Сюжеты

Шнуров и террористы

На сцене Мариинки дебютировала группировка «Ленинград», а революционный концерт в Большом отменили из-за угрозы взрыва

Фото: Пресс-служба Мариинского театра

Этот материал вышел в № 126 от 13 ноября 2017
ЧитатьЧитать номер
Культура

 

Казалось, эпоха официозных, «датских» представлений канула в Лету, но почти все главные оперные театры страны захотели высказаться на эту тему. Получилось и весело, и страшновато.

Креативнее всех к вопросу подошел Мариинский театр. В афише «революционного» гала-концерта значился Сергей Шнуров, билеты, которые не были распределены среди участников Исторического и иных обществ, разлетелись мгновенно.

Шнура следует признать едва ли не главным приглашенным артистом Мариинки. Только что театр возобновил свою премьеру десятилетней давности — оперу Берлиоза «Бенвенуто Челлини». Именно ради Шнурова режиссер Василий Бархатов ввел в спектакль разговорную роль старого, читай «мудрого», главного героя, одетого в роскошный кафтан, почти как в XVI веке. В то время как оперный Челлини (Александр Михайлов) расхаживает будто бомж в растянутых трениках. При этом партитура сокращена, и музыка вообще утратила какую-либо ценность и красоту звучания: Гергиев на премьеру из-за гастролей приехать не смог, заменивший его за дирижерским пультом Кристиан Кнапп едва удерживал бразды правления оркестром и солистами. А сама постановка, издевающаяся над похабными корпоративами и страстью к бутиковому шопингу, сегодня уже не выглядит актуальным высказыванием.

Шнуров изредка появляется на сцене, произнося банальные сентенции или чуть пересказывая суть происходящего для той части публики, что не успела ознакомиться с либретто. Удивительно, но режиссер никак не использует ни знаменитую лексику, ни индивидуальность артиста, не предлагая ему никакого «прочтения роли». На сцене Сергей Владимирович Шнуров явно тушуется и чувствует себя неуютно. И даже с поклонов просто сбегает.

Но Бархатов, убежденный, что «Шнуров — единственный, кто создает искусство, которое нравится широкой публике», пригласил его и в революционный концерт. Правда, в двухчасовом представлении солисту «Ленинграда» отведена уж совсем эпизодическая роль. Он со своей командой находился на сцене не многим более двух минут и выступал в амплуа бэк-вокалиста. «Цыпленок жареный» с Мариинской сцены пела Флорида Чантурия. Но коммерческий манок и тут сработал на сто процентов. И не важно, что в художественном смысле выстрел оказался холостым, а гала-концерт в целом — образцом китча с казачьими песнями, матросским «Яблочком», неловкими цитатами из симфоний Шостаковича и фрагментом из «Красной Жизели». Главными действующими лицами стали дети, решившие поиграть в революцию и примерить на себя роли вождей, яростно выкрикивающие реплики наподобие печально известной: «Будет надо, и дышать запретим!» Получилось откровенно пошло.

Мариинский театр, который давно сам с собой конкурирует, иногда давая в день и десять представлений, и в эту дату предложил еще один концерт — своей знаменитой солистки Екатерины Семенчук. Исполненный ею вместе с пианистом Дмитрием Ефимовым вокальный цикл Мийо «Петроградские вечера» оказался, пожалуй, самым сильным художественным высказыванием того дня в Петербурге.

Были и иные попытки прикосновения к Октябрю. Театр «Санкт-Петербург-Опера» под руководством Юрия Александрова, который прекрасно считывает политический контекст и, например, в ноябре 2014 года показал у себя в театре «нарезку» из оперы Мариан Коваль «Крым», сейчас представил оперу Вано Мурадели «Октябрь». Неяркий опус советского искусства, который на сцене Кремлевского Дворца в 1977 году исполняли почти все самые великие голоса Большого театра, осмысленный сегодня, а «музлитмонтаж» — по мотивам оперы. Музыкальные фрагменты чередовались с поэтическими цитатами. Например, из Анатолия Величковского: «Моей России больше нет. / Россия может только сниться, / Как благотворный тихий свет, / Который перестал струиться».

Москва тоже не отставала. «Геликон-опера» отметила день революции концертом «Шостакович вместо сумбура». Звучали сатирическая кантата «Антиформалистический раёк», вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» и вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина». Большой театр обещал камерный концерт пианиста Алексея Гориболя, где сочинения Бетховена и «Хор трудящихся» Листа соседствовали с песнями Исаака Дунаевского. Но концерт отменили из-за звонка телефонного террориста, сообщившего о заложенной в театре бомбе. К счастью, угроза не подтвердилась. Но тема революции и террора и сто лет спустя звучит актуально.

Мария Бабалова —
специально для «Новой»

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera