СюжетыПолитика

Признают все, но почти никогда – сразу

Что происходило после поражения гражданских воздушных судов средствами ПВО

Этот материал вышел в номере № 55 от 28 мая 2018
Читать
После окончания Второй мировой войны не менее пятнадцати гражданских лайнеров в разных обстоятельствах были атакованы средствами ПВО различных государств — в ходе учений, по ошибке командования, а также в зонах гражданских войн. Ошибки ПВО на учениях составляют немалую часть этой драматической статистики. Как минимум дважды это произошло в странах НАТО. В первом случае командование признало вину лишь 28 лет спустя, во втором — через 43 года. Происходило подобное и в СССР, но советские военные сбивали исключительно советские лайнеры, а оправдываться перед населением Коммунистическая партия привычки не имела — все расследования ложились в секретные архивы и еще ждут публикаций. Часть подобных катастроф окончилась аварийной посадкой с жертвами, но немало и случаев полного уничтожения воздушного судна. В основном самолеты попадали под удар по трагической случайности. Впрочем, сами случайности всегда были следствием политики текущего момента.

В трех случаях самолеты сбивали сознательно, прекрасно понимая, что обстреливают именно гражданские лайнеры.

  • Уничтожение ангольского лайнера 8 сентября 1983 года мятежниками из группировки УНИТА (погибло 130 человек).
  • Уничтожение абхазскими мятежниками двух грузинских лайнеров, вывозивших беженцев, под Сухуми в сентябре 1993 года (всего 136 погибших — обратный рейс вез полицейских).
  • 9 мая 1992 года вывозивший из Нагорного Карабаха раненых и беженцев (на борту было 33 человека) армянский Як-40 был обстрелян штурмовиком Су-25, который угнал из российской части дезертир Вагиф Курбанов. Пилотам удалось посадить Як-40 и эвакуировать пассажиров, после чего он полностью сгорел. Фактически Курбанов был комбатантом-добровольцем и не может быть отнесен к ВВС Азербайджана и вообще к каким-либо государственным структурам.

Самыми известными, получившими широкий международный резонанс стали пять инцидентов.

Boeing 727. Фото из архива
Boeing 727. Фото из архива

21 февраля 1973 года летевший в Каир Boeing 727 ливийской авиакомпании заблудился в пыльной буре, пересек Суэцкий канал и был сбит над Синайским полуостровом истребителями ПВО Израиля (погибло 108 человек). Командование считало, что он летит на ядерный центр в Димоне. Израиль категорически все отрицал, но после публикации в Каире данных черных ящиков начальник его генштаба признал, что отдал приказ об атаке. Премьер Голда Меир сказала, что восхищается им. Семьям спустя несколько лет выплачены компенсации. ИКАО осудило Израиль, США воздержались, ООН оснований для санкций не нашла.

От отрицания и гнева к принятию

Почему к выводам Bellingcat властям нужно относиться крайне серьезно

Этот эпизод перекликается с драмой 27 июля 1955 года. Заблудившийся израильский лайнер Lockheed L049, выполнявший рейс Вена–Тель-Авив, залетел на территорию Болгарии и был сбит двумя МиГ-15 ПВО Болгарии, не успев дотянуть до греческой границы буквально несколько километров. Военные также считали, что самолет летит над оборонным объектом. Погибли все 58 человек, находившиеся на борту. Болгарское правительство почти сразу признало свою вину, оба летчика были осуждены. Один из них от переживаний сошел с ума и попал в психиатрическую клинику. Но только 8 лет спустя Болгария согласилась выплатить семьям погибших по $195 000.

Boeing 747. Фото из архива
Boeing 747. Фото из архива

1 сентября 1983 года Boeing 747 корейской авиакомпании KAL в результате вопиющей некомпетентности экипажа (подтвержденной дальнейшим расследованием ИКАО) отклонился от маршрута на 600 км и пролетел над Камчаткой и Сахалином. Перед самым выходом из воздушного пространства СССР лайнер был сбит истребителем Су-15 советской ПВО. Погибло 269 человек. Командование было уверено, что имеет дело с американским разведчиком Boeing RC-135, и не сумело идентифицировать гражданское судно.

СССР признал свою вину 9 сентября на уровне начальника Генерального штаба МО СССР и министра иностранных дел (было выражено глубокое сожаление). Реакция в мире была очень сильной. Президент США Рейган назвал инцидент преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто. Все иски о компенсации семьями погибших подавались к авиакомпании KAL (в связи с тем, что к катастрофе привели действия ее пилотов) и были удовлетворены.

Полностью важнейшие детали трагедии прояснились только в 1993 году, когда президент Ельцин приказал передать расшифровки поднятых советскими водолазами черных ящиков правительству Южной Кореи. В 2015 году, спустя 32 года, японский МИД опубликовал документы администрации президента США, из которых следует, что ее высокопоставленные сотрудники практически немедленно после катастрофы уведомили Японию о том, что корейский лайнер был сбит по ошибке и советская ПВО приняла его за американский разведчик.

Аirbus A300. Фото из архива
Аirbus A300. Фото из архива

3 июля 1988 года гражданский лайнер Аirbus A300 иранской авиакомпании Iran Air был сбит над Персидским заливом зенитной ракетой крейсера USS Vincennes ВМС США. Во время пуска крейсер находился в территориальных водах Ирана. Операторы корабельного ПВО перепутали огромный лайнер с истребителем F-14 ВВС Ирана, и командир дал команду на уничтожение. 290 находившихся на борту, включая 65 детей, погибли.

При этом система распознавания целей перед пуском выдала командиру крейсера уникальный код иранского лайнера. США признали инцидент несчастным случаем (Иран — преступной халатностью), официальных извинений не принесли, но выразили сожаление. За успешную службу в период 1987–1989-х годов командир крейсера награжден орденом «Легион почета». Президент Рейган назвал трагедию «объяснимой случайностью».

Лишь 6 лет спустя, после подачи Ираном иска, США согласились выплатить компенсацию общей суммой 131,8 млн долларов (в том числе по 300 000 семьям погибших), но без признания юридической ответственности.

Ту-154М. Фото из архива
Ту-154М. Фото из архива

4 октября 2001 года Ту-154М авиакомпании «Сибирь», летевший из Тель-Авива в Новороссийск, был сбит зенитной ракетой комплекса С-200 украинской ПВО, проводившей во время его пролета мимо Крыма пуск по учебной цели Ту-134. Наиболее вероятной версией считается не автоматическое перенацеливание ракеты на ошибочную цель, а ее прямое наведение на Ту-154М оператором. Погибли все 78 человек на борту. В официальном заявлении президента Кучмы была признана вина Украины, министр обороны отправлен в отставку.

В ходе расследования уволены командующий ПВО Украины, ряд генералов и старших офицеров. После подписания специальных соглашений с Россией и Израилем в 2003 году Украина выплатила по $200 000 за каждого погибшего без признания юридической ответственности. Далее ситуация резко изменилась: уголовное дело было закрыто за недоказанностью, все экспертизы, проведенные на Украине, отрицали факт поражения лайнера зенитной ракетой, в дальнейших судебных разбирательствах факт непреднамеренной атаки признан недоказанным. При этом шрапнель боевой части С-200 была извлечена российскими судэкспертами из многих фрагментов обшивки и частей тел погибших.

На основании этих экспертиз части родственников было отказано в компенсациях, а авиакомпании «Сибирь» в возмещении материального ущерба. Согласно судебным решениям, Украина до сих пор отрицает свою ответственность за трагедию.

Boeing 777. Фото: Forces.Net
Boeing 777. Фото: Forces.Net

17 июля 2014 года Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит над Донбассом зенитной ракетой комплекса «Бук». Погибло 298 человек. С первых дней после крушения практически все известные факты указывали на причастность к атаке мятежников самопровозглашенной «ДНР».

Случайный характер поражения лайнера практически никем не оспаривается. Учитывая, что компенсацию семьям погибших после официального признания государством вины во всех известных нам случаях выплачивают спустя значительное время, логично ожидать, что и это дело затянется надолго. Поскольку ответственность за атаку с точки зрения «пострадавших» стран (Нидерланды, Австралия) разделяется между мятежниками и Россией, официальное признание вины практически исключено.

До сих пор никаких уголовных приговоров после уничтожения гражданских самолетов не выносилось. Суд над конкретными подозреваемыми в уничтожении малайзийского лайнера (установленными международной следственной группой) пройдет в окружном суде Гааги, и он единственный в своем роде. Предположение, что суд вынесет приговор руководителям РФ, чего так ждут многие граждане различных стран, маловероятно. Осудить могут конкретных участников, хотя специальные заявления суда по поводу России в целом вполне вероятны.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow