РепортажиКультура

«Наше гуманное министерство»

Репортаж из Басманного суда, где фигурантам «Театрального дела» продлили сроки под стражей — по просьбе Минкульта!

Этот материал вышел в номере № 42 от 20 апреля 2018
Читать
Кирилл Серебренников в суде 18 апреля. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Кирилл Серебренников в суде 18 апреля. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Минкульт стал исполнительным органом следствия

Ходатайство следствия: продлить меру пресечения фигурантам «театрального дела» — более чем ожидаемо. Но внезапно возникает заявление еще одного «потерпевшего» — Министерства культуры.

Адвокаты изумлены: «Наше гуманное министерство мало того, что не поддержало своего сотрудника. Оно в лице некоей Елены Зайцевой из нормативно-правового департамента просит не выпускать подсудимых!»

Следствие и Министерство культуры в унисон требуют продлить арест Кириллу Серебренникову, Алексею Малобродскому, Юрию Итину и Софье Апфельбаум. Адвокаты возражают против приобщения к делу министерского документа. Если у Минкульта есть претензии, его представители могли бы прийти в судебный зал, и о них заявить.

Софья Апфельбаум настаивает на том, что ничего противозаконного не совершала. Просит разрешить ей общаться с ребенком, иметь возможность провожать его в школу. Зачитывают письмо сотрудников РАМТа — в поддержку Софьи Апфельбаум с просьбой дать возможность ей продолжить трудовую деятельность. Изменить меру пресечения. Письмо подписано главным режиссером Алексеем Бородиным.

Софья Апфельбаум (вторая справа) с адвокатами в суде 18 апреля. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Софья Апфельбаум (вторая справа) с адвокатами в суде 18 апреля. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

«Судя по тому, как идет следствие, — говорит Кирилл Серебренников, — им и самим понятно, что преступления не было. Да и от какого ущерба пострадало министерство, оно не объяснило. А ведь столько было событий, связанных с проектом «Платформа», столько свидетелей, участников, наград, рецензий. Чего бы доблестному министерству не заявить о претензиях в 2014-ом? При этом в деле есть письмо замминистра культуры Аристархова, который в высшей мере лестно оценивает работу «Платформы» и резонанс в стране и за рубежом. Или он тоже участник дела? Обманывал Правительство РФ? Из материалов дела выяснилось, что правительство хотело продолжить проект и его финансирование отдельной строкой. Министерство культуры эту идею поддерживало. Какой же вред, если оно так гордилось «Платформой»?»

«Маска» с открытым забралом

Церемония 2018-го шла под тэгом #FREEKIRILL

Малобродский не убежит

Алексей Малобродский передает суду письмо в посольство Израиля (у него двойное гражданство российское и израильское), в котором заверяет, что если будет освобожден под залог — ни одно израильское представительство не выдаст ему паспорт. Есть и ответ израильского консула, по сути, гарантийное письмо: пока дело не будет рассмотрено, израильский консул не выдаст без уведомления особых органов документов Малобродскому.

Суду передается справка из следственного изолятора об ухудшающемся состоянии его здоровья, тяжких заболеваниях, в том числе, гипертонической болезни второй стадии, гипертрофированной ангиомы сетчатки. Но все это не вызывает интереса судьи Карпова.

Малобродский признается, что до сегодняшнего дня не знал, что в деле уже 258 томов материалов, каждый примерно по 250 страниц. По его мнению, дело срочно «дописывали» уже после его формального завершения.

Следователи на общественном транспорте возят ему в СИЗО «Медведково» в день примерно по два тома (тома тяжелые), дают час-полтора на ознакомление. Менее 10 % материалов имеют содержательное значение. Более 90% — уставные, регистрационные документы. Переписка. Или, к примеру, диссертация Софьи Апфельбаум «Связи с общественностью в сфере театрального искусства».

Алексей Малобродский в суде 18 апреля. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Алексей Малобродский в суде 18 апреля. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Почему-то впервые за долгие месяцы следствия и однообразных судебных заседаний казалось, что суд примет во внимание документы, представленные Ксенией Карпинской, адвокатом Алексея Малобродского. Это и гарантия израильского посольства, и решение Европейского суда по правам человека в пользу бывшего директора «Гоголь-центра»… (В случае продления срока содержания под стражей судья Карпов нарушает решение Страсбургского суда, по которому Россия является ответчиком, и в котором установлено нарушение Конвенции в связи с длительностью содержания под стражей Малобродского — Ред.)

«Никого из моих подзащитных не мучили так, как мучают Малобродского»

Интервью адвоката Ксении Карпинской

Кроме того, 12 апреля истек срок меры пресечения Алексею Малобродскому. Накануне суда истекал последний день, когда подобное постановление должно быть принято и оглашено. Малобродский и его адвокат Ксения Карпинская убедительно доказывают, что мера пресечения не только необоснованна, но противозаконна. Малобродский говорил довольно жестко о месяцах в тюрьме без логических обоснований, за исключением «клинического садизма». В суде он приводил примеры ложных обвинений.

Следствие закончено

Формально, вроде бы закончено. Но почему число томов постоянно увеличивается? Шершавый язык протокола выразительнее публицистики.

В деле о 133 миллионах на тысячах страниц следователи все никак не могут сформулировать: какие же из существующих в документах мероприятий не состоялись.

Известно же, что на «Платформе» прошло около 100 событий, + регулярно выплачивалась зарплата сотрудникам «7 студии».

Адвокаты и подследственные называют примеры вопиющей неряшливости следствия, нестыковки сроков и доказательств, отсутствия логики в упорном стремлении следствия держать Малобродского под стражей. Все это свидетельствует об отвращении к закону.

Про презумцию невиновности и вовсе все забыли.

К примеру, задержанных решили оставить под арестом, так как они вроде бы следили за дочерьми бухгалтера Масляевой, давшей следствию нужные показания. Но само следствие выяснило, что жалобы наследниц не имеют подтверждений — это есть в деле.

Два месяца проводили экспертизу подлинности загранпаспорта Кирилла Серебренникова. Вторая экспертиза — финансово-экономическая — и «открыла глаза министерству», обнаружив ущерб на 133 миллиона.

Следователи, по мнению адвокатов, — настоящие фантазеры. Написали, что фигурант дела Итин настолько осознает степень тяжести преступления… что может скрыться. При этом настоящих свидетелей жизни «Платформы» практически не опрашивают.

Адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов пообещал: «Мы приведем участников проекта «Платформы» к следователям, а не захотят — прямо в суд»

Чулпан Хаматова в суде 18 апреля. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Чулпан Хаматова в суде 18 апреля. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

В перерыве

Судебные исполнители на время вышли из зала. Софья Апфельбаум вполголоса переговаривается с главным режиссером РАМТа Алексеем Бородиным по рабочим вопросам, они делятся последними впечатлениями…

Мне удается поговорить с Кириллом Серебренниковым. Спрашиваю, каково это — жить внутри антиутопии, и не захочет ли он в будущем превратить свой горький опыт в сценическое действо.

— Никогда, — отвечает, — на эту тему я уже все сказал.

И мы вспоминаем его спектакль «Идиоты»: персонажи с самого начала находятся в зале суда, в клетке. Спектакль — предсказание.

— Не только Малобродский, — говорит ему Алексей Бородин, — все вы герои!

— Мы этого не хотели, — отвечает Кирилл, — Но не чувствую себя жертвой.

Троллил, говорил: думаю, делал в театре то, что считал нужным, не оглядываясь. Вот и пришла «обратка»…

— Все это уже описал Булгаков, — продолжает Алексей Бородин, — в «Александре Пушкине». Там Николай I произносит слова, которые мы и сегодня слышим: «Я никогда и никого не караю. Карает Закон»…

— А я думал ставить «Кабалу святош» с Райкиным в главной роли, — усмехается Кирилл. А теперь и ставить не надо — она сама «поставилась».

Расспрашиваю о фильме «Лето», отобранном в каннский конкурс. Серебренников сообщает, что спешным образом его дорабатывает: компьютерная графика все еще приходит. Но он успел смонтировать и документальную картину. Называется «После лета». Это не совсем фильм о фильме. В нем много интервью с людьми, из того времени, из «ближнего круга» Цоя, в том числе Наталья Науменко, жена рок-музыканта Майка Науменко.

Серебренников — эмблематическая фигура не только для современного российского театра. Сегодня это еще раздражающее имя для власти. По мнению экспертов — и мы говорили об этом в судебных коридорах — на него и его окружение есть заказ. Поэтому вязкое, ползущее к приговору любой ценой следствие — демонстрация силы государства.

В своем слове Кирилл Серебренников благодарил всех людей, выразивших солидарность с ним его коллегами. Благодарил «Гоголь-центр» и его коллектив — «достижение современного русского театра». Киногруппу фильма «Лето», соединившуюся, чтобы завершить работу.

Но главные слова были обращены 84-летнему отцу: «Папа, горжусь твоим мужеством, дождись меня, пожалуйста». В этот момент Басманный суд огласила овация. В коридоре. В зале суда не разрешается выражать эмоции…

Судья Артур Карпов постановил продлить меру пресечения обвиняемым по «делу продюсерской компании «Седьмая студия» до середины июля.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow