РепортажиОбщество

«Похоже, история запутывается»

Состоялся допрос сотрудников столичного СК — столько следователей одновременно Мосгорсуд еще не видел

Этот материал вышел в номере № 18 от 19 февраля 2018
Читать
«Похоже, история запутывается»
Михаил Максименко в суде. Фото: Артем Коротаев / ТАСС
Суд: Московский городской суд Статьи: ч. 6 ст. 290 УК «Получение взятки должностным лицом» Обвиняемый: Михаил Максименко, экс-руководитель главного управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СК РФ Стадия: судебное следствие Грозит: до 15 лет лишения свободы

Мосгорсуд продолжает допрашивать свидетелей по делу бывшего руководителя собственной безопасности СК РФ Михаила Максименко. Вместе со своим заместителем Александром Ламоновым и замруководителя главного следственного управления (ГСУ СК) по Москве Денисом Никандровым Максименко был задержан летом 2016 года по обвинению в получении взятки. По версии следствия, они способствовали освобождению из СИЗО Андрея Кочуйкова (Итальянца), помощника криминального авторитета Захария Калашова (Шакро Молодого), которому в рамках другого судебного процесса обвинение запросило 10 лет лишения свободы. Действующий руководитель управления СКР по Москве Александр Дрыманов — ​пока свидетель. Ламонов и Никандров заключили сделку со следствием — ​их дело рассматривается в особом порядке. Максименко же свою вину отрицает и считает дело попыткой «дискредитировать руководство СК».

12 февраля замглавы ГСУ СК по Москве Сергей Синяговский рассказал, что подписал распоряжение о передаче дела, подозреваемым по которому проходил Итальянец, в подразделение по расследованию преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, откуда дело было передано следователям Центрального административного округа (ЦАО) Москвы. Процесс передачи курировал Никандров. Свидетель рассказал о том, что указание передать дело дал генерал Дрыманов, а с чем это было связано, Синяговский не знал.

Свидетель рассказал также, что в ГСУ СК часто заходил Дмитрий Смычковский (по версии обвинения — ​посредник при передаче взяток от Шакро и других криминальных авторитетов офицерам СК).

«В нашем деле все переплетено»

По делу Максименко суд допросил следователей ГСУ СК по Москве

Бывший следователь по особо важным делам ГСУ СК Андрей Супруненко рассказал суду, что расследовал дело о перестрелке до февраля 2016 года, после чего дело неожиданно у него забрали — ​якобы «для равномерного распределения служебной нагрузки». Старший следователь Сергей Дубровщик, бывший подчиненный Супруненко, поддержал коллегу: передача дела оказалась неожиданностью, ее считали «неоправданной».

14 февраля следователь Игорь Фидутинов, к которому перекочевало дело о перестрелке, рассказал, что и у него материалы задержались недолго — ​он получил указание передать дело в следственное управление по ЦАО. Причину не знал.

Александр Хурцилава — ​бывший замруководителя СК по ЦАО г. Москвы — ​курировал расследование дела в отношении Итальянца после его передачи и подписал бумагу о переквалификации дела с «вымогательства» на «самоуправство». В суде, однако, Хурцилава открестился от переквалификации: по его словам, решение принимал его подчиненный, следователь, а Хурцилава якобы лишь поставил подпись под этим решением.

Захарий Калашов (Шакро молодой). Фото из архива
Захарий Калашов (Шакро молодой). Фото из архива

Бывшего начальника следственного управления (СУ) СК по ЦАО Алексея Крамаренко привели в зал в наручниках: 27 декабря прошлого года ФСБ задержала его по подозрению в получении взятки от Шакро Молодого. Обвинение считает, что именно Крамаренко руководил операцией по переквалификации дела. Но Крамаренко в суде это отрицал — ​мол, не его инициатива: это Никандров заранее говорил, что дело Кочуйкова и Романова следует переквалифицировать на «самоуправство» и рекомендовал следователя Бычкова, который мог бы «побыстрее закончить расследование». Бычков в итоге и переквалифицировал дело.

— А решение Бычкова было основано на материалах дела? — ​уточнил адвокат.

— А по-другому и быть не могло! — ​невозмутимо ответил Крамаренко.

Как выяснилось, этому делу было посвящено отдельное совещание у Никандрова 4 мая 2016 года, где тот заявил, что «кроме 330, других статей тут нет». Настойчивость начальника показалась Крамаренко «подозрительной».

Крамаренко также рассказал и о своем знакомстве с предпринимателем Дмитрием Смычковским, который часто появлялся в кабинетах руководителей ГСУ по Москве, в том числе у Синяговского и Вадима Яковенко, другого замруководителя ГСУ. Смычковский показал Крамаренко свою «осведомленность» о том, что будет указание руководства ГСУ на переквалификацию.

— А он был знаком с подсудимым Максименко? — ​спросил прокурор.

— Смычковский достаточно странный тип, мошенник, — ​задумчиво сказал Крамаренко. — ​Рядом их я ни разу не видел. Смычковский, знаете ли, человек «высшего круга».

— А Максименко — ​человек не «высшего круга»? — ​хмыкнул адвокат.

— А Максименко еще выше, — ​улыбнулся Крамаренко.

Ни о какой передаче денег от Олега Шейхаметова (криминальный авторитет, близкий Шакро Молодому) Максименко свидетель не знал.

Следователь Андрей Бычков отвечал на вопросы уклончиво — ​по его словам, он сам решил привлечь этих лиц за «самоуправство».

Максим Денисов — ​молодой замруководителя отдела расследования преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов, — ​сообщил на суде 15 февраля, что Никандров неожиданно потребовал передать расследование другому следователю — ​Фидутинову. А потом дело и вовсе разделили. Дело Буданцева об убийстве должен был расследовать отдел Денисова, а дело Кочуйкова о вымогательстве направилось в управление по ЦАО. Переквалификация дела Кочуйкова на «самоуправство» стала для Денисова «полным удивлением».

Сергей Гусев в 2015–2016 годах работал начальником отдела собственной безопасности ГСУ СК по Москве и был подчиненным Максименко. В июле 2016 года ему поручили подготовить проверку по факту нарушений при расследовании уголовного дела. Поручил Дрыманов. В итоге был уволен начальник СК по ЦАО. Зам Максименко Ламонов активно обсуждал со свидетелем перестрелку на Рочдельской. Грядущая переквалификация дела для того тоже не была секретом, но откуда у Ламонова была эта информация, Гусев не знал.

Прокуроры напомнили Гусеву его показания: Ламонов якобы обещал ему «благодарность» за некую совместную работу.

— А почему вы говорили, что это предложение восприняли негативно? — ​спросил судья Музыченко.

— Ну… Я не помню уже, — ​замялся свидетель.

— Похоже, история запутывается, — ​вздохнул судья.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow