РепортажиПолитика

Как перестроить Россию

Эксперты, собранные Алексеем Кудриным, обсудили будущее страны до 2024 года и после

Этот материал вышел в номере № 132 от 27 ноября 2017
Читать
25 ноября в Москве прошел пятый Общероссийский гражданский форум (ОГФ), посвященный в нынешнем году теме «Будущее России: федерация, регионы, города». Эксперты ОГФ обсуждали перспективы развития страны в ближайшие 5—15 лет.

Первую дискуссию открыл Алексей Кудрин, отметив, что уже задумался над тем, что население, в отличие от экспертов, не считает необходимым подготовку программы и стратегии. По его словам, всему виной малоизвестные или нереализованные программы правительства, на которые уже «никто и не надеется». В числе главных вызовов будущего глава КГИ обозначил падение уровеня жизни. «Можно о чем угодно говорить, но конечной целью стратегий является благосостояние населения», — подчеркнул он. Также экс-министр финансов назвал «позором» сегодняшний уровень бедности населения, учитывая уровень ВВП и доходы государства.

Вторым вызовом, по мнению Кудрина, является технологическое отставание страны.

«Через 10—15 лет по улицам будут ездить беспилотные автомобили, появятся практически бессмертные люди в силу развития медицинских технологий, 13% профессий отомрет, но мы к этому не готовы, — констатировал он. — Существующая модель экономики, система образования за этими изменениями не успевают».

Среди кудринского списка вызовов также фигурируют риск международной изоляции и боязнь перемен.

Политэкономический пат

Эксперты хотят реформ, но не имеют поддержки граждан

Участники дискуссии согласились, что ответить на вызовы будущего мешает «желание государства все зарегулировать еще до того, как оно успело развиться».

«Поток миграции из России останавливается в Москве»

Одной из самых ожидаемых дискуссий стал разговор между Алексеем Кудриным и мэром Москвы Сергеем Собяниным на тему «Будущее экономики страны: роль агломераций». По уровню инвестиций в качество городской среды Москва является абсолютным лидером среди российских регионов. Столицу представлял мэр, а вот про стратегическую необходимость сместить фокус с Москвы на регионы говорил экс-министр финансов.

«Мы должны раскрыть потенциал крупных городов, в которых есть связь бизнеса и интеллектуального потенциала, — уверен Кудрин. — Екатеринбург, Челябинск, Пермь могут стать мировой агломерацией. Томск, Новосибирск, Барнаул. Нам нужно расширить границы агломераций, создать новые центростремительные силы. Нам нужна мини-революция децентрализации. Нужно передать полномочия в регионы».

Кудрин также заявил, что Москва для этих городов — мощный конкурент. Но, по мнению Собянина, Москва не конкурирует с регионами, потому что все прямо зависят от столицы, она всех кормит: «Каждый десятый пенсионер в стране получает деньги от москвичей, каждый десятый пациент — тоже. Москва — это локомотив России во многих направлениях».

Модератор панели журналист Петр Косенко задал участникам дискуссии вопрос, правда ли, что из регионов в Москву едут «проездом», в основном направляясь за границу.

Собянин ответил на это, что Москва — защитник страны: «Мы останавливаем поток миграции из России».

Публика внимательно слушала диалог между спикерами о местном самоуправлении Москвы. Кудрин спросил: «Готова ли Москва сама передавать полномочия своим муницпалитетам?» Собянин неожиданно ответил, что Москва — сама муниципалитет и передавать полномочия просто некому. Кудрин аккуратно заметил, что это не совсем одно и то же, очевидно имея в виду, что Москва — вовсе не муниципалитет, как сказал мэр. Мэр сказал, что это теория, но на практике она — все равно муниципалитет.

«Перераспределение средств не поможет»

Дискуссия «Неравенство как ресурс развития регионов» развивала идеи спора градоначальника и экономиста: здесь эксперты обсуждали судьбу федерализма в России. Как отметил модератор секции — политолог Марк Урнов, — несмотря на декларируемый федерализм, на практике наша страна является унитарным государством с «чудовищным неравенством», которое как раз мешает эффективному федерализму

«Неравенство регионов зачастую переоценивается», — возразила Наталья Зубаревич. По ее словам, реальная проблема заключается в том, что «60% российских регионов не имеют четких конкурентных преимуществ». Помочь «середине» можно, только улучшив институты, для того чтобы такие регионы «сами у себя что-то откапывали». Эксперт пояснила, что не стоит надеяться решить вопрос неравенства посредством перераспределения средств. «В региональной политике любой страны существуют два пути: выравнивание слабых регионов или стимулирование развитых. Наша страна идет по третьему пути, где субъектом являются геополитические приоритеты, поэтому вопрос не в регионах, а в центральной власти», — сказала она.

Политолог Александр Кынев говорил о том, что желание власти унифицировать регионы превратилось в фетиш. «Это ничего не дает, но греет чье-то представление о прекрасном», — заметил эксперт.

Член Комитета гражданских инициатив (КГИ) Сергей Цыпляев, соглашаясь с участниками панели, подтвердил, что «военная модель полной вертикали лежит у представителей власти в голове». В долгосрочной перспективе, когда «пряники» кончатся, это может привести к бунту регионов, считает он.

«Необходимо убедить власть открыть второй фронт по отношению к регионам, то есть поддержать систему местного самоуправления. Избранный мэр — это главный конкурент губернатора и его ограничитель. Если такую систему не создать, то государственное здание будет висеть в воздухе», — заключил эксперт.

Подытожив обсуждение, Марк Урнов пришел к выводу, что решить проблему федерализма в России можно, лишь расширив политическую конкуренцию на всех уровнях. Однако присутствующие так и не смогли ответить на вопрос, каким образом этого можно достичь.

Цензура вместо борьбы с террористами

Дискуссию о том, как российские законы уничтожают интернет-отрасль и цифровые права граждан, провели сотрудники «РосКомСвободы». В начале выступления руководитель проекта Артем Козлюк отметил, что в этом году исполнилось пять лет не только самому проекту, но и интенсивной регулировке интернета в России: «Людям дают реальные сроки за публикацию своих мыслей в Сети, пакет Яровой ввел де-юре тотальную слежку за гражданами России, 1 января вступает в силу закон о деанонимизации мессенджеров. Надо хотя бы медленно переворачивать этот тренд — чтобы законы были о стимулировании развития прав граждан в интернете, а не только о запрете».

У нас в стране государственный регулятор ущемляет в своих правах интернет-пользователей и не выполняет свои настоящие обязанности, считает исследователь РосКомСвободы Александр Исавнин.

«Наше законодательство устарело, — говорит он. — Вай-фай по паспорту, сим-карты по паспорту, ключи от шифрования — все это не упрощает жизнь, а зачем-то усложняет ее. Блокировки наносят технический урон инфрастуктуре».

Исавнин продемонстрировал слайд с выводами о том, для чего на деле, оказывается, нужны блокировки: «имитация бурной деятельности спецслужб, фактическая цензура политической оппозиции». Далее последовала картинка из мультфильма «Двенадцать месяцев» с принцессой, которая фантазирует о подснежниках. «Вот у нас такие же принцессы сидят законы придумывают», — заметил эксперт.

Отвечая на вопрос о том, на какую страну мы похожи после вступления в силу «пакета Яровой», Саркис Дарбинян, глава Центра защиты цифровых прав пользователей, неожиданно назвал Нидерланды, где государство тоже хранит контент, который пользователи передают друг другу, а также Францию, где после серии террористических актов прошлого года спецслужбы собирают личные данные о пользователях.

«Система оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ) не работает» — так начал свое выступление директор общества защиты интернета Михаил Климарев:

— 600 тысяч выданных ордеров на прослушку за прошлый год — и сколько доведено до суда? Резонансные дела замалчиваются, по тем же телефонным террористам ничего не было известно. Телефонных операторов тоже не нужно считать за идиотов. Они пытаются сэкономить и придумывают любые способы, чтобы уйти от внедрения СОРМ, которая все-таки стоит им огромных денег.

Вывод дискуссии получился следующий: государство усиленно регулирует права интернет-пользователей, потому что считает интернет слишком свободной средой, а на то, чтобы контролировать то, что требуется, у спецслужб не хватает компетенций.

На ОГФ-2017 также обсудили механизмы, обеспечивающие участие граждан в формировании комфортной городской среды, проблемы общественного контроля в сфере судопроизводства и развития адвокатуры. В рамках форума прошли панели, посвященные медиапространству, где эксперты рассуждали о глобальной миссии СМИ и «новые медиа». Кроме того, состоялись мастер-классы по получению грантов, гражданскому просвещению, а также работе с большими данными.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow