СюжетыОбщество

Кто на самом деле интересуется биткоином

Четыре истории о буме криптовалют в Восточной Европе

Еще шесть лет назад слова «блокчейн» и «криптовалюта» знали только специалисты, но сегодня их, кажется, обсуждают везде . В декабре курс биткойна, самой популярной криптовалюты, достиг почти $20 000, но затем он рухнул до $12 000. Мир меняется у нас на глазах: как?

Майнинг— «добыча» криптовалюты — перестал быть уделом технически продвинутых любителей. Сегодня олигархи идут в «фермеры», авторитарные режимы вынуждены смягчать законодательство, а предприниматели — активно работать над созданием систем отопления двойного назначения. Чтобы в стране развивался рынок криптовалюты, в сущности, нужно немного: люди, у которых нет работы, дешевое электричество и лояльные к цифровой экономике законы. И тут даже у тех, кто живет на территорях со спорным международным статусом, появляется надежда войти в новое экономическое «завтра» вместе со всеми.

«Новая газета» рассказала историю криптобизнеса интернет-омбудсмена на бывшем автозаводе «Москвич», а четыре независимых медиа на постсоветском пространстве при поддержке «Русскоязычной медиасети» рассказали свои истории о криптовалютовалютном буме.

История первая: Россия. Ферма «Москвич»


Предприниматель и интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев построил майнинговую ферму на территории легендарного завода «Москвич». Это крупнейший в России цифровой прииск и одновременно — инженерный эксперимент, где тестируется новое оборудование. Мариничев уверен, что производство найдет еще одно, бытовое применение. Например, майнинг-оборудование с водяным охлаждением сможет обогреть дом, попутно производя математические вычисления, за которые можно получать вознаграждения в криптовалюте. Продаваться эти вычисления будут для всего мира.

  • Подробности читайте в галерее-репортаже «Биткоин для «Москвичей». Авторы: Глеб Лиманский, Надежда Мироненко, Виктория Одиссонова, «Новая газета»

История вторая: Грузия — «номер два» после Китая


Согласно исследованию Кембриджского университета Global Cryptocurrency Benchmarking Study, в 2017 году Грузия вышла на второе место в мире после Китая по мощности устройств, задействованных в майнинге криптовалюты. Этот бизнес заинтересовал одного из самых богатых и влиятельный людей в стране — бывшего премьер-министра Бидзину Иванишвили, который профинансировал строительство дата-центров и, по всей видимости, занимается лоббированием интересов майнеров.

К новым технологиям присматривается и правительство Грузии: оно начало внедрять технологию блокчейна в государственных услугах. В этом плане Грузия оказалась одной из первых в мире (похожие проекты недавно стартовали в Эстонии, Швеции и США).

История третья: Беларусь. На пути к европейскому Гонконгу


За последние десять лет Беларусь превратилась в лидера IT рынка в Восточной Европе. С 2006 года белорусская цифровая экономика создала более 100,000 рабочих мест, сама индустрия выросла в 30 раз, а 90% клиентов белорусских IT компаний находятся за границей. Неудивительно, что когда майнинг криптовалют стал «горячим» IT направлением, одни из первых в регионе биткоин-фермы появились именно в Беларуси. Такие, как в репортаже «Еврорадио».

Не можешь победить — возглавь. Именно так и поступил президент Беларуси с рынком криптовалюты. 22 декабря Александр Лукашенко подписал декрет о развитии цифровой экономики. Этим декретом он создал режим наибольшего благоприятствования для IT-компаний, существенно расширил список компаний, которые смогут стать участниками ПВТ (то есть получить налоговые и ряд других преференций), легализовал криптовалюту.


Кроме того, декрет внедрил элементы «английского права» внутри IT-сферы, которое, возможно, даст импульс либерализации и других сфер жизни белорусского общества. Белорусские чиновники, тем временем, зачитываются работами первого премьера Сингапура, автора сингапурского «экономического чуда» Ли Куан Ю.

История четвертая: Молдова. Как заполучить инвестора в непризнанные республики


А вот у Приднестровья есть все, что нужно. На этой спорной территории действуют Дубоссарская ГЭС на Днестре, три мини-ТЭЦ в Тирасполе, работающие на российском газе и принадлежащие холдингу «Шериф», а также Молдавская ГРЭС. Приднестровье не платит «Газпрому» за потребляемый газ, а долг, переваливший за $6 млрд, Москва записывает на Кишинев.

Этими необходимыми для майнинга ресурсами заинтересовался сын генерального прокурора России Игорь Чайка. Тирасполь в свою очередь сделал все необходимое, чтобы привлечь внимание российских олигархов.

  • Newsmaker объясняет: «В Приднестровье узаконили добычу криптовалюты и ждут российских инвесторов»

Над проектом в рамках «Русскоязычной Медиасети» работали: Заза Абашидзе, Леонид Именных, Екатерина Каминская, Наталия Маршалкович, Николай Пахольницкий, Давид Пипиа, Ольга Покатилова, Злата Понировская, Евгений Савватеев, Дарья Сапранецка, Женя Снежкина, Виталий Ругайн, Максим Эристави.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow