Сюжеты

«Это какая улица? Улица Мандельштама!»

В вышке открыта постоянная экспозиция о поэте

Фото: М. Дмитриев (Пресс-службы ВШЭ).

Этот материал вышел в № 120 от 27 октября 2017
ЧитатьЧитать номер
Культура

1
 

В 2015 году одна из старейших общественных организации постсоветской России – Мандельштамовское общество – пришвартовалось в гавани Высшей школы экономики: Мандельштамовский центр стал ячейкой Школы филологии. И на днях произошло вполне знаменательное событие – открытие постоянной мандельштамовской выставки в фойе второго этажа «гуманитарного корпуса» Вышки на Старой Басманной, 21/4 – важный шажок в направлении мандельштамовского музея. Своего музея у Осипа Эмильевича нигде нет, и только в двух местах в мире – в Воронежском литмузее имени Никитина и во Фрязинской городской библиотеке – можно увидеть обособленные мандельштамовские экспозиции.

Но вернемся к выставке в Вышке на Старой Басманной. Собственно говоря, это римейк прошлогодней мандельштамовской выставки «Я скажу тебе с последней прямотой…», над которой Гослитмузей работал вместе с Мандельштамовским обществом. На протяжении нескольких месяцев она экспонировалась в Доме Остроухова в Трубниковском переулке, а позднее (в трансформированном, разумеется, виде) еще и в немецком Гейдельберге и испанской Гранаде. Тщательно подобранные и качественно подготовленные планшеты заполнили собой весь длинный вытянутый коридор и квадрат буфетного пространства. Место, благодаря буфету, проходное и бойкое, студенты и преподаватели, скользя взглядом по стенам с копийными портретами поэта, с афишами его поэтических вечеров или шаржированным антуражем «Привала комедиантов», попивают себе кофе, проверяют почту, а на выходе задерживаются у одного или у другого планшета, опускают взгляд в этикетаж, возвращаются глазами к картинкам. Так Осип Мандельштам, его стихи и его судьба, представленные автографами, прижизненными публикациями и фрагментами следственных и тюремных дел, стали как бы живым контекстом фрагмента университетского пространства.

На открытие экспозиции собрались разнообразные знатоки и ценители поэзии Мандельштама, а также профессиональные музейщики, издатели и филологи. В состоявшемся разговоре приняли участие Д. Бак, Е. Бунимович, Л. Видгоф, П. Нерлер, Е. Пенская и Ю. Фрейдин. П. Нерлер упомянул планы Мандельштамовского центра создать в Вышке научно-учебный музей, призванный помогать студентам в освоении таких дисциплин как текстология, библиография, источниковедение и др. (Мандельштам дает для этого на ). Д. Бак, директор Музея истории русской литературы им. В.И. Даля, рассказал о среднесрочных планах «музеефикации» Мандельштама. Это одно из так называемых «открытых хранений» - специализированная мандельшамовская экспозиция в новом здании музея на Зубовском бульваре, 15. Это будет ни в коей мере не персональный мемориал – такой тип музея подразумевают мемориальное же наполнение. И Осип Эмильевич тут ничем помочь не может: ни тебе мебели, ни тебе фамильного серебра или хотя бы трости, ни даже «ахматовских» пепельницы и плевательницы – ничего нет! Так что придется искать принципиально новые – и самые современные – приемы экспонирования, сочетающиеся с немногочисленными автографами, инскриптами, иконографикой и аудиозаписям голоса Мандельштама, хранящимися в фондах музея.

Иными словами, Мандельштама ждет музей нового типа (условно назовем его «Мир поэта»). Конечно, не просто «музеефицироваться» в стране, где Поклонская, Собчак-юниор и Милонов – политики, Шнур и Гнойный – поэты, а Мединский и Жириновский – ученые. Но другой страны у Мандельштама нет, и судя по тому отклику, который в прошлом году вызвал мандельшамовский юбилей, страна понимает, что Мандельштам не соискатель, а носитель ее славы – славы российской поэзии и культуры.

Можно перевести это и на более понятный чиновникам язык: Мандельштам – бренд. И это чревато неожиданностями – и такими, как присвоение его имени одному из арофлотовских самолетов, но и такими, как вставная новелла о чекистке, арестовывавшей Мандельштама в одном из мыльных сериалов на госканалах (об этой детали сообщил Бунимович). Для того же Мединского Мандельштам такая же абстракция, что и Пушкин в поговорках типа: «А работать за вас что Пушкин будет?».

Вокруг Цветаевой, Ахматовой, Пастернака – товарищей Мандельштама по высшей лиге русской поэзии – уже сложились целые музейные созвездия. И только один Мандельштам продолжает свою традицию бездомности, на сей раз посмертной. Но это не рок – так уж сложилось.

Но открытие мандельштамовской выставки в Вышке – шаг, и приближающий вышкинских студентов к высокой поэзии (Мандельштам теперь в Вышке постоянный сотрапезник), и укрепляющий сотрудничество университета с Литмузеем, и приближающий возникновение в России мандельштамовского музея.

Павел Нерлер

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera