Сюжеты

Деньги за красивый профиль

Mail.Ru Group заработает на кредитных историях россиян

Фото: Сергей Коньков/TASS

Этот материал вышел в № 35 от 4 апреля 2018
ЧитатьЧитать номер
Экономика

Арнольд Хачатуровкорреспондент

 

В конце января апелляционный суд запретил сервису Double Data использовать данные из открытых профилей пользователей «ВКонтакте» в коммерческих целях. «Мы всегда отстаиваем интересы нашей аудитории. Double Data нарушала права пользователей «ВКонтакте», используя их данные без предварительного согласия», — сообщили тогда РИА в пресс-службе соцсети. Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), передававшее информацию банкам для оценки кредитоспособности заемщиков и выступившее вторым ответчиком по иску «ВКонтакте», отказалась от сотрудничества с сервисом.

Два месяца спустя от решительности «ВКонтакте» стоять на страже конфиденциальности пользователей не осталось и следа. Холдинг Mail.Ru Group, владеющий соцсетью, официально разрешил НБКИ анализировать профили заемщиков и использовать эти данные для составления кредитных историй. Для этого бюро при технологической поддерже Mail.Ru разработает свой собственный сервис, который якобы не будет нарушать права пользователей, собирая «только актуальные открытые данные», тогда как Double Data, по словам представителей соцсети, мог извлекать и закрытую «историческую» информацию. В перспективе речь может идти не только о предсказательных моделях для оценки кредитных рисков, но и о более широкой линейке продуктов, заточенных на различные сегменты финансового и рекламного рынков.

Бизнес и до этого случая активно использовал открытые данные российских пользователей в соцсетях. В последние два года Mail.Ru Group создавала собственные сервисы в области Big Data, в том числе при партнерстве с бюро кредитных историй «Эквифакс». Помимо множества специализированных стартапов, многие крупные банки, коллекторские агентства и сотовые операторы имеют собственные технологические решения по аналитике больших статистических массивов. Существует известный сервис FindFace, позволяющий найти профиль человека в «ВКонтакте» по фотографии. Другой вопрос — легальность всех этих алгоритмов: согласно позиции Роскомнадзора, сторонние компании не имеют права обрабатывать даже те данные, которые находятся в открытом доступе. Такая трактовка закона «О персональных данных» приводит к многочисленным юридическим нестыковкам, поскольку ни один сервис не в состоянии проконтролировать все операции с открытыми данными. Правовое поле в этой области сформировано не до конца, и даже Роскомнадзор применяет собственные постановления в более-менее избирательном порядке.

Помимо защиты конфиденциальности, «ВКонтакте» апеллирует к прагматическим аргументам: большое количество технических запросов от сторонних компаний замедляет работу соцсети. Но реальной ставкой в этом споре, конечно, является монопольное право на монетизацию данных из 407 млн профилей «ВКонтакте». Январское решение суда подтверждает позицию Роскомнадзора и наделяет платформу исключительным правом на распоряжение открытой информацией (регистрируясь в соцсети, вы принимаете соответствующее пользовательское соглашение). При этом все остальные участники рынка остаются не у дел. Похожие процессы происходят по всему миру и затрагивают крупнейшие технологические компании, от Google до Facebook, которые зарабатывают на «майнинге» и торговле обезличенными данными.

Банки и рекламодатели не рассчитывают на то, что пользователь самостоятельно раскроет на личной странице тайное знание о своем финансовом положении и потребительских предпочтениях. За него это сделают десятки косвенных индикаторов. Например, многое может сказать тип устройства, с которого человек выходит в интернет, или его местоположение. Алгоритмы на основе машинного обучения могут находить совершенно непредсказуемые корреляции.

Одна из таких статистических моделей позволяет обнаружить связь между количеством загруженной на страницу клиента музыки и вероятностью просрочки кредита.

Оценка платежеспособности потенциальных клиентов — только одно из множества возможных применений «цифровых следов». В Китае в прошлом году была запущена экспериментальная система социальных рейтингов, при которой каждое действие человека — от своевременной уплаты налогов до времени, проведенного с семьей, — влияет на его доступ к определенным товарам и услугам. В США недавно разгорелся скандал из-за применения психометрического скоринга в сфере политического маркетинга: считается, что нелегально собранные Cambridge Analytica данные 50 млн пользователей Facebook помогли Дональду Трампу одержать победу на президентских выборах в США. В будущем проблемы вокруг Big Data будут только нарастать, и очень важно, чтобы контроль над их решением не оказался в руках нескольких крупных корпораций.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Благодаря вашей помощи, мы и дальше сможем рассказывать правду о важнейших событиях в стране. Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас. Примите участие в судьбе «Новой газеты».

Становитесь соучастниками!
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera