Репортажи

Мимино возвращается

Водитель «газели», которого государство за бескорыстие обложило штрафами, из-за чего его бизнес рухнул, скоро снова выйдет на трассу: его поддержала страна

Этот материал вышел в № 8 от 26 января 2018
ЧитатьЧитать номер
Общество

Георгий Бородянскийсобкор по Омской, Томской и Тюменской обл.

8
 
Вадим Остапов («Мимино»). Фото автора

Ни с того ни с сего

Про «омского Мимино» можно снимать кино. Получится фильм, исполненный оптимизма, — история про то, как человек в сибирской глубинке вдруг стал делать людям добро.

Около года назад в результате оптимизации в селе Трубецкое (Азовский район), а также в соседних Александровке и Руслановке был сокращен общественный транспорт, которым местные жители могли бы добраться до города за 40 с лишним километров. Люди слали коллективные жалобы в облправительство, чиновники отвечали, что автобусов у них там и так предостаточно — если сильно приспичит, можно выйти на трассу, пять маршрутов ходит по ней — садись на любой. А до трассы от Трубецкого — 6 километров, прогуляться даже полезно, особенно пенсионерам, по жаре ли, по морозцу (например, сейчас в Омской области — минус 35–39 градусов). Постоишь на трассе полчаса — закалишься как сталь.

У супруги Вадима Остапова в Омске малый бизнес — пекарня, основной источник дохода семьи, в ней работают четыре девушки деревенские. Пришлось брать Остаповым в аренду «газель», чтобы возить их каждый день из дома на работу и обратно. Все бы ничего, но Вадиму не нравилось гонять технику на такие расстояния порожняком: десяток мест в микроавтобусе пустовали. И решил 47-летний Остапов наладить такой маршрут — для людей.

Остапов пришел к главе Александровской сельской администрации с предложением оформить его «газель» как «социальное такси» — с тем отличием от государственных (есть такая услуга в Минсоцтруда), что возить он будет нуждающихся в социальной помощи бесплатно.

— Глава у нас — хороший мужик, и смелый: в деревне как-то дом загорелся, так он в одних шортах и сланцах людей бросился спасать. А тут испугался — с таким договором еще не сталкивался, не стал подписывать: пусть глава района решит. Он тоже долго думал, пытался понять, зачем мне это надо. «Ну наш интерес тут ясен. А твой?» — «Хочу сделать людям добро».

Но добро не может быть прописано в договоре: договоры предполагают какую-то выгоду обеих сторон. И тут, кажется, пошел «омский Мимино» не только против власти (которая и за наши деньги, если что-то доброе сделает, требует бурных аплодисментов), но и против нынешнего жизнеустройства. Похоже на вызов нашему обществу: так вот бескорыстно, без задней мысли делать что-то доброе ближнему, почти рутинно, обыденно.

Короче говоря, создал Вадим Остапов опаснейший прецедент, но к чести главы района, договор с ним он все-таки подписал. Принцип такой: на бесплатные поездки имеют право малоимущие селяне и те, кто едет в город по острой социальной нужде (например, по направлению местного фельдшера на лечение или в управление соцзащиты), — администрация им выдает талоны с номером телефона «газелиста» из Трубецкого, и они договариваются, когда и где он их «подберет». Остальные, если будут свободные места, могут ехать тоже по предварительной записи, но за плату — она ниже, чем на муниципальном транспорте (там проезд до Омска из того же селения стоит 250 рублей, а на социальной «газели» — 150).

Фото автора

Добро против бабла

«Газель» наполнилась людьми, поездки стали веселее. На предзаказ образовалась очередь, и Остапову приходилось делать по три рейса в день. На заправку уходило 1400 рублей, он ее окупал за счет «платников» крайне редко, в основном был в минусе. Но зато появился в жизни новый интерес, даже смысл: «Когда что-то делаешь для людей, тогда и дышится легче».

Длилась эта безоблачная радость недолго: негласным хозяевам трассы, у которых «все схвачено» в полиции и судах, этот благотворитель сильно не понравился. Сначала они его предупредили — подошли на привокзальной площади «несколько бугаев»: мол, ты зашел на чужую территорию — она куплена. Вадим их послал… «Я зону прошел, и испугаюсь этих шакалов?» Но страшно было, конечно, — у него маленький сын. «Они угрожали, что и дом сгореть может, если не остановлюсь». Остапов не останавливался, и начались неприятности. «Подрезали на трассе. Подходят пятеро, один представился начальником службы охраны некоммерческого партнерства, сказал — договаривайся с Петраковым». Алексей Петраков — один из учредителей НП «Безопасный город». И полицейские, по словам Вадима, тоже советовали ему «уладить вопрос» с этой организацией.

Отстегивать дань некоммерческому партнерству Вадим не хотел, не потому что жаль было денег, а потому что не хотел идти «на поклон к ворам».

— Они ведь на меня наезжают, чтобы в стойло поставить: если один откажется им платить, то и другие могут взбунтоваться — вот чего они опасаются.

В общем, Вадима избили прямо на трассе. Избиение записал видеорегистратор, который он купил накануне по совету односельчан. «Я этих бандитов предупредил, что ведется съемка, — если б они не знали, могли бы, наверное, и убить». Запись по совету сына Вадим выставил на YouTube: гласность хотя бы отчасти гарантирует безопасность. Так появился видеоканал «Омский Мимино», Вадим-младший стал его модератором. Канал быстро набрал популярность — вскоре у него появилось более 500 подписчиков.

—  Мимино, — говорит Остапов, — мой любимый герой. Я в душе похож на этого летчика.

А деревенские парни, посмотрев сюжеты, сказали: «Не бойся, дядя Вадим, пусть эти только сунутся в Трубецкое…»

«Менеджеры» некоммерческого партнерства поняли, что голыми руками «газелиста» не возьмешь и перевели конфликт в «правовое поле». На Остапова в районную прокуратуру пришло заявление — занимается незаконным предпринимательством. Прокуратура провела проверку и нарушений не нашла. То, что делает Остапов, нельзя назвать «регулярными перевозками»: он перевозит людей по заказам, и на эту деятельность не требуется лицензии. Потом пришла с проверкой налоговая, и выяснилось, что он работает наемным работником у своей жены, а ее пекарня платит все налоги исправно.

Придирчивее стали смотреть на его маршрутку гаишники: останавливали на трассе и находили повод, чтоб выписать штраф. Всерьез занялось Остаповым Управление государственного автодорожного надзора по Омской области (УГАДН). Это ведомство, уверен Вадим, обнаружило нарушения, которые само же и сотворило. Во всех трех случаях «Мимино» подвела доверчивость.

Как-то перед самым отправлением в «газель» зашла незнакомая девушка, он спросил: «Вы по записи?», она кивнула и подала ему 150 рублей. Только тронулся — тут же появились сотрудники надзорного органа и устроили проверку, а девушка им рассказала, что водитель взял с нее деньги без предварительного заказа. Через месяц эта сцена один в один повторилась с другой женщиной, потом — с третьей.

Три административных протокола о «нелегальных перевозках пассажиров» были переданы в мировые суды. Все процессы «Мимино» проиграл: штрафы были назначены одинаковые — 50 тыс. рублей.

Тем временем санэпидстанция, а следом и налоговая инспекция начали внеплановые проверки пекарни. Бизнес встал, а сосед, сдавший Осипову «газель» в аренду, вдруг решил расторгнуть с ним договор.

Дело по заявлению Остапова об угрозах и избиениях Ленинское ОВД Омска закрыло за «отсутствием состава преступления».

Люди добрые

— Девчонки из пекарни уволились, понятно — им зарабатывать надо, да и возить их в Омск не на чем. Я за это время похудел на 10 килограммов и, считай, получил юридическое образование: дома стол завален судебными бумагами.

Как-то, рассказывает «Мимино», незадолго до Нового года, шли они с женой домой с очередного судебного заседания и в отчаянии рассуждали: «Зря мы все, наверное, это начали — не то сейчас время, чтобы делать что-то доброе для людей. Штрафов набралось на 180 тысяч, и непонятно, как по ним расплачиваться, как дальше жить…»

Но перед самым Новым годом…

— Сын сказал, что за меня в интернете люди подписи собирают. Незнакомый Василий Ваулин из города Иваново написал обращение «Не дадим в обиду честного человека», напечатал мой банковский счет, который на ютубе сын выставлял. К тому времени было собрано больше 70 тысяч подписей. Смотрим — деньги к нам идут от людей!

На сегодняшний день под этой петицией собрано на change.org больше 200 тысяч подписей. Денег, говорит Остапов, должно хватить, чтобы все штрафы погасить: осталось выплатить по судебным решениям 75 тысяч.

— Шлют со всей России, из Германии, из Израиля…

Скоро Остапов снова повезет бабушек и дедушек в город, но уже не на «газели», а на «Форде». «Позвонил недавно незнакомый предприниматель, спрашивает: такая машина тебе нужна? Забирай сейчас, рассчитаешься, когда сможешь. А цена смешная для «Форда», хоть он и не новый, — 120 тысяч рублей. Просто человек решил мне помочь».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera