РепортажиОбщество

Пришли другие командиры

В подмосковном Одинцове народный «Бессмертный полк» столкнулся с другим, организованным администрацией. И потерпел поражение

Этот материал вышел в номере № 48 от 11 мая 2018
Читать
Фото: Артем Распопов, для «Новой»
Фото: Артем Распопов, для «Новой»

«Бессмертный полк» впервые прошел в Томске в 2012 году, его инициаторами были журналисты местной негосударственной телекомпании «ТВ2». Эта полная жизни идея понравилась всем, в том числе и власти. Ее активно освещали в федеральных СМИ, акция была включена в общероссийскую программу празднования в 2015 году 70-летия Победы. 9 мая 2015 года колонну «Бессмертного полка» в Москве возглавил президент Путин, а в Одинцове — Игорь Ильич Шевелев. В подмосковном городе все прошло куда скромнее в сравнении со столицей, однако все равно достойно. В 2016 году колонну одинцовского «Бессмертного полка» возглавил губернатор Воробьев.

Уже тогда энтузиаст Шевелев знал о попытках федеральных депутатов взять бесхозный «Бессмертный полк» «под опеку». Но он не думал, что когда-нибудь и в его городе власти захотят оседлать инициативу. Но в этом году в Одинцове столкнулись два полка.

13 апреля на новостном портале городского поселения Одинцово была опубликована информация от Шевелева о сборе колонны «Бессмертного полка» в 9.30 утра у памятника Жукову. А позже администрация города через местный ТВ-канал и новостной портал «Одинцово-ИНФО» объявила: сбор колонны перенесен на 13.30–14.00 к храму.

«Бессмертный полк» в Москве. Предварительно — около миллиона участников

Фоторепортаж Виталия Кавтарадзе

9 мая в 8.56 я ехал в полупустой утренней электричке от «Белки» на 73-ю годовщину Победы в Одинцово и вспоминал, усмехаясь, как меня в старших классах ругала учительница, когда я отказывался идти на митинг к Вечному огню в честь 9 мая. Все школьники на центральной городской площади в добровольно-принудительном порядке плавились на солнце в своих белых рубашках и блузах с георгиевскими лентами. Оказывается, сейчас ничего не изменилось.

Прибыв на место, я прошел через два металлодетектора, два раза засветил перед полицейскими содержимое пустого рюкзака, прежде чем очутился у памятника Жукову. Сбор будет здесь. Перед памятником стояли два ряда мягких синих стульев. Пять стульев были заняты ветеранами, и их груди сверкали на солнце, как ручьи. Стульев было шестнадцать. Всего.

Мужчина, похожий на лаборанта из ленинградского НИИ, с двумя пожилыми активистками разворачивал новенький баннер, на котором огромными белыми буквами было написано «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК». Этот скромный сероглазый мужчина в остроносых туфлях — Шевелев Игорь Ильич. И сегодня он поведет людей, которые пришли почтить память своих дедов, как и делал все последние годы.

Фото: Артем Распопов, для «Новой газеты»
Фото: Артем Распопов, для «Новой газеты»

Левой рукой он держит палку, на которой крепится баннер, правой — транспарант с портретом своего родственника Ратушного Николая Моисеевича. Он очень волнуется, когда видит в моей руке диктофон, поэтому говорит с паузами:

— Вот раньше… были люди, которые не то што… уклонялись. Они рвались… на фронт. И вот Николай Моисеич приписал себе два года. Вот и ушел в 16 лет. Дошел до Белграда.

Игорь Ильич понимал, что в этом году народу с его колонной много не пойдет, потому что администрация о переносе акции сообщала по телевидению. Но скоро к баннеру начинают стягиваться люди, в основном пожилые. Восемь. Девять. Десять.

Выясняется: в то же время из того же места, откуда должна была идти колонна «Бессмертного полка» под руководством Шевелева, администрация назначила отход колонны школьников на возложение венков. На улице Неделина начинают собираться школьники, бойцы Юнармии и курсанты из Голицина. В руках у школьников транспаранты с номером учебного заведения. Юнармии никакие таблички не нужны — у них красно-бежевая форма, их показывают по Первому каналу. Между шеренгами флаг «Моих документов», будто заблудился с Первомая.

Когда возле Игоря Ильича собирается человек двадцать, к нему подходит «организатор праздника Елена» в сопровождении двух полицейских. — Вы вставайте тогда, раз уж собрались, в конец. Сейчас вся колонна двинет на возложение, а вы тихонько за ней. Только пусть сначала Иванов пройдет, ладно? — говорит Елена.

Иванов Андрей Робертович — глава Одинцовского муниципального района. Сейчас он недалеко от меня, у бюста Жукову, что-то проникновенно говорил ветеранам.

И колонна двинула. Штыки курсантов разрезали голубое небо, от красных беретов юнармейцев и флагов коммунистов рябило в глазах. Пока этот огромный поток людей разворачивался, чтобы отправиться к Вечному огню, я успел поговорить с представителем администрации Одинцова. Этот представитель сказал, что никаких двух «Бессмертных полков» не будет. Больше он не сказал ничего. На людей, стоящих за Игорем Ильичом, которых теперь стало больше шестидесяти, по моей просьбе посмотрел, но никого не заметил.

Прошли вереницей школьники и бюджетники, а за ними, немного обособленно, метрах в двадцати, шли люди, подняв к небу портреты своих дедов. И пели они «Священную войну» под аккомпанемент румяного баяниста.

Второй, «официальный» «Бессмертный полк» двинул в два, как и предполагалось. На нем было около 17 тысяч человек.

Артем Распопов, специально для «Новой газеты»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow