СюжетыОбщество

«Они стали заложниками»

Мигранты получили за драку c националистами на Хованском кладбище по три года колонии. Их противники, убившие трех человек, до сих пор не предстали перед судом

Этот материал вышел в номере № 139 от 13 декабря 2017
Читать
«Они стали заложниками»
Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Массовые беспорядки на Хованском кладбище произошли 14 мая 2016 года — в побоище приняли участие около 200 человек, некоторые из них применяли травматическое и (по неподтвержденным сведениям) огнестрельное оружие. Несколько десятков человек получили ранения и травмы, а 26-летний Сухроб Хушаков, 39-летний Иноят Ризоев и 42-летний Сайнуриддин Собиров погибли. Позже выяснилось, что в разборке участвовали спортсмены-самбисты из клуба «Здоровая нация» (молодежного крыла ветеранской организации «Боевое братство»). Некоторые из фигурантов скрылись от следствия и суда на Донбассе — в частности, как уже сообщала «Новая», в участии в драке подозревается 38-летний экс-следователь прокуратуры Кабардино-Балкарии Георгий Макарьев. 22 марта 2017 года Макарьева объявили в международный розыск. По данным правоохранительных органов России, он скрывается на территории Донбасса или Ростовской области.

С Донбасса выдачи нет?

Под боком у России появился анклав, где организаторы резонансных преступлений могут не то что скрываться, а заниматься патриотическим воспитанием молодежи

Еще один фигурант уголовного дела о побоище на Хованском кладбище, уехавший на Донбасс вместе с Макарьевым и участвовавший в создании общественной организации НАДО (Народная армия Донбасса) — Владимир Белов, — после объявления в международный розыск спрятаться не успел и был задержан при переходе государственной границы. Однако дело в отношении него пока в суде еще не слушалось.

Как утверждали в суде рабочие-таджики, «спортсмены» пришли на кладбище по просьбе гендиректора Юрия Чабуева — по их словам, Чабуев требовал у мигрантов делиться доходами, полученными от работы на некрополе. Они отказывались.

Передел загробного мира

Версия об этническом характере побоища на Хованском кладбище Москвы оказалась несостоятельной. Среди арестованных много спортсменов из клубов боевых единоборств

По итогам расследования СК предъявил обвинение шестнадцати фигурантам. Помимо Чабуева, ими стали бывший сотрудник ППСП ОМВД по району Хамовники Никита Мошенко и предполагаемый организатор массовых беспорядков Александр Бочарников. Именно Бочарников и Чабуев стали инициаторами драки, считают в СК.

11 августа материалы дела были переданы в суд, а уже 18 августа из заявления пресс-службы МВД стало известно о том, что перед судом предстанут непосредственные участники драки на кладбище — то есть мигранты, с которых требовали дань. Дело пятерых уроженцев Таджикистана выделили в отдельное производство: Джома Чакалов, Диловар Юнусов, Рахмудинн Садурдинов, Соимардон Ахмадов и Ходжикорбон Буриев обвинялись в умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), убийстве в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ) и хулиганстве по предварительному сговору (ч. 2 ст. 213 УК РФ). В результате судебного следствия, однако, обвинение отказалось преследовать мигрантов по части составов: так, с пятерых фигурантов сняли обвинения в причинении легкого вреда здоровью и убийстве. Кроме того, суд не обнаружил признаков предварительного сговора в действиях обвиняемых: согласно приговору, уроженцы Таджикистана вместе приехали на кладбище по семейным делам, но узнали о столкновениях уже на месте. Решение участвовать в драке было принято спонтанно. Во многом поэтому приговор суда оказался мягче, чем можно было ожидать: Чакалов, Юнусов, Садурдинов, Ахмадов и Буриев получили по три года колонии.

Тем не менее адвокат Садурдинова Валерий Федоров остался недоволен приговором.

— Приговор несоразмерен, несправедлив, мы его будем обжаловать, — сказал он «Новой». — Чакалов и остальные просто были не такими шустрыми, как другие участники драки, и оказались на скамье подсудимых.

По словам Федорова, все обвинение строилось на двух «идентичных» показаниях сотрудников полиции. Других доказательств участия пятерых уроженцев Таджикистана в деле не было — был зафиксирован лишь факт того, что они были на кладбище в это время.

— Не было ни хулиганства, ни других составов преступления. И тем не менее — три года лишения свободы. Притом что один год и семь месяцев в СИЗО они уже отбыли, — подчеркнул адвокат.

Однако в суде Чакалов все же раскаялся и признал свою вину, а другие фигуранты дела признали свою вину частично.

— Недовольны приговором, — говорил один из осужденных. — Будем обжаловать.

Пока уроженцев Таджикистана, которые приняли участие в драке, отправляют в колонию, судебное следствие в отношении организаторов беспорядков по-прежнему не завершено: в сентябре Мосгорсуд продлил срок содержания под стражей экс-директору кладбища Чабуеву и еще семи фигурантам дела. Когда начнется судебное следствие, неизвестно.

Разборки в стиле самбо

Главной ударной силой «хованской бойни» стали спортсмены из организации, которая должна была поставлять российских «титушек» для борьбы с «оранжевой угрозой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow