью, что и авторы фэнтези о русской средневековой истории.

Нет смысла говорить о том, что Пиманов подтасовывает факты и выбирает из них только те, которые укладываются в его агитационную версию событий 2014-го. За кадром, к примеру, остались севастопольские курсанты ВМС Украины, отказавшиеся экстренно менять присягу и публично спевшие гимн своей страны во время поднятия флага.

Вряд ли стоило ожидать от Пиманова и способности критически отнестись к «героям русской весны» или увидеть человеческие лица среди украинцев (за исключением тех, кто немедленно принял «правильную» сторону).

Но Пиманов идет на прямую ложь, когда, например, утверждает, что у украинских летчиков будто бы был приказ сбивать российские военно-транспортные самолеты.

Такая ложь у Пиманова не случайна, она — несущая конструкция во всей мифологической картине мира. Ведь военные, предающие свою присягу, у Пиманова герои — в том случае, если речь идет о «второсортном», ненастоящем государстве. Куски такого государства приятно и полезно забирать себе — и все, кроме морлоков-бандеровцев, будут этому только рады.

Рисуя картину «братских народов, между которыми встал фашистский переворот в Киеве», Пиманов на радостях заговаривается. В одной из сцен фильма к берегу Крыма подходит большой десантный корабль, на берегу выставлено боевое охранение, из корабля выползают БТР. Этой десантной операции не было в реальности, зато теперь на деньги Минобороны на широком экране Пиманов без всяких сомнений показал сцену военного вторжения России в соседнее государство.

Кирилл Мартынов, отдел политики

Лариса Малюкова

обозреватель отдела культуры

Новый фильм от Минобороны не получился шедевром, но зрителя своего найдет 

«Крым». Кадр из фильма
«Крым». Кадр из фильма

Невиданная рекламная кампания, билборды в небе российских городов. Бюджет около 400 миллионов. Злобным критикам фильм показывать не стали — зачем портить впечатление? Сразу премьера. В Государственном Кремлевском дворце. Федеральные каналы дружно захлебываются от восторга. Идея создания фильма, одобренная президентом, принадлежит министру обороны РФ Сергею Шойгу. Ответственный заказ поручили президенту медиахолдинга «Красная звезда» Алексею Пиманову — лицу Первого канала.

Дьявол кроется в деталях… названия. Нет бы назвать фильм «Панфиловцы», и к его авторам было бы меньше претензий. Но место истории прочно занимает миф. Он и вписывает ловкой рукой в название фильма спорную цифру — 28. А историю создания танка Т-34 те же хитроумные авторы именуют звонко и современно: «Увидеть Сталина». Тихое название «Княжество Феодоро» переименовали в призывный «Крым». Автор сценария и режиссер Пиманов говорит, что для него это название — философское. Что его кино совершенно не про «Крымнаш», а про то, что любовь сильнее ненависти. В аннотации уточняется: «Эпизоды фильма основаны на реальных событиях, зритель впервые увидит неизвестные подробности работы «вежливых людей» по спасению Крыма от большой войны».

Смотрим. Первый титр: «Министерство обороны РФ представляет». Ну да, история пишется и снимается победителями.

На скале Мангуп-кале, рядом с руинами древней крепости, красиво сидит красиваяукраинская девушка. Что символично — над обрывом.

Из пещеры ею любуются юноша. Вокруг головокружительно снятый дрономпейзаж. Похоже на зазывные видеоролики и плакаты турфирм: «Крым ваш!», «Отдых на родном берегу!».

«Крым». Кадр из фильма
«Крым». Кадр из фильма

Саня (Роман Курцын) — бывший морпех из Севастополя. Аленка — «как шоколадка» (Евгения Лапова) — киевская журналистка. Он — олицетворение миролюбивой, но мощной вооруженной державы РФ. Она — заблудившейся в чащах истории, зависшей над пропастью Украины. Влюбленные с первого взгляда носятся по серпантину на газике, на белом катере в открытом море в купальниках. Постельная сцена в золотых лучах монтируется с летящей машиной, морем и скалистыми берегами под электронную музыку. Любовная линия сплетена с политическим экшеном. Майдан Незалежности, шпионы-официанты в балаклавском кафе, зверское нападение бандеровцев на автобусы крымчан в Черкасской области. Симферопольские ополченцы готовы дать отпор карателям-западенцам прямо на вокзале. А бойцов «Беркута» оркестром и гвоздиками встречает «Легендарный Севастополь, гордость русских моряков».

И затем главное, ради чего все затеяно: «вежливые люди» расправляются со снайперами и провокаторами, договариваются с украинскими командирами, берут под свой контроль полуостров. Они, как объясняет Санька, «пришли с миром». Не то что опереточный сотник Микола с Майдана, рвущийся к войне, приказывающий бомбить аэродром Бельбек. Мир обеспечат «вежливые люди» и вертолеты над Крымом, бронетранспортеры, выползающие из жерл кораблей, и ликование крымчан. И мудрые украинские полковники, которые прямо в кадре откажутся выполнять приказ и уничтожать противника. В финале будет посвящение офицерам России и Украины — тем, кто не стал стрелять друг в друга.

Изображение

С точки зрения профессии работа, за исключением нескольких боевых сцен, увы, топорная. Актеры в фанерных ролях безбожно плюсуют. Рыхлый путаный сценарий сбит из синтетических диалогов и штампов.

Расставшись с любимым, Аленка «неумело» пьет водку, закусывая селедкой, в ресторане под песню Трофима «Я скучаю по тебе». Монтаж все «объяснит» непонятливым.

На Майдане снайперы «стреляют в пианиста», играющего прямо на улице, — кровь на клавиатуре. В храбром полете под неумолкающую музыку камера кружится и летит неостановимо: через храм Вознесения — что над обрывом с золотыми куполами — к мощи военных машин, едущих освобождать полустров; через «Ласточкино гнездо» — к военному крейсеру. Скрипки поют, море сверкает, чайки мечутся.

Мне кажется, главная проблема фильма лежит даже не в области идеологии. Как показывает история кино, и на территории пропаганды создавались свои masterpieces самых разных политических соцветий. Среди них и «Октябрь», созданный Эйзенштейном по заказу Октябрьской юбилейной комиссии при президиуме ЦИК СССР, и его же «Броненосец «Потемкин», «Три песни о Ленине» Вертова, «Мать» Пудовкина, «Триумф воли» Рифеншталь и «Обыкновенный фашизм» Ромма. Эйзенштейн вообще считал, что фильмы должны «перепахивать» психику зрителя как трактор. Но для того, «чтобы играть на публике, как на рояле», требуется размах личности автора и талант. И никакие должности, бюджеты, связи с самым главным военным министром не сделают, как говорил Король в шварцевской «Золушке», «ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым».

Будут у этого кино и поклонники, и не только по долгу службы. Неустанная работа телевизора «не проходит бесследно».

Оперативно-розыскной роман

Новые подробности похищения украинского юноши Павла Гриба: вражда семей, война государств, любовь и свидание под контролем ФСБ. Расследование Павла Каныгина

Фальшь, крик, наименование белого черным — как норма ежедневного существования — работают. Новостями называют аккуратно сложенную пропагандистскую программу, невиновных — обвиняемыми, коррупционеров — источниками истины и просвещения, подделку — картиной.

Но есть в этом фильме, выпущенном в зачин к предвыборной президентской кампании, и живой замечательный момент. На финальных титрах слышим телефонные переговоры реальных людей: украинцев и русских — родственников, близких. Тех, кого разорвала бессмысленная война и пропагандистская истерия. В этих настоящих голосах правда и боль, мимо которых так красиво пролетел на дроне фильм «Крым».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow