Сюжеты

Солженицын. Паддингтон. Туминас?

Драматург Поляков упрекнул худрука Театра Вахтангова в «непатриотичности» и намекнул на его гражданство. Ему ответили Этуш, Маковецкий и другие

Этот материал вышел в № 6 от 22 января 2018
ЧитатьЧитать номер
Культура

Елена Дьяковаобозреватель

35
 
Сергей Маковецкий ответил Эдуарду Полякову. Фото: Александр Николаев / Интерпресс / ТАСС

Не успели спасти от бдительного и патриотичного Минкульта РФ кинопрокат британского медведя, утехи малолетних, — как 19 января вахтанговцы — артисты Владимир Этуш, Ольга Тумайкина, Сергей Маковецкий, Евгений Князев и директор театра Кирилл Крок — были вынуждены разместить в фейсбуке открытое письмо. Это их ответ Юрию Полякову — драматургу, бывшему редактору «Литературной газеты», с октября 2017-го — председателю Общественного совета Министерства культуры России.

К травле сказочного медведя Поляков причастен косвенно: как председатель Общественного совета Минкульта РФ он подписал открытое письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву в поддержку переноса проката «Паддингтона-2».

Выступая от себя лично, драматург выбирает цели крупней.

На сей раз — в интервью газете «Крымская правда» от 5 января 2018 года «Самовыражаться надо за свой, а не за чужой счет» — он озаботился:

а) госфинансированием фильма «Викинг» («Почему мы своими деньгами должны финансировать теорию, что наше государство основали норманны?»);

б) трудной судьбой своей пьесы «Одноклассница», которую в свое время вернули автору 23 московских театра;

в) отказом в господдержке премии «За верность слову и Отечеству» имени Дельвига: «Мы её учредили, чтобы противостоять либеральным премиям, поддерживающим авторов, которые ведут на Болотную площадь. <...> Хотя официального отказа нет. При этом либеральным «Большой книге» и «Русскому Букеру» финансирование не срезано».

«Русский Букер» вообще-то имеет статус независимой литпремии.

Юрий Поляков. Фото: РИА Новости

Возмущение вахтанговцев вызвал пассаж в интервью Полякова:

«Должен заметить, что нынче мало театров, которые ставят современные пьесы. Например, в прославленном Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, <...> нынче нет ни одной! Я поинтересовался у художественного руководителя Римаса Туминаса: ‘‘Вам не интересна современная Россия, как гражданину Евросоюза? Тогда зачем вы работаете в русском театре?’’ Обиделся».

Этуш, Маковецкий и их коллеги вынуждены напоминать: Римаса Туминаса избрал своим преемником Михаил Ульянов, которого в низкопоклонстве перед Западом как-то не заподозришь… На трех сценах театра идут «Матренин двор» по А.И. Солженицыну, «Сергеев и городок» Олега Зайончковского, «Бенефис» Надежды Птушкиной, «Окаемовы дни» — фрагмент пьесы А. Афиногенова «Машенька», «Тихая моя Родина…» по русской поэзии ХХ века, «Любовь у трона» Андрея Максимова.

11% вахтанговского репертуара сего­дня — современные российские тексты. О «Евгении Онегине», «Дяде Ване» и «Маскараде» Римаса Туминаса, о «Бесах» Юрия Любимова, о «Беге» Юрия Бутусова, «Очарованном страннике», «Горячем сердце», «Анне Карениной», о блистательных «Темных аллеях» — даже не поминаю.

«Да, в репертуаре Театра Вахтангова нет и не будет пьес Полякова, которые не отвечают высоким требованиям, предъявляемым театром к драматургии», — пишут знаменитые актеры и директор.

Формально Юрию Полякову и без того неплохо работается. В 2015 году Минкульт РФ провел в Москве (конечно, на полном госфинансировании!) Международный фестиваль современной русской драмы «Смотрины», полностью (!) отданный пьесам Полякова: «Хомо эректус», «Левая грудь Афродиты» и т.д. За международность отвечали постановки из Армении, Казахстана и венгерского города Кечкемет.

До того единственным фестивалем одного драматурга в РФ был «Островский в Доме Островского» Малого театра: только его никогда не подавали и не пиарили с таким размахом, как «Смотрины» с историей сексуального свинга в семье олигарха («Хомо эректус») и прочими высотами духовности и патриотизма.

С 2015 года взяты и новые пики: именно Юрию Полякову доверил министр культуры РФ Владимир Мединский инсценировку своего романа «Стена». Работа над этим эпическим полотном идет во МХАТе им. М. Горького. Но… что-то постоянно гнетет Полякова. То он протестует против чрезмерного внимания к наследию А. И. Солженицына, патриотически предупреждая, что делать из Солженицына «культовую фигуру» нельзя: «В противном случае власть всегда будет видеть перед собой потенциал для очередного болота». То горестно подсчитывает бюджет «Викинга», уже благополучно забытого публикой… То сигнализирует о гражданстве Туминаса.

Как частное лицо драматург волен это делать. Но как «человек с молоточком» нынешнего Минкульта РФ, всюду видящий тень «болота», как герой «Смотрин», как новый, пришедший на пост в октябре 17-го года, председатель Общественного совета Минкульта РФ, — Поляков явно представляет политику ведомства.

Она дремучая и позорная.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera