РепортажиОбщество

Данные и редакция

«Новая» представляет лучшие работы участников хакатона по дата-журналистике

Данные и редакция
Фото: Федор Лабзин, специально для «Новой»

Гигабайты данных, более 50 участников, 12 менторов и членов жюри, четыре номинации, два дня и афтерпати – 10 и 11 марта в коворкинге Gravity Coworking Space прошел хакатон «Новой газеты» по дата-журналистике.

Двухдневный марафон, по итогам которого команды представили проекты, был посвящен поколению миллениалов, главной отличительной чертой можно считать глубокую вовлеченность в цифровые технологии и средства коммуникации. Поколения Y и Z создали вокруг себя невероятное по объему информационное поле, опередив все предыдущие поколения вместе взятые. Как повлияло на самих миллениалов и мир вокруг них бесчисленное количество оставленных в сети лайков и статусов, персональных данных, загруженного и просмотренного контента?

Участники хакатона «Новой газеты» отследили «цифровой след» поколения, создав 13 проектов — штрихов к портрету нынешних 15–30-летних.

Видео: Федор Лабзин, специально для «Новой»

Хакатон начался с выступления экономического журналиста «Gazeta Wyborcza» Вадима Макаренко, создателя первого в Польше ресурса, посвященного данным biqdata.wyborcza.pl. Лектор поделился опытом создания дата-редакции в печатном издании. Выступление директора АНО «Инфокультура Ивана Бегтина «Скрытые данные. Что спрятано на госсайтах» послужило стартом второго дня.

Вечером 11 марта команды представила готовые работы. Приз «Лучший проект» получила команда, исследовавшая пользователей «Вконтакте», подписанных на группы восьми кандидатов в президенты и незарегистрированного Алексея Навального. Создатели проекта «Цифровой голос» Анастасия Якунина, Наталья Ямщикова и Юлия Казакова проанализировали состав и активность аудиторий предвыборных групп.

Проект «Я на выборы никогда не ходил и в этот раз не пойду»: школьники о своих политических предпочтениях» оказался лучшим в номинации «Лучший сторителлинг». Анна Коваленко, Юлия Лукьянова, Никита Кравчук и Талгат Даулбаев в своем исследовании выяснили, что заставляет еще не имеющих право голоса школьников подписываться на агитационные группы политиков.

Изображение

Победу в номинации «Лучший дизайн» одержала команда «Найти отличия: можно ли подтвердить стереотипы о миллениалах на рынке труда». Маргарита Кудрявцева, Виталий Николаев и Сергей Устинов искали ответ на вопрос: действительно ли поколение миллениалов отличается от остальных? Команда проанализировала 10 тысяч резюме представителей «потерянного поколения» и людей, не относящихся к миллениалам, сформулировав гипотезы, связанные со стереотипными представлениями о миллениалах. Версия о том, что молодое поколение не способно адекватно оценить стоимость своей работы, не подтвердились. А вот гипотеза о том, что молодые люди чаще выбирают творческие специальности – вполне. Тем не менее, обнаружилось, что специальностей, востребованных исключительно у миллениалов или только у людей старшего поколения, в природе не существует. Предположение о безграмотности миллениалов также оказалось ложным – орфографические ошибки в резюме допускают представители всех возрастных групп, выяснила команда.

«Приз редакции» получили авторы проекта «Хотят ли русские миллениалы войны» Ирина Долинина и Алеся Мароховская. Команда проанализировала комментарии к новостям крупных СМИ, проследив реакцию миллениалов на сообщения о войне в Сирии и на Украине. Несмотря на то, что война часто присутствует в комментариях, анализ показал, что аудитория в большинстве своем отзывается о милитаризме как о негативном явлении. Участники хакатона разделили миллениалов на две группы: «говорящие» и «воюющие». Проанализировав 100 аккаунтов воюющих миллениалов, команда выяснила, что на войну идут молодые люди без образования и с низким достатком.

Ирина Евдокимова, Станислав Раташнюк и Кирилл Дмитриев презентовали проект «Миллениалы и ВИЧ», в котором рассмотрели статистику распространения ВИЧ инфекции в России, составив ТОП–10 регионов с самой высокой заболеваемостью. Команда также проследила связь между объемом бюджетных средств на проведение профилактических мероприятий и результатом, который они принесли.

Авторы проекта «Госзакупки и детские лагеря» Катя Мамян и Андрей Нестеров изучили сферу детского отдыха, выделив основные пункты государственных расходов, связанных с детскими лагерями.

В рамках проекта «Саундтрек поколения» Любовь Поповец, Артём Щенников, Михаил Морозов и Виолетта Власова проанализировали темы самых популярных песен, отследив, как долго хиты удерживались в топе и выделив исполнителей, чьи треки чаще всего достигали пика популярности.

Маргарита Тихонова посвятила свой проект «Поколение Y: миллениалы-мамочки» изучению интересов девушек-миллениалов, которые уже успели стать мамами на основе их подписок в инстаграме.

В проекте «Пять миллениалов инстаграма» Алексей Смагин постарался раскрыть секрет известности пяти самых популярных миллениалов инстаграма, проанализировав их контент, наиболее часто встречающиеся слова в постах, а также даты регистрации аккаунтов.

Авторы проекта «Тишина в зале» Юлия Тимофеенко, Мария Кольцова, Яна Григорьева, Екатерина Архипова и Иван Петров исследовали причины, частоту и причины отмены концертов музыкальных групп в России.

Алиса Павлова, Дмитрий Фалеев и Полина Ревина презентовали проект «Миллениалы про секс и отношения», посвященный анализу того, что миллениалы знают о сексе и в каком возрасте начинают задумываться о браке. Алсу Зайнутдинова, автор проекта «Профмилленизация», рассказала о наиболее часто встречающихся среди популярных миллениалов профессиях.

Василь Тапкин, Илья Злавдинов, Дарыя Маматбекова, Валентина Мызина представили проект «Поколение МЫ», в рамках которого команда проанализировала данные аккаунтов пользователей соцсетей, родившихся с 1990 по 2000 годы. Команда разделила миллениалов на три возрастных группы, составив рейтинг любимых песен, книг и компьютерных игр, популярных среди представителей каждой из возрастных групп.

Иван Бегтин, Андрей Заякин, Роман Анин. Фото: Федор Лабзин, специально для «Новой»
Иван Бегтин, Андрей Заякин, Роман Анин. Фото: Федор Лабзин, специально для «Новой»

Два дня участникам помогали Роман Анин, редактор отдела расследований «Новой газеты», Иван Бегтин – директор и соучредитель АНО «Инфокультура», преподаватель Британской высшей школы дизайна Максим Осовский, преподаватель кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Илья Щуров, сооснователь вольного сетевого сообщества «Диссернет» Андрей Заякин, основатель Data Mining Labs Алексей Натекин и журналист-расследователь Александрина Елагина, экс-главный редактор Russiangate.

Решение о том, кто станет победителями хакатона, менторам помогали принять члены жюри – председатель Редакционного совета «Новой газеты» Дмитрий Муратов, академический руководитель образовательной программы «Журналистика данных» Тина Бережная, редактор Центра расследования коррупции и организованной преступности (OCCRP) Роман Шлейнов, главный художник «Новой газеты» Петр Саруханов и директор Театр.doc Елена Гремина.

«Новая» благодарит коллег из НП «Информационная культура» за менторскую поддержку, коворкинг Gravity Coworking Space за уютное рабочее место, Readymag, Театр.doc, Издательство МИФ за призы победителям и участникам, а также бар «Крапива» за помощь в организации афтерпати.

Над организацией хакатона работала команда «Новой газеты» под руководством Романа Анина – Анна Игнатенко, Алиса Кустикова, Серафим Романов, Максим Прошкин, а также команда волонтеров из Высшей школы экономики во главе с Дарьей Силкиной и Лолитой Юсибовой. Дизайн сайта hackathon.novayagazeta.ru разработал Андрей Карабанов.

Светлана Головина, специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow