Сюжеты

«Абсолютно дикий человек» на Олимпе

В Пушкинском музее — уникальная выставка прародителя абстрактного экспрессионизма Хаима Сутина

Культура

 

Художник русско-еврейского происхождения Хаим Сутин, уроженец Минской губернии, хорошо известен во всем мире. Особенно во Франции, где жил с 1913 года, и не меньше в США, потому что оказал большое влияние на послевоенных американских художников. Слава застала его при жизни, и до сих пор в мировых музеях практически ежегодно проходят крупные персональные выставки Сутина. А вот в России имя художника знают в основном специалисты. В каком-то смысле это целиком соответствует стремлениям самого живописца: он порвал с семьей, отверг родину и всю жизнь пытался уйти от славянской эмоциональности мировосприятия. Выставка Хаима Сутина в Государственном музее изобразительных искусств — интернациональный продукт совместной работы двух кураторов: Сурии Садековой из ГМИИ и Клер Бернарди, директора Музея Орсэ.

Пейзаж Кань. 1924-1925. Аrts-museum.ru

Наперекор традиции

— Мы бесконечно вели этот разговор с моим сокуратором Клер Бернарди — русский он художник или нет. Он все-таки для французов остается художником русским, и они его не воспринимают как своего. Для нашей же эстетики он не очень русский, он, конечно, художник французской школы, он расстался с русской культурой, — рассказывает Сурия Садекова, заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Хаим Сутин был десятым ребенком в ортодоксальной еврейской семье. Художником он стал не только вопреки воле отца, но и наперекор традиции своего народа: первой его живописной работой стал портрет. Жанр, запрещенный в иудаизме. Белорусское местечко Смиловичи, где родился и вырос Хаим Сутин, откуда сбежал подростком — сначала в Вильно, потом в Париж, — никогда впоследствии не было для него объектом ностальгии. В отличие от того же Марка Шагала, рядом с которым работал и жил (но не приятельствовал) Сутин, в его работах отсутствуют отсылки к детским воспоминаниям, он не вдохновляется картинками юности, не намекает на свои корни.

Хаим Сутин. Автопортрет. 1920–1921. Аrts-museum.ru
— Он пытался забыть свое прошлое. Его не принимали в его местечке, в Смиловичах, он был изгоем, перешел границы дозволенного. Есть документальные сведения, что, когда он стал знаменитым, семья искала с ним встречи, родные пытались возродить связи, но для него эти связи были разорваны: и с местечком, и с Белоруссией, и даже с родными. Он одиночка и в своем творчестве, и в своей жизни. Еврейские художники — они особенные в силу традиций. И хотя он рвал эти связи, но воспитание и традиции детства у нас все равно на подкорке остаются. Есть французское слово такое «soupçon» — намек, небольшой мотив. Это то, от чего он хотел избавиться, но до конца не смог, — считает Сурия Садекова.

Экспозиция à la france

Кураторы решили показать творчество Сутина через историческое развитие художественной мысли, продемонстрировать его место в истории искусства: рядом с картинами художника висят работы старых мастеров, вдохновлявших его, и работы знаменитых потомков, которые, в свою очередь, черпали вдохновение в работах Сутина. Так, например, в зале с портретами среди работ Хаима Сутина экспонируется «Голова старика» Фрагонара, написанная за 200 лет до работ нашего героя, а также «Портрет Мишеля Лериса» Фрэнсиса Бэкона, созданная через 30 лет после смерти Сутина. Подобные послания из прошлого в будущее скрыты и в залах с натюрмортами и пейзажами: Шарден перекликается с Поллоком и Ротко.

Натюрморт со скатом. 1923–1924. Аrts-museum.ru

— Хотелось показать французскую выставочную традицию в России: по драматургии, по сравнению с вещами, по распределению вещей, и прежде всего — выставку с историей. Любая французская выставка — это такой спектакль в высоком смысле слова, где куратор — это автор либретто, он рассказывает свою историю, а произведения служат нотами. Мы провели большую работу с нашими гидами, будет образовательная программа, подготовлены специальные экскурсии, вывешены расширенные этикетки, потому что для людей неочевидно, почему они здесь видят Фрагонара, Бэкона, Ротко, какое отношение они имеют к Сутину, — поясняет Сурия Садекова.

Кураторы сокрушаются, что на выставке, в зале с натюрмортами, явно не хватает «Туши быка» Рембрандта. Без этой явной отсылки к классику знаменитая «Туша быка» самого Сутина кажется лишенной истории. Но написанную на дереве работу Рембрандта из-за ее хрупкости невозможно вывозить из залов Лувра. Зато Лувр дал для выставки другую классическую «тушу» — шарденовского «Зайца».

— В творчестве Сутина меня особенно потрясают его натюрморты, поскольку это размышления о смертности, смерти, о течении времени, его натюрморты агрессивны и доходят до кости. Мало кто из художников пошел так далеко в размышлении о смерти, хотя эта тема вполне характерна для западной живописи, — делится впечатлениями Клэр Бернарди.
Зеленое платье. 1920–1921. Аrts-museum.ru

Парижская школа и славянские эмоции

Хаим Сутин оказался во Франции, когда ему уже исполнилось 20 лет. Никогда раньше у него не было возможности учиться у старых мастеров, и когда он впервые попал в Лувр, увиденное потрясло его. Молодой Сутин настоящими своими учителями считал Фрагонара, Пуссена и других классиков, их картины он изучал, проводя в Лувре долгие часы.

Женщина, входящая в воду. Около 1931. Аrts-museum.ru

Художников парижской школы первой волны — 1910-1920-1930-х годов — объединяет не только особенный художественный язык, но и творческие амбиции: поиск новых форм, технических средств, оригинального художественного языка. Многие из них, как и Сутин, бежали из дома и привнесли национальную самоидентификацию в художественные поиски над-языка: японец Фужито, мексиканец Ривера, многочисленные американские художники. Вот только большинство искало свой путь в новых веяниях, в экзотике Востока и Африки, а изобразительный метод Сутина вдохновлялся классическим искусством. К концу жизни он пришел к изучению античного наследия как высшей точки мировой художественной мысли. Прародитель абстрактного экспрессионизма, мастер нервного, чувственного, эмоционального письма жаждал «благородной простоты и спокойного величия» греческих статуй.

Его родители погибли в самом начале Второй мировой войны — как и большинство соотечественников уничтожены в белорусском гетто. Хаим Сутин пережил их всего на 2 года, скончавшись во Франции из-за последствий затяжной язвенной болезни — результата нищей юности.

Улица в Кань. 1924. Аrts-museum.ru

Клэр Бернарди признается: Сутин разительно отличается от художников французского происхождения того времени, его живопись экспрессионистична, что для французских художников того времени не характерно. Если мы вспомним тех же Матисса или Пикассо, а это ключевые фигуры того времени, то их выразительность гораздо более сдержанна по сравнению с Сутиным. То есть для меня это художник, в котором я чувствую большое влияние русской души.

Мария Лащева — для «Новой»

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera