Сюжеты

Закопать можно, но хоронить рано

Печальная история омского метро — за 26 лет построена одна станция, а деньги давно кончились

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Этот материал вышел в № 51 от 18 мая 2018
ЧитатьЧитать номер
Политика

Георгий Бородянскийсобкор по Омской, Томской и Тюменской обл.

 

Областное правительство выделило 80 миллионов рублей на разработку проекта консервации омского метро. На саму консервацию региональная власть планирует потратить в 10 раз больше — в целях безопасности, так как вырытые под станции котлованы осыпаются и могут подползти близко к многоэтажным жилым домам. Поэтому многое из того, что было выкопано за четверть века, придется закапывать. На завершение строительства хотя бы одного участка (протяженность 7 километров, 4 станции) необходимо как минимум 22 млрд рублей — для областного бюджета деньги немыслимые, а Москва резко сократила финансирование этого недостроя даже в канун 300-летнего юбилея города.

Разговоры о метро в Омске начались более полувека назад, вскоре после полета первого человека в космос. И уже тогда, согласно «Википедии», были выделены деньги из госбюджета на этот проект, правда, вскоре градостроители посчитали, что будет правильней проложить наземную сеть скоростного трамвая (в 2014-м профессор Вучек, американский эксперт с мировым именем, посоветовал омским властям развивать легкорельсовый транспорт, и они были за, но и на это денег не нашлось).

Спустя 20 лет, с началом перестройки планы были вновь пересмотрены — решили все-таки строить метро под землей, и в 1986 году поступили первые средства на его проектирование, а еще через шесть лет началось строительство. Далеко оно не продвинулось: за прошедшие 26 лет достроилась одна станция, от которой поездам некуда отправляться. На метро, которого нет, израсходовано, по разным оценкам, от 14 до 20 млрд рублей, из них 3 млрд — на метромост, который областные СМИ нарекли «мостом тысячелетия». Чем он принципиально отличается от других омских мостов, неясно. Всего в Омске 8 мостов, и даже в советские времена их возведение не сопровождалось вселенским пафосом.

В 90-е в омских газетах публиковались развесистые схемы: линии, станции. Сроком первого запуска называли миллениум (2000 год).

Легенда об омском метро передавалась из поколения в поколение, и со временем давняя мечта омичей превратилась в идею фикс одного человека. В 2004 году на пресс-конференции губернатор Леонид Полежаев, правивший областью больше 20 лет, пообещал начать очередную предвыборную кампанию 2008 года с поездки по первому участку метрополитена. Потом перенес дату его ввода в эксплуатацию на 7 ноября 2015-го. Вероятно, эта революционная дата его как-то особенно волновала — с ней он связывал и открытие международного аэропорта, в начале двухтысячных уверенно предсказав: «7 ноября 2008 года мы полетим с Федоровки».

История этого судьбоносного для региона объекта — схожая. Решение о его строительстве принял Совет Министров СССР почти 40 лет назад (в 1979 году). Ситуация к сегодняшнему дню такова (из «Википедии»):

«В результате бетонирования огромных площадей (3 км только взлетно-посадочной полосы, а также перрон, рулежные дорожки, внутрипортовые дороги и т.д.), при отсутствии дренажа и сбросного коллектора, везде, где нет бетона, образовалось болото. Чтобы начать строительство аэропорта, необходимо осушить болото и снести все построенное на данный момент». Миллиарды потрачены и на строительство гидроузла — почин, по мнению омских экологов и гидростроителей, изначально сомнительный.

Можно вспомнить еще много разных затей, более мелких. Например, сборочное производство автобусов «Вольво», автомобилей «Москвич», тракторов, сеялок и т.п., сопровождавшихся несмолкаемым, доходящим временами до исступления шумом в региональных СМИ, на который тоже уходило немало денег (кто же будет даром шуметь?), и все в итоге оказалось пустым звуком.

Кажется, к двум извечным российским бедам в XXI веке добавились еще две — распил и пиар. На том стоит наше государство, но чтобы дальше как-нибудь развиваться, наверное, надо что-то делать со всем этим «духовным наследием» (так называется организация, возглавляемая экс-губернатором Полежаевым).

Впрочем, первый зам губернатора Валерий Бойко сказал, что хотя метро и будет частично закопано, хоронить его еще рано.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Теги:
омск, метро
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera