Комментарии

Остров Стамбул

Новый Босфор — национальный проект Эрдогана для «новой Турции»

Этот материал вышел в № 12 от 5 февраля 2018
ЧитатьЧитать номер
Политика

10
 

Нынешнее руководство Турции очень любит грандиозные проекты в бывшей столице Османской империи. Правительство за последние несколько лет открыло третий мост через Босфор имени Селима Грозного, прорыло под проливом планируемый еще Леонардом да Винчи тоннель «Мармарай» в паре с другим подводным путем «Евразия». Строится третий аэропорт, который должен войти в семерку самых больших авиахабов мира.

В начале января 2018 года президент Турции, как и обещал в прошлом году, вернулся к другому мегапроекту. На собрании парламентской фракции правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Реджеп Эрдоган рассказал о том, что в течение текущего года будет проведен конкурс на строительство «его мечты, его видения» — ​нового водного канала «Стамбул». По словам президента, канал «станет одной из тех инвестиций, о которых будет говорить весь мир». С местоположением канала, который держался в секрете, турецкие власти, похоже, определились, и он свяжет Черное море с Мраморным восточнее первоначальных задумок в районе озера Кючюк Чемедже.

Проект нового канала впервые был представлен публике в июне 2011 года и сразу получил ярлык «сумасшедшего проекта», а цены на недвижимость в предполагаемом районе нового канала за ночь выросли в 1,5–2 раза. Независимые экологи в один голос с тех пор говорят о том вреде, который канал нанесет окружающей среде, как изменится водная среда Мраморного и Черного морей, о сейсмической опасности. Многие известные специалисты сомневаются в целесообразности строительства искусственного водного пути при наличии естественного Босфора и называют «Стамбул» «тонущим кораблем, который новый канал утопит». Тем не менее, по утверждению проектировщиков, которые подготовили основные расчеты в 2015 году, канал «Стамбул» станет не только способом дополнительного заработка для Турции, но и основной артерией Нового города с населением 7,5 млн человек и площадью 453 млн кв. м. Против доводов экологов приводится аргумент о том, что 146 млн кв. м из них будут отведены под парки, клумбы и прочее озеленение. Через канал «Стамбул» будет построено 10 (!) мостов, в устьях, возможно, расположатся три насыпных острова а-ля Дубай. Всего к строительству будет привлечено более 5000 человек, планируемое время завершения — ​2023 год, к столетию образования Турецкой Республики.

Примечательно, что официальная видеопрезентация канала, выпущенная в 2014 году, начинается со слов Пророка Мухаммеда. По преданию, он сказал: «Как прекрасны то войско и его военачальник, которые завоюют Константинополь». Также авторы ролика утверждают, что Стамбул становится центром мира, «порождая из себя новый город». В соборной мечети Нового города, дизайн которой в явном османском стиле, коллективную молитву смогут читать в общей сложности 72 тысячи человек, а проектная сумма длины минаретов в 622 метра означает год по грегорианскому календарю, с которого начинается летоисчисление по хиджре. «Новая Турция» — ​слоган, часто повторяемый турецкой ПСР во время предвыборных кампаний последних лет, — ​означает «хорошо обновленная старая».

Карта канала «Стамбул»: так должен выглядеть город к 2023 году

Все эти отсылки к исламу и османскому прошлому хорошо сочетаются с историей бывшей империи, правители которой также увлекались мегапроектами. Например, через десятилетие после завоевания Москвой Казани и Астрахани в качестве своеобразной контрмеры султан Сулейман Великолепный приказал в 1569 году построить канал «Волга—Дон», наняв 30 тыс. ногайцев. Работу бросили на трети пути из-за интриг крымского хана и проблем в войске. Историкам хорошо известны и другие водные проекты — ​каналы, водохранилища, тоннели под Босфором — ​турецких султанов. Грандиозные замыслы особенно любил «первый исламист», султан Абдульхамид II в конце XIX века.

Кроме идеологической составляющей, призванной объединить электорат, канал решает и другие задачи. Тендеры на мегапроекты обеспечивают лояльность побеждающих на конкурсах «своих» бизнесменов, которые затем жертвуют на нужные властям цели — ​от скупки медиа до пополнения бюджета околоправительственных фондов. Переживающая не лучшие времена экономика Турции получит новый стимул: искусственную дозу адреналина в виде инвестиций, по разным оценкам, от 20 до 100 миллиардов долларов. При успешном завершении проекта государство сможет неплохо зарабатывать на плате за пропуск судов. Размеры нового канала — ​400–500 метров в ширину, 25–30 метров в глубину — ​позволят проводить через него нефтяные танкеры водоизмещением в два раза больше, чем суда, которые могут пройти через Босфор. Турки смогут под разными предлогами отказывать в бесплатном прохождении через Босфор и предлагать альтернативный, к тому же более быстрый и безопасный путь.

Геополитический контекст, вне всяких сомнений, также имеет важное значение для Эрдогана. Статус Босфора и Дарданелл регулируется конвенцией Монтрё, которая предусматривает свободное прохождение через проливы торговых судов, а также военных кораблей, с некоторыми оговорками по тоннажу и статуса нахождения страны, под флагом которой идет судно, в состоянии войны с Турцией. Возможно, Эрдогану удастся построить новый канал в обход этих положений, либо добиться пересмотра старого договора в свою пользу. В любом случае роль Турции в контроле прохода судов из Средиземного в Черное море существенно вырастет, а имя Эрдогана останется в истории еще более надежно. С другой стороны, огромный кусок земли к западу от Босфора превратится фактически в остров, а еще одна водная преграда — ​это новый вызов обороноспособности государства.

Возможные выгоды, конечно, перекрывают в глазах правительства любые прогнозируемые негативные последствия. Единственный и самый главный вопрос — ​смогут ли турки физически построить канал и хватит ли у них на это ресурсов. В середине прошлого года Турция подписала соглашение с Панамой о сотрудничестве в вопросе строительства и эксплуатации каналов. По всей видимости, к работе будет привлечено множество иностранных специалистов, как и в случаях с самим панамским каналом и работами по строительству Суэца. То же касается и финансов — ​собственных инвестиций у турков может не хватить, и под лозунгами о новом национальном достоянии вполне вероятно создание международного консорциума инвесторов. Впрочем, у иностранных инвесторов появится множество вопросов об адекватности бюджета проекта и нанимаемых подрядчиках. Пока сроки строительства сдвигаются все дальше, а оценка стоимости проекта с каждым годом растет. «Двойняшка» Босфора находится в данный момент на стадии страстного желания «папы» произвести его на свет.

Ильшат Саетов,
научный сотрудник Института востоковедения РАН

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera