Колумнисты

Да, здравствует бумага

Всеобщая победа интернета откладывается

Этот материал вышел в № 126 от 13 ноября 2017
ЧитатьЧитать номер
Общество

Алексей Полухиншеф-редактор

8
 

Большинство новейших догматов вызывают острые дискуссии, а значит, имеют сторонников и противников. Например, связано ли глобальное потепление с выбросами парниковых газов промышленностью и является ли искусственный интеллект угрозой существованию человечества. Но есть догмат, с которым не спорит практически никто. Газеты умерли, интернет победил. Именно в такой формулировке: бумага — это прошлое, а диджитал — будущее. Между тем они сосуществуют в настоящем, и далеко с не равным уровнем успешности.

Недавно в Берлине на World Publishing Expo выступала профессор Ирис Чуи из университета Остина (Техас). Она говорила о том, что издатели 20 лет экспериментируют с интернетом и за это время появилось несколько технологий, которые должны были спасти газеты. Сначала это были сайты. Потом планшеты. Потом социальные сети. Потом видео и подкасты. Теперь вот виртуальная реальность. Но 20 лет — уже достаточный срок, чтобы подвести итоги.

Начиная с 2000 года руководители практически всех крупнейших изданий США заявляли, что через некоторое время они откажутся от печатной версии. Но ни одна из этих газет так и не переехала окончательно в интернет. И вот почему. Доходы от рекламы в интернете в разы меньше, чем от рекламы в бумаге, доходы от подписки в бумаге иногда в десятки раз выше, чем от электронной подписки. И аудитория американских газет голосует за это своим долларом.

В своем выступлении Чуи приводила данные по американскому рынку из своего фундаментального исследования. Они, в частности, показывают охват аудитории 18+. То есть это — читатели, те, кто за определенный период времени хотя бы раз держал в руках газету или заходил на ее сайт. В 2007 году общий охват, включая бумажную и электронную версии, составлял 48,2%, сейчас он упал до 33,3%, и в основном за счет бумаги. Но при этом число людей, которые читают медиа только в интернете, хоть и выросло вдвое, но по-прежнему составляет всего 4,5% аудитории — в пять раз меньше, чем у «бумаги».

А поскольку СМИ в конечном итоге монетизируют свою аудиторию, то и с доходами медиа, по крайней мере в США, ситуация схожая. Во-первых, они драматически падают. В 2005 году доходы составляли почти 50 млрд долларов, десять лет спустя — только 20. Доходы от бумаги упали втрое, но и сегодня они превышают 16 млрд долларов, в то время как диджитал дает только 3,5 млрд (в сравнении с двумя миллиардами в 2005-м).

То есть бумага падает, а диджитал растет, и довольно бодро, но от такой низкой базы, что его вклад в общее дело остается незначительным.

Где в таком случае деньги?

Все деньги себе забирают «Гугл» и «Фейсбук».

Они получают, по разным оценкам, от 60 до 77% глобальных цифровых доходов, от рекламодателей и пользователей. И более 90% их прироста.

С тандемом «Гугла» и «Фейсбука», пожалуй, ничего поделать нельзя. Это глобальный тренд. Но из этого не следует, что цифровые доходы нельзя в принципе нарастить. В этом плане очень показателен пример New York Times.

С 2011 года издание активно занимается развитием цифровой подписки. В 2015 году число подписчиков в «цифре» сравнялось с числом подписчиков в бумаге, то есть превысило миллион человек. Сегодня их более двух миллионов, то есть совокупное число подписчиков — более трех миллионов. Подчеркиваю, этот те, кто платит за возможность читать NYT. Это самый успешный пример в мире.

А в общей структуре доходов NYT диджитал составляет 28% — это прекрасный показатель для газеты, что еще больше подчеркивает: без бумаги пока никуда. Более того, менеджмент уверяет, что если им не удастся удвоить цифровые доходы к 2020 году, то придется сокращать расходы, потому что доходы от бумаги падают, как и у всех. И это отразится на качестве продукта.

Поэтому, определенно, стоит прислушаться к тому, что рассказывал в Берлине Майкл Голден, вице-президент NYT.

Его главный тезис таков: New York Times перешла на модель, ориентированную на подписчика. И в бумаге, и в «цифре». В «цифре» это особенно важно, потому что приходится делать выбор между подписчиком и рекламодателем. Рекламодателя интересуют, условно говоря, клики и уники. Так вот, Голден говорит, что уники не так уж и важны. Важны вовлеченные читатели. Только они и становятся подписчиками.

В общем, издателям не имеет смысла вступать в эпическую и заведомо проигрышную битву с технологическими компаниями за всех-всех-всех читателей в мире (а также — в стране и регионе присутствия). Нужно сосредоточиться на том, что они умеют, на самом деле лучше всего — искать своего читателя, который будет готов платить за конент, в бумаге или в «цифре». Да хоть в очках виртуальной реальности.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera