Сюжеты

Как обойти «Красные баррикады»

«Объединенная судостроительная корпорация» два года не может решить вопрос с приобретением астраханской верфи

Фото: Максим Коротченко / ТАСС

Этот материал вышел в № 32 от 28 марта 2018
ЧитатьЧитать номер
Экономика

 

Ближайшие шесть лет российская экономика будет жить под западными санкциями. Это, конечно, не приговор, но важный фактор, который должны учитывать в своей работе как профильные ведомства, так и компании с госучастием. Ведь импортозамещение — это не лозунг, а набор конкретных проектов, позволяющих, с одной стороны, закрыть потребности внутреннего рынка, а с другой — сохранить, а в каких-то случаях реанимировать компетенции российских производителей, которые могут быть востребованы и внешними покупателями.

Возьмем, к примеру, такой узкий и чувствительный сегмент, как разработка шельфовых месторождений углеводородов. Санкции в этом сегменте были введены едва ли не в первую очередь. Популярно мнение, что месторождения в России есть, а вот собственных технологий добычи нет.

На самом деле освоение шельфа начала еще Российская империя — на Каспии. И некоторые предприятия, созданные в тот период, и сегодня могут эффективно конкурировать за долю на российском и мировом рынке. Астраханский завод «Красные баррикады» в их числе. Дело за малым: найти эффективного собственника, который сможет вытащить компанию из банкротства, сохранить производственный комплекс и решить вопрос с финансовыми обязательствами.

Не осилили контракт

Немного о том, как и почему «Красные баррикады» оказались в процедуре банкротства. Это точно не история про советский завод, который не вписался в рынок. Это история как раз про «рыночную» ошибку руководства и собственника.

Верфь «Красные баррикады» в 2011 году заключила крупный контракт с компанией «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» на строительство плавучего жилого модуля для освоения месторождения им. Филановского на Каспии. При этом ЛУКОЙЛ выплатил «Красным баррикадам» крупный аванс, порядка миллиарда рублей, а Сбербанк выдал необходимые банковские гарантии. Но работы по сооружению плавучего жилого модуля постоянно отставали от графика, что грозило срывом всего проекта. В результате ООО «ЛУКОЙЛ–Нижневолжскнефть» было вынуждено разорвать контракт с «Красными баррикадами», а также обратиться в суд с исками как к верфи, так и к Сбербанку, который выплатил ЛУКОЙЛу около 1,7 млрд рублей по гарантиям.

К тому времени у «Красных баррикад» не осталось других крупных клиентов. Логичным выходом из ситуации выглядела бы продажа бизнеса или его части стороннему инвестору.

Но гендиректор и бенефициар «Красных баррикад» Александр Ильичев не хотел терять контроль над активом, что в итоге привело к дефолту компании. А в отношении Ильичева, а также его заместителей Петра Морозова и Дмитрия Антипова было возбуждено уголовное дело в связи с уклонением от уплаты налогов. По этому эпизоду суд приговорил их к крупному штрафу. Ильичев также подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 145 УК РФ (невыплата заработной платы). Коллективу завода гендиректор задолжал более 55 миллионов рублей. В середине марта Ильичев был взят под стражу.

Впрочем, на дальнейшей судьбе завода это уголовное дело едва ли отразится. Тем более что «Красные баррикады» уже прошли через свои суды, и предприятие было признано банкротом.

Тут вариантов два: либо распродажа имущества по частям, то есть безвозвратная гибель уникального предприятия, либо приход стратегического инвестора.

Колебания инвестора

Самое любопытное и странное в этой истории как раз то, что тот самый стратегический инвестор, государственная «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), пытается включить в свою структуру «Красные баррикады» с августа 2016 года, да все никак не выходит. Почему?

Наши источники, знакомые с ситуацией на верфи, утверждают, что ОСК пытаются приобрести задолженность «Красных Баррикад» перед Сбербанком. Она складывается из выданных предприятию кредитов и обязательств, вытекающих из исполненных требований по банковским гарантиям перед ЛУКОЙЛом. В сумме получается более 2,7 млрд рублей.

При этом Сбербанк был готов к продаже обязательств «Красных баррикад» с большим дисконтом. Понятно, что покупателем в данной ситуации может быть только «стратег».

Помимо ОСК на «Красные баррикады» были и другие претенденты, в частности инвестфонд ШОС и группа компаний «Моршельф». Кстати, принадлежащая «Моршельфу» Каспийская гидротехническая компания завершала проект для «ЛУКОЙЛа», с которым не справился предыдущий менеджмент «Красных баррикад». Причем делала это на мощностях завода, то есть знакома с бизнесом не понаслышке.

Но наиболее логичным, конечно, выглядело вхождение «Красных баррикад» в ОСК. Ведь это системный интегратор в отрасли, которая испытывает серьезное давление на фоне общей ситуации в экономике и западных санкций.

По информации, полученной от наших источников на верфи, если бы сделка между Сбербанком и ОСК, согласованная еще летом 2017 года, состоялась в срок, то, скорее всего, финансовые проблемы предприятия, а главное, вопрос с задолженностью перед коллективом уже был бы решен, но ОСК не одобрило сделку. Как утверждают наши источники, кредитор до настоящего времени готов уступить свои права и ждет решений от ОСК. Но «стратеги», кажется, придумали оригинальный ход: не выкупать задолженность и вообще не входить в капитал предприятия, а взять его мощности в аренду.

Еще в декабре прошлого года в интервью «Ведомостям» президент ОСК Алексей Рахманов говорил про «Красные баррикады»: «Недавно мы в очередной раз провели due diligence предприятия и обнаружили большое количество финансовых дыр, в том числе ряд неожиданных финансовых обязательств. Сейчас проводится анализ ситуации, по итогам которого мы примем окончательное решение. <…> Мы долго присматривались к активу и решили, что готовы встроить его в нашу производственную цепочку, но лишь при условии, что будем контролировать компанию и ее финансовое состояние».

Такое впечатление, как будто речь идет не об инвестиционном проекте, а об оказании благотворительной поддержки. Между тем, несмотря на процедуру банкротства, долги по зарплате и отключение отопления за долги, «Красные баррикады» представляют собой вполне работоспособный проект. Например, еще в 2016 году было заключено соглашение о строительстве пяти буровых установок для иранской нефтегазовой промышленности. В активной фазе были переговоры и с саудовскими компаниями. Сам завод находится в отличном состоянии и прекрасно расположен географически. И сама же ОСК неоднократно заявляла, что готова перевести реализацию части своих проектов на астраханскую площадку.

На этом фоне попытка выступать в качестве не полноценного стратегического инвестора, а скромного арендатора выглядят, скажем так, не слишком убедительно. Понятно, что никому не нравится платить чужие долги. Но такова миссия системного интегратора отрасли — решать накопившиеся в ней проблемы, а не только собственные коммерческие задачи.

Борис Шестаков,
для «Новой»

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera