СюжетыОбщество

Прайс-тур

Мурманские чиновники предложили бизнесу купить публикации в блогах

Этот материал вышел в номере № 18 от 19 февраля 2018
Читать
Прайс-тур
Фото: РИА Новости
Правительство Мурманской области под эгидой Федерального агентства по туризму анонсировало пресс-тур для иногородних блогеров, снабженный прайс-листом, адресованным потенциальным героям публикаций. «Рассказать о трудной, но счастливой жизни в условиях Крайнего Севера» предлагается за вполне ощутимые деньги — от 50 до 250 тысяч рублей.

8 дней гости должны «ездить по большим и малым городам Кольского полуострова», а также успеть «почтить память погибших в Долине Славы, заехать на ужин в семью офицера Северного флота, сходить на лососевую рыбалку, спуститься в шахту»… Вояж приурочен к грядущему юбилею области, под который уже начали пилиться бюджеты.

Принцип отбора участников занимателен: это, например, некий модератор группы в «Одноклассниках» по имени Руслан (фамилию в буклете скромно опустили), барышня со страничкой в Инстаграме по имени Настя, впрочем, не Рыбка, а Светлая (о себе сообщает: «Блондинка с повадками хорошего человека»). Далее значатся стример Юлия Москвитина («Гугл» о ней, увы, молчит), трое профессиональных путешественников из «ЖЖ», фотокор ТАСС, корреспондент федерального канала и одиозный блогер Андрей Манзолевский, изо всех сил противостоящий тлетворному влиянию Запада на Россию.

Противостоять Западу в Мурманской области, так сказать, на переднем краю, комфортно: судя по рабочей программе пребывания, которая есть в распоряжении «Новой», пеструю компанию возят, кормят и развлекают, что, в сущности, вовсе не грех, тем более что проект поддержан спонсорами, то есть не лег целиком на бюджет. Но решая стратегическую задачу, организаторам явно пришлось поломать голову. Поэтому в итоговый маршрут знаменитая, но не очень-то счастливая Териберка — родина «Левиафана», например, не вошла, а вместо нее в буклете появилось… строящееся здание Эльбской филармонии… Не то чтобы в Мурманске не было филармонии — есть, и вполне приличная. Но для пущей красоты та, что в Гамбурге, показалась как-то солидней.

Поиск «лучей добра» — давняя идея мурманского губернатора: еще пару лет назад на пресс-конференции Марина Ковтун настойчиво попросила у журналистов публиковать «хорошие новости».

Когда слова не помогли, пиарщикам пришлось организовать несколько сайтов-клонов, специализировавшихся только на позитивном контенте, правда, наполнение отдали на аутсорсинг, в итоге за репортеров сошли какие-то самарские студенты, слабо ориентировавшиеся в заполярной географии, — сайты доставляли столько истеричного веселья, что, когда проекты свернули, было даже жаль. В реальной же местной повестке найти позитивные новости не так просто. Резкое сокращение прожиточного минимума не добавляет радости даже в довольно сервильные новостные выпуски сидящих на контрактах правительства региональных СМИ. Вот и приходится искать партнеров на стороне.

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Завезут в поисках счастья гостей к саамам — коренному малочисленному народу. Саамов осталось в России меньше 2 тысяч, они регулярно жалуются на дискриминацию и недоступность положенных льгот. Например, совсем недавно одно из знаменитых уловистых озер в Ловозерском районе, где компактно проживают саамы, — Умбозеро де-юре передали в ведение другого района. Теперь рыбачить там саамы не вправе — «национальная» квота вылова рыбы может быть реализована только на «территориях компактного проживания», читай, в резервации.

Впрочем, саамов, которые как раз на днях пожаловались на происходящее в очередном письме главе государства, блогеры вряд ли увидят: чтобы не нарушить общей гармонии, повезут их в «саамскую деревню» в 30 км от Ловозера — псевдоэтнографический комплекс, который эти самые саамы постоянно критикуют за недостоверность и подделку.

Повезут и на производство: порты, комбинаты… И тут начинается самое интересное. Под заголовком «Интеграция» на последней странице буклета о пресс-туре помещен прайс-лист: «Публикация у выбранного блогера — 50–100 тысяч рублей, выезд на предприятие с серией последующих публикаций — 250 тысяч рублей, большой баннер в каждом посте каждого блогера — 150 тысяч рублей…» Четко тарифицирован и статус «партнера проекта» — от полумиллиона рублей. К слову, судя по имеющимся бумагам, партнеры нашлись — это мурманские торговый и рыбный порты.

Что же касается пресс-тура, с ним неясно одно: с чего это чиновники подрабатывают продюсерами Насти Светлой или Руслана из «Одноклассников», помогая им найти заказчиков для оплаченных текстов? И будут ли заказанные публикации помечены как реклама? В противном случае дело пахнет нарушением закона «О рекламе» и коммерческим подкупом.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow