Сюжеты

Колонизация интернета

К выборам 2018 года в Кремле научились работать с Сетью

Этот материал вышел в № 27 от 16 марта 2018
ЧитатьЧитать номер
Политика

Татьяна Васильчуккорреспондент

6
 
Фото: Елена Афонина/ТАСС

Для мобилизации граждан на выборы 18 марта власти задействовали все возможные ресурсы, от традиционных телевизионных роликов до СМС-рассылок от Центризбиркома. Все эти меры довольно привычны и отличаются в рамках нынешней кампании разве что особенно высокой интенсивностью.

Однако есть и новшества: на выборах 2018 года Кремль демонстрирует, что научился тонкой работе с интернетом.

Перелом наметился несколько лет назад, когда стали известны подробности деятельности знаменитой «фабрики троллей» в Ольгино. Тем не менее, когда в конце лета прошлого года в прессе появилась информация о сотрудничестве ЦИК и Mail.ru Group, владельца основных российских социальных сетей, никто не ждал особенных сюрпризов. Казалось, власти пойдут по традиционному пути — купят баннерную рекламу и снимут ролики. В итоге власти сумели рекламировать участие в выборах, используя гораздо более современные методы. В частности, объявления о встречах на избирательных участках появлялись в приложениях для знакомств, а информацию о том, где можно проголосовать, предлагали своим пользователям «Яндекс.Карты». Эксперты отмечают, что это первая настолько современная пиар-кампания ЦИКа, когда власти информируют о выборах из YouTube, из айфоновских приложений и соцсетей. Некоторые оценивают такую тактику как «копирование» политтехнологий оппозиции. Например, на муниципальных выборах команда Дмитрия Гудкова также размещала свою рекламу в приложениях и социальных сетях.

Есть инстаграм? Можешь проголосовать!

За неделю до 18 марта российские знаменитости устроили эстафету в социальной сети инстаграм. Кампания в соцсети прошла под лозунгом «Выборы там, где ты» и была посвящена возможности выбрать удобный участок для голосования через сайт Госуслуг. Первым такой пост выложил комик Михаил Галустян. Он написал: «18 марта будут выборы президента. Это касается всех! Именно в этот день меня не будет по месту регистрации. Но голосовать нужно. Как? Оказывается, очень просто. Я подал заявление через систему Gosuslugi.ru. <…> Ребята, воспользуйтесь этой штукой. Реально удобно!»

Instagram Михаила Галустяна

В конце сообщения Галустян отметил своих коллег с канала ТНТ и группу «Серебро», чтобы те тоже продолжили эстафету. Дальше пошла цепочка одинаковых постов в инстаграме от блогеров с миллионами подписчиков. В акции поучаствовали телеведущая Ольга Бузова, певица Нюша, певец Дмитрий Маликов.

Instagram Дмитрия Маликова

Николай Басков пообещал лично поставить лайк тем своим подписчикам, которые опубликуют селфи с избирательного участка и упомянут при этом его имя.

Instagram Николая Баскова

Пресс-секретарь одной из участниц акции актрисы Анны Хилькевич заявил, что никакого заказчика у этой публикации не было, а рассказ про выборы стал для Хилькевич «гражданским поступком».

Интересно, что многие из этих знаменитостей несколько месяцев назад приняли участие в акции #жизньналаживается, где рассказывали про удобный город и хорошие дороги в Москве.

Агитацию можно встретить сейчас и в инстаграме российских футболистов. Они выставляют не текст, а картинку, где нарисован сам спортсмен и надпись «Твой голос — твоя победа» или «Страна выбирает — а ты чем занят?». Под постом стоят хештеги #долгприйти, #недлягалочки. Такие публикации у себя разместили игроки сборной России Александр Кокорин и Артем Ребров.

Instagram Александра Кокорина

Видеоблогеры дошутились

На страницах известных видеоблогеров в YouTube стали появляться клипы, в которых они читают рэп о выборах. Позже выяснилось, что все эти видео сделаны в рамках шуточного проекта Lenta.ru «Кто твой кандидат?». По правилам проекта каждый блогер снял свой предвыборный ролик, в котором рассказал, почему нужно идти на выборы и голосовать за него. Например, Даня Комков в своем видео ходит в шубе между дорогих машин, размахивая российским флагом. В рэп-стиле он произносит такие слова: «Скажи мне, Соболев Коля, ты куда полез? Если будешь так орать — увидишь Кировлес», «И пусть закроют рты все, кто скажет — это фарс». Блогер Лиззка в своем клипе летает на частном самолете и катается на лимузине, вокруг нее толпа молодежи, которая хочет Лиззку в президенты. «Слава богу, я родилась, где свобода выбора», — читает текст девушка.

Седьмым кандидатом оказался Юрий Хованский. В своей песне «Секс, Бухло, Русский Рэп» он рассказывает, что с восемнадцати лет каждый делает «свой взрослый выбор в конце марта на выборах». После выхода клипа Хованскому, как и остальным блогерам, в комментариях стали писать о том, что он «продался Кремлю». Хованский сделал заявление, что Лента.ру их подставила, не сделав заявления после окончания акции, что весь флешмоб задумывался как шуточный.

«Кое-кто пытается получить бабки, подсунув Кремлю липовый отчет», — написал Хованский в твиттере.

Если формат песенной агитации за участие в выборах еще можно списать на шутку, то рекламу ЦИКа в популярном видеоблоге про автомобили — вряд ли. Создатель и одновременно ведущий канала AcademeG DailyStream (у которого почти миллион подписчиков) опубликовал видео, в котором он сидит в машине, рассказывает про верхний тормоз автомобиля и другие его особенности первые минут десять, но затем внезапно находит под дворником на лобовом стекле рекламу от ЦИКа. В рекламе сказано о возможности прикрепиться к другому участку через Госуслуги. Блогер возмущается сложностью предложений и как бы доступным языком начинает их исправлять: «Ох, как сложно написано. Нужно так — все это займет у вас всего 5 минут». Такая работа с блогерами требует весьма тонкого понимания интернет-аудитории: политическая агитация теперь подается в естественном для видеоблога формате.

Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника

Нативный ЦИК

Пользователи мобильных приложений, таких как «Яндекс.Карты» или сервиса знакомств Tinder, стали замечать политическую агитацию внутри приложений — в виде так называемой нативной рекламы. В «Яндекс.Картах» над категориями о том, где найти банкомат, аптеку, кафе, появился значок «избирательные участки на карте». В Tinder реклама работает так: как и во время просмотра профиля человека, можно «смахивать» ее на экране смартфона влево или вправо — в зависимости от того, хотите ли вы узнать о выборах больше.

Крупные госбанки, ВТБ и Сбербанк, также используют «нативный» для себя формат оповещения клиентов о предстоящих выборах: рассылают им информационные СМС.

Комментарии политтехнологов

mosaica.ru
Владимир Перевозчиков
Руководитель экспертной группы политтехнологов «Первый советник»

— Конечно, такая реклама действенна. Особенно если сравнивать с последними выборами в Госдуму, где почти не было никакой информации. Один-два билборда на всю Москву висели. Сейчас заходишь в «ВКонтакте», в Mail.ru — везде агитация, но не за кандидата конкретного. Мы возвращаемся к практике нулевых, когда поднимали явку, потому что она принципиально была нужна, чтобы признать выборы легитимными. Есть официальное обращение от ЦИКа, письмо за подписью Памфиловой с просьбой проинформировать граждан о выборах. Я не думаю, что банкам за это платят, потому что это сколько же миллиардов надо? Вот агитация от блогеров, которые с политикой никак не связаны, это, конечно, заказное.

vnovomsvete.com
Виталий Шкляров
Политтехнолог предвыборного штаба Ксении Собчак и штаба Дмитрия Гудкова на прошедших муниципальных выборах

— Пиар-кампания ЦИКа неэффективна. То, что государство выделило какие-то деньги налогоплательщиков, и на этом заработали деньги политтехнологи, продав интересную технологию и современную какую-то фигню, — это полная чушь. Она не побудит прийти голосовать. То, что побуждает людей прийти, — это понимание, почему это важно. Но наше государство занимается созданием красивых штучек.

Конечно, они скопировали такой метод агитации, например, в приложениях и социальных сетях, у оппозиционеров. Но разница в том, что люди, которые создают это у оппозиции, у Собчак, у Навального, у Каца, у Гудкова, — это люди идейные. Почему все говорят, что Кремлю нужна явка? Да, она нужна, но только не оппозиционеров ждут на участках, а своих людей. А свои люди не ходят на выборы, они не верят, что что-то изменится. Поймите, что технологии — это всего лишь машина. У вас могут быть бульдозер, мопед, танк. Но они не поедут без бензина. А люди в политике как бензин. Можно придумать сто самых креативных стратегий, но машина без бензина не поедет.

Что касается рекламы через приложения, рассылки от банков — рука руку моет. Когда рекламу выдают подконтрольные государству организации или корпорации, понятно, что каким-то образом они это между собой решают. На денежной ли основе, бартерной, либо на основе взаимных услуг. Но это не характеризует людей в ЦИКе как политтехнологов и этот процесс как выборы.

Татьяна Васильчук, «Новая», Анастасия Куц — специально для «Новой»

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera