КолонкаПолитика

КОИБания с линией партии

Как ЦИК создает политические проблемы из обычного разгильдяйства

Этот материал вышел в номере № 25 от 12 марта 2018
Читать
Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника
Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника

В ходе этой предвыборной кампании никто, кажется, вообще не думает про результат, всеобщим фетишем стала явка. Я, честно, не встречал ни одной дискуссии в либерально-оппозиционном спектре о том, за кого голосовать. Зато вопрос бойкота теперь является новым критерием рукопожатности. Черные пиарщики снимают ролики про «геев на передержке», только направленные не против кандидатов, а против обывательской апатии. Судя по утечкам из АП, самые жесткие разнарядки там тоже спускают по явке, а не по желательным результатам «основного кандидата». Наконец, сама Центральная избирательная комиссия (ЦИК) использует абсолютно все каналы коммуникации, чтобы зазвать граждан на участки. И, кажется, совершенно забыла, что по действующему законодательству явка вообще не имеет никакого значения, а настоящая задача ЦИК — обеспечить чистоту процедуры, то есть форму демократии, раз уж с ее наполнением у нас возникли такие проблемы.

На участках между тем избирателя будет ждать невиданное: обязательная агитация против одного из кандидатов, не просто разрешенная ЦИК, но ей же изготовленная и распространенная. Речь, как вы поняли, идет о счетах Грудинина, информация о которых будет размещена на всех участках.

Все это совершенно небезобидная история. Теперь результаты выборов сможет оспорить хоть Грудинин, хоть любой другой проигравший кандидат (заявив, что ЦИК Грудинина должна была снять, раз уж в вопросе о его зарубежных счетах нет никакой ясности).

Получается, что вопрос о количестве голосов, которые наберет Грудинин, теперь снова политический. А это значит, что важно не только «как придут», но и традиционное «как проголосуют» и «как посчитают».

Здесь ЦИК тоже совершила ряд «технических ошибок», Например, «сняла с выборов» не только самого Навального, но и подготовленную им команду наблюдателей. Или решила закупить 4,7 тысячи новых КОИБ-2017, которые должны были развеять опасения скептиков в чистоте процедуры.

Но вместо этого снова ожидается скандал.

Аукцион на производство КОИБ-2017 проходил в два этапа. И оба выиграл МГТУ им. Баумана. Хотя первый, тестовый этап уже выявил серьезные проблемы.

По итогам первого этапа аукциона № 03481000010517000023 (сумма 9,9 млн рублей, дата проведения — 22 мая 2017 года) оборудование должно было быть поставлено 31 июля, то есть накануне сентябрьского Единого дня голосования, а в результате исполнитель управился только к 11 декабря. При нормативном сроке исполнения контракта в 70 дней задержка превысила 130 дней. Несмотря на это, на следующий день, 12 декабря, ЦИК подвела итоги второго этапа аукциона, уже на гораздо большую сумму (387,9 млн руб.). Эти деньги тоже освоил МГТУ им. Баумана. Впрочем, какой еще поставщик мог бы предоставить КОИБ-2017 тем же днем?

Кстати, несмотря на серьезный срыв сроков по первому этапу, исполнитель отделался штрафом в 7,8 млн рублей, хотя при применении повышающего коэффициента он мог вырасти до 70 млн рублей.

Но главное, конечно, в другом. КОИБ-2017 не прошли серьезной проверки в полевых условиях. В то время как тестовые испытания в Тверской области 10 сентября 2017 года выявили, скажем так, технические проблемы.

Во-первых, КОИБ-2017 зажевывали бюллетени.

Во-вторых, в некоторых случаях они зачем-то оглашали результат тайного волеизъявления!

В-третьих, и оглашали-то они его с ошибкой.

Итоги местных выборов пришлось подводить по старинке, вручную. Хотя, прямо скажем, устройство на базе двух сканеров и одного принтера — невесть какая инновация.

Более того, на протяжении многих лет КОИБ считались гарантией честного подсчета результатов и поэтому на участках, где они стояли, результаты заметно отличались от соседей, причем обычно не в пользу провластных кандидатов. Поэтому избиркомы, особенно проблемные, от применения КОИБ всячески уклонялись.

И в этом году по поводу распределения КОИБ-2017 по участкам уже возник скандал. Ведь 9 января ЦИК отменила собственное постановление о распределении технических средств (КОИБ) по участкам, которое, по сути, было приложением (разнарядкой) к тому же контракту, выигранному МГТУ им. Баумана.

Тогда источники РБК увидели в решении ЦИК политический подтекст и даже прямое указание администрации президента, ведь по новой разнарядке предполагается отправить значительно больше КОИБ-2017 из крупных городов на самые отдаленные и безлюдные избирательные участки, где тоже надо соблюдать чистоту процедуры. Элла Памфилова тогда политическую версию отвергла, заявив, что причина перераспределения — «чисто технические вещи».

И она, кажется, права, что совершенно не спасает ситуацию. Очевидно, в ссылку отправятся те КОИБ, которые могут выкинуть фокус вроде публичного оглашения результатов голосования. Если такое и случится (а случиться может, ведь крупные партии КОИБ не прошли боевого крещения), то лучше уж в сельской школе, чем под телекамерами в мегаполисе.

Вот так неаккуратная работа в системе госзакупок создала на ровном месте проблему, которая явно будет иметь и политические последствия. Ведь критики Памфиловой легко поставят в один ряд снятие с избирательных участков независимых наблюдателей и неподкупных КОИБ. А объяснить, что все это следствие обычного разгильдяйства, будет невозможно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow