СюжетыЭкономика

«В интересах национальной безопасности»

Америка развязала торговую войну с Европой, потому что конкуренция подрывает ее военный потенциал

Этот материал вышел в номере № 58 от 4 июня 2018
Читать
«В интересах национальной безопасности»
Нью-йоркская фондовая биржа. Фото: Wang Ying / ТАСС
С 1 июня начали действовать новые таможенные пошлины на ввоз стали и алюминия в США из Канады, Мексики и стран Евросоюза. Пошлины на сталь выросли на 25%, на алюминий — на 10%. Трамп объясняет новые тарифы требованиями национальной безопасности. Европейцы говорят о торговой войне, объявленной в одностороннем порядке, и готовятся к ответным мерам.

Как все начиналось

Дональд Трамп подписал указ о повышении таможенных пошлин еще в марте, объяснив это желанием защитить американского производителя. По словам Трампа, переизбыток дешевого импортного алюминия и стали угрожает банкротством американским компаниям, а это — удар по национальной безопасности.

Решение повысить пошлины было принято Трампом единолично, в соответствии с поправкой к Закону о расширении торговли, которая позволяет президенту определять тарифы на стратегическую продукцию в одностороннем порядке.

Сначала предполагалось, что в отношении стран ЕС, Канады и Мексики новые пошлины начнут действовать не сразу, а с 1 мая. Потом срок был передвинут на 1 июня — столько времени Трамп заложил на переговоры с партнерами по этому вопросу. Но к 1 июня переговоры так и не завершились, и пошлины начали действовать.

До первого залпа — 15 дней

Трамп объявил миру «торговую войну», подписав указ о повышении таможенных пошлин на импортную сталь и алюминий

Новые пошлины

Европейские лидеры отреагировали жесткой критикой. Канцлер Германии Ангела Меркель назвала новые тарифы «противоправными» и не соответствующими правилам ВТО. «Эти меры угрожают усилением эскалации, которая способна навредить всем», — заявила Меркель. Канцлер пообещала, что Европейский союз выступит с «умным, решительным и совместно согласованным ответом» на изменение тарифов.

Аналогичную позицию занимают и другие страны ЕС. «Пока некоторые лидеры получают удовольствие, играя мускулами и тыча пальцами в лицо своим союзникам, что будет происходить в реальной жизни? Повышенные тарифы увеличат стоимость конечных продуктов. И, в конце концов, кто за это заплатит? Покупатель, американский покупатель», — заявил госсекретарь при министре иностранных дел Франции Жан-Батисте Лемуане, выступая перед журналистами в четверг.

Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника
Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника

Защита национальной безопасности

«Таможенные пошлины уже оказали значительный положительный эффект на работников алюминиевой и стальной отрасли — и продолжат оказывать в долгосрочной перспективе, — значится в официальном сообщении Белого дома. — В то же время действия администрации Трампа нацелены на честные переговоры с нашими союзниками, призванные усилить нашу национальную безопасность и поддержать американских рабочих».

По словам Трампа, низкие таможенные пошлины подрывают американскую индустриальную базу — в частности, производство танков, вооружения и боевого оборудования. «Мы придерживаемся мнения, что без сильной экономики нельзя гарантировать национальную безопасность», — заявил в четверг министр торговли США Уилбур Росс.

Ответные меры

В Евросоюзе и Канаде уверены, что они никак не могут нанести вред национальной безопасности США с учетом их военных договоров и совместного членства в НАТО.

«Это протекционизм, обыкновенный и простой», — прокомментировал Жан-Клод Юнкер, председатель Еврокомиссии, решение США.

Еще в марте, когда Трамп только анонсировал повышение пошлин, лидеры стран Евросоюза говорили, что в случае принятия этого решения выступят с ответными мерами. В пятницу Еврокомиссия опубликовала заявление Жан-Клода Юнкера, который обещает инициировать рассмотрение дела в ВТО и повысить пошлины на ряд товаров, импортируемых из США.

«В течение последних месяцев мы вели переговоры с США на всех возможных уровнях, обсуждая проблему перепроизводства в стальной отрасли, — заявил Жан-Клод Юнкер. — Перепроизводство остается корнем проблемы, и ее источник — не в Евросоюзе, который в равной степени страдает от этой проблемы. Вот почему мы нацелены вырабатывать структурные решения совместно с нашими партнерами. Мы неоднократно высказывали готовность к обсуждению возможностей улучшения двусторонних торговых отношений с США, однако мы четко дали понять, что Евросоюз не будет вести переговоры под давлением».

Комиссар ЕС по внешней торговле Сесилия Мальмстрем также считает, что действия США «очевидно противоречат общепринятым международным правилам». По словам Мальмстрем, Брюссель готов «на любые шаги, чтобы защитить рынок ЕС».

Выступление Сесилия Мальмстрем. Фото: Wiktor Dabkowski / DPA/TASS
Выступление Сесилия Мальмстрем. Фото: Wiktor Dabkowski / DPA/TASS

В частности, ЕС может повысить пошлины на ряд товаров из США. Полный список товаров, которых могут коснуться ответные меры, был опубликован еще в марте: это в том числе изделия из алюминия и стали, мотоциклы, виски бурбон, сигары и сигареты, фруктовые соки, клюква, предметы одежды (например, джинсы!) и косметика.

Апельсины, виски, табак, мотоциклы…

Евросоюз подготовил внушительный арсенал контрмер в ответ на объявленную Трампом торговую войну

Согласно правилам ВТО, у Евросоюза есть 90 дней на формулировку ответных мер: они имеют право удорожить импорт из США на сумму, равную издержкам, которые понесет европейская алюминиевая и стальная отрасль в связи с новыми пошлинами.

Канада и Мексика уже объявили об ответных мерах. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо анонсировал введение повышенных пошлин на алюминиевые изделия, виски и апельсиновый сок из США. Мексика планирует ввести повышенные пошлины на американскую свинину, яблоки и виноград.

Проблема перепроизводства

Один из аргументов Евросоюза в этом споре заключается в том, что США, вводя пошлины на сталь и алюминий из ЕС, защищают свой рынок не от того производителя. Кризис перепроизводства стали — серьезная проблема для мирового рынка, однако половину всей стали производит Китай. Более того, в апреле Китай увеличил показатели в этой отрасли на 5% по сравнению с прошлым годом.

Обсуждая эту проблему в рамках переговоров США с Евросоюзом, страны предлагали решать ее на уровне ВТО, введя новые меры, ограничивающие кредитование крупных производителей стали по льготным ставкам. В Китае с этой мерой не согласны — там заявляют, что борьба с перепроизводствам приведет к резкому сокращению рабочих мест в отрасли.

Теперь же, судя по всему, Евросоюз и США в борьбе с перепроизводством больше не союзники — американцы решили эту проблему по-своему. По мнению Юнкера, «ударив по тем, кто не виновен в перепроизводстве, США играют на руку настоящим виновникам этой проблемы». То есть Китаю.

«Это приведет наших друзей из Евросоюза, Мексики и Канады в объятия Китая и китайского руководства, — считает Микки Кантор, бывший торговый представитель США. — У тебя нет особого выбора, когда США не только отвергают тебя, но и наказывают».

Американские компании

Результаты введения пошлин уже почувствовали американские компании. Так, на фоне заявлений Евросоюза, Канады и Мексики об ответных пошлинах акции Harley Davidson Inc. — крупнейшего в США производителя мотоциклов — упали на 2,2%, а акции Brown-Forman Corp, выпускающей бурбон, — на 2,1%.

Впрочем, сами по себе повышенные тарифы на импорт стали и алюминия тоже негативно сказываются на некоторых американских компаниях. С марта, когда повышение таможенных пошлин было объявлено для всех остальных поставщиков, американские производители, работающие на импортных металлах, стали жаловаться на растущие цены, возросшую дороговизну производства и невозможность обеспечить себя поставками в достаточных количествах в нынешних условиях.

На очереди автомобили?

Администрация Трампа готовит европейским поставщикам еще одну неприятную новость: на прошлой неделе президент США поручил Уилбуру Россу проверить, насколько негативно импорт автомобилей сказывается на национальной безопасности США. Министр уже отчитался о наличии доказательств тому, что импорт «на протяжении десятилетий вредит отечественной индустрии». The Wall Street Journal со ссылкой на собственные источники сообщает, что Трамп рассматривает возможность обложить ввозимые автомобили пошлиной в 25%.

Если пошлины будут приняты, это ударит прежде всего по Германии, для которой США являются основным рынком сбыта автомобилей после Китая. На фоне этих сообщений акции немецких производителей уже упали: BMW — на полпроцента, Volkswagen — на 1,6%.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow