Комментарии

Где деньги, бензин?

Что происходит с ценами на топливо в России: показывают собкоры «Новой»

Этот материал вышел в № 59 от 6 июня 2018
ЧитатьЧитать номер
Экономика

«Новая газета»

7
 
Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника

от редакции
 

Благодаря снижению акцизов и вербальному давлению со стороны правительства российские нефтяники, наконец, перестали повышать цены на бензин — или, во всяком случае, стали делать это значительно аккуратнее, чем в последние два месяца. Премьер-министр Дмитрий Медведев пожурил представителей отрасли за «эгоизм» и пригрозил разработкой «комплекса оперативных мер», если договоренности не будут соблюдаться. Правительство, очевидно, плохо представляет, каким образом можно соблюсти коммерческие интересы нефтяников, не разорив независимую розницу, и одновременно сохранить стабильность внутреннего рынка.

Кроме благоприятной ситуации на мировых рынках нефти в сложившейся ситуации есть вина самих властей: во-первых, это постоянные изменения в правилах игры, растущая фискальная нагрузка и плохо продуманный план налогового маневра. Во-вторых — искусственно заниженный ради бюджетной выгоды курс рубля, который еще сильнее стимулирует отечественных производителей поставлять нефтепродукты за рубеж.

Последствия почувствуют не только автовладельцы: дополнительный прирост в общий уровень инфляции из-за подорожавшего топлива, по оценкам ЦБ, составит 0,2–0,4%, а в отдельных сегментах (например, авиа- и железнодорожные билеты и сельское хозяйство) инфляция будет еще более существенной. Если отсутствие скачков цен на бензин в течение недели уже подается как большое достижение, это признак того, что в нефтепереработке существуют серьезные системные проблемы. Лучше бы правительство обратило внимание на них, чем боролось с каждой кризисной ситуацией в ручном режиме.

Омск

Оптимизация лошадиных сил

В провинции пересаживаются на велосипеды
 

В Омске цены на бензин не меняются уже 5 дней (АИ-92 — 40,5 рубля, АИ-95 — 42,7, АИ-98 — 46,55, дизель — 44,4). За последние месяц с лишним это — рекорд стабильности. Буря негодования автолюбителей в соцсетях и на форумах, кажется, улеглась. В мае, когда прайсы на омских заправках обновлялись не реже, чем раз в три дня, из цензурных комментариев наибольшее число лайков собирали те, где упоминались «революция», «бунт» (в контексте — «они дождутся»), призывы «выйти на улицы», перекрыть проезд на АЗС и т.п.

Однако на митинг против роста цен на бензин вышло 1 июня меньше омичей, чем планировалось: организаторы — местное отделение «Яблока» — заявили 300 участников, пришло 50. Выступающие сетовали на то, что властям, испытывающим терпение россиян, нечего опасаться; сравнивали Омскую область с соседним Казахстаном, где литр бензина стоит 28 рублей, скандировали: «Прекратите произвол! Граждане России — не дойные коровы!» В итоге приняли резолюцию с требованием к областной власти и президенту — снизить цены на топливо.

Фактически поддержал участников митинга временно исполняющий обязанности областного главы, которому 9 сентября предстоят выборы, Александр Бурков. «Завтра этот дикий рост цен, — сказал врио губернатора, — отразится на цене всех товаров, продуктов питания, стоимости проезда на транспорте. Это первый шаг к разгонной инфляции, это очень опасно».

Объяснение дикому росту Бурков дал довольно своеобразное: «Мы ощущаем последствия глобализации, последствия того, что мы вошли во всемирный рынок. И теперь высокие цены на нефть диктуют нам рост цен на топливо».

Бурков пообещал обратиться к премьер-министру РФ Д.А. Медведеву с просьбой «принять срочные оперативные меры по сдерживанию роста цен». И Медведев, видимо, услышал его почти в тот же день, заявив, что правительство готовит «оперативные меры, направленные на стабилизацию топливных цен».

Опубликовали омские СМИ и обещание вице-премьера России Дмитрия Козака снизить акцизы. Эти публикации на автолюбителей подействовали как успокоительное: в последние дни в соцсетях тема затихла.

Определенно можно сказать только, что, по данным сайта бесплатных объявлений Avito, с ростом цен на бензин возрастает интерес россиян, и особенно — провинциалов, к двухколесному транспорту. В Омске с начала года велосипеды подорожали на 25,6%, Новосибирске — на 24,9%, в Екатеринбурге — на 22,3%.

А селянам, владельцам подсобных хозяйств и фермерам, полагают эксперты из соцсетей, придется пересаживаться на лошадей.

  • Георгий Бородянский
Саратов
Фото: РИА Новости

«Пересядем на танки»

Водители терпят молча и предпочитают давить на газ
 

Саратовская область, по сведениям Росстата, с начала года держится в числе поволжских регионов с самыми высокими ценами на бензин. В январе и феврале АИ-92 стоил здесь 38,09 рубля, АИ-95 — 41,16 рубля. По этому показателю в Приволжском федеральном округе Саратов обгоняли на тот момент только Чебоксары и Пермь.

Весной цифры понеслись вскачь. В мае, по ощущениям автолюбителей, цены на АЗС прибавлялись по 1–1,5 рубля в неделю. На сегодня АИ-92 продается по 41,21 рубля, АИ-95 — по 44,62 рубля за литр, ДТ добралось до 42,93 рубля.

Местные власти за последние полгода не проявляли особого интереса к проблеме роста стоимости топлива. В начале весны случился небольшой конфликт между Росстатом и областным министерством промышленности. Государственные статистики сообщили, что в марте в Саратовской области бензин подорожал на 6,2 процента, и назвали это антирекордом для России. В то время, по официальным наблюдениям, не менялись топливные цены даже в Москве и Петербурге. Региональный минпром заявил, что рост цен на бензин в области не превышает 3 процентов и вполне укладывается в общероссийские показатели.

Саратовские автолюбители не протестовали против подорожания бензина. Единственным исключением стал пикет райкома КПРФ. Восемь пенсионерок встали у памятника Ильичу в Ленинском районе Саратова с плакатами «Подорожал бензин — пересядем на танки».

Набирают популярность фирмы, устанавливающие на автомобили газобаллонное оборудование. В Саратове это стоит от 25 тысяч рублей и выше, в зависимости от марки машины и типа оборудования. Поставить ГБО можно в течение одного дня. Еще 10–30 дней займет оформление изменений в ПТС. Фирмы-установщики просят за эту услугу от 10 тысяч рублей. Сегодня газ в области продается по 23,99 рублей (зимой цифра не превышала 19 рублей).

Отметим, что большинство местных АЗС принадлежат «Роснефти» и «Лукойлу». Саратовская область считается нефтедобывающим регионом. Сырье качают 29 предприятий в 22 районах. В прошлом году добыча нефти увеличилась на 3,7 процента, газа — на 6,7%. В Саратове работает НПЗ, принадлежащий «Роснефти».

Прямой связи между подорожанием бензина и продуктов в магазинах саратовцы пока не заметили. По подсчетам Росстата, с начала года значительно выросли цены на рыбу, сахар, вермишель, овощи и яблоки. Но эти продукты всегда дорожают к началу лета, когда заканчиваются запасы местного производства.

В сравнении с ценами на бензин средняя зарплата в Саратовской области за последние месяцы почти не изменилась. По стоимости топлива регион опережает соседей, по доходам — отстает. По официальной статистике, в целом по Приволжскому федеральному округу средняя зарплата составляет 28,7 тысячи рублей.

  • Надежда Андреева 
Красноярск

Не преходящие цены, а вечные ценности

Призывы к бойкоту АЗС отклика пока не находят
 

В Красноярске последнее пока повышение цены на бензин состоялось 3 июня на заправках КНП (АО «Красноярскнефтепродукт», контролируемое региональными властями): АИ-92 вырос на рубль, до 41,6. АИ-95 теперь 44,4 рубля за литр, АИ-98 — 47,3, дизель — 46,9.

На АЗС другой крупной сети — «25 часов» — эти цены установились еще в мае (с одним отличием: 95-й бензин дороже на 10 копеек). В сети гуляет документ с реквизитами одного из филиалов КНП о прогнозируемых ценах второго полугодия. Уже в июле согласно этой бумаге АИ-92 вырастет до 46,5 рубля, АИ-95 — до 47,5, АИ-98 — до 50,86, а ДТ — до 52,7. Должностные лица КНП подлинность этого документа не комментируют. Между тем в Кодинске (Красноярский край) на заправках КНП литр АИ-92 уже сегодня стоит 46,1 рубля, АИ-95 — 48,6, дизельное топливо — 50,6 за литр.

На заправках «Газпромнефти» в Красноярске литр АИ-92 пока 40,65, АИ-95 — 42,7.

Ощутимо дорожают билеты на междугородние автобусные перевозки, такси пока тарифы не поднимают. Меняются ценники в продуктовых магазинах — чем те меньше, тем динамичней, впрочем, в сетевых «крупняках» рост уже тоже заметен. С учетом роста цен, по данным Красноярскстата, в первом квартале с.г. уровень реальных доходов в крае снизился на 1,3% и составил 24,9 тысячи рублей в месяц. Стоимость минимального набора продуктов на конец марта увеличилась на 2,4%. А в первом квартале 2017 года по сравнению с первым кварталом 2016-го реальные доходы падали на 2,8%, так что — ничего нового. И уже давно. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума неуклонно растет.

В соцсетях в мае вяло пообсуждали бойкот АЗС, и тема затухла, идет СМС-расссылка с невразумительным предложением отказаться от покупки топлива по выходным, но и это не нашло отзыва. Действительно странно, если б подорожание бензина вызвало сколько-нибудь массовые протесты. Да, в «сытые» нулевые в Красноярске цена на бензин была чуть не единственной причиной, вынуждавшей отрывать точку тяжести от дивана и выводившей горожан на протесты. Но то была другая страна. Сейчас — на фоне всего, что происходит в современной России, — буча из-за кошелька выглядела бы нелепо. У нас в голове не только колбаса. Нас занимают не преходящие цены, а вечные ценности. Россия, поднимающаяся с колен, строящая новые мосты, сражающаяся с Telegram, принимающая мундиаль, несовместима с темами, явно отдающими крохоборством. Не будь тряпкой, соберись: попробуй не заправляться, пересядь на самокат или начни, в конце концов, больше зарабатывать.

  • Алексей Тарасов
Фото: РИА Новости
Симферополь

«Пора перекрывать мост»

В Крыму зреют бензиновые бунты: цена АИ-95 на полуострове приближается к 50 рублям
 

Цены на бензин в Крыму традиционно высокие. Выше материковых на 1,5—2 рубля. Объясняется это обычно логистикой (топливо поставляется на полуостров паромом) и отсутствием крупных игроков (из-за санкций). Но ралли цен, начавшееся в середине апреля и продолжающееся по сей день, крымские автолюбители уже ничем объяснить не могут.

На сегодня цена самого популярного, 95-го, бензина колеблется в диапазоне от 48,29 рубля до 48,9. За последние два месяца топливо подорожало на 4 рубля. Причем подчас повышение было скачкооборазным: с 44,19 рублей до 46,9 бензин подорожал за два дня.

— Можно не сомневаться, что к середине июня цена достигнет 50 рублей за литр 95-го, — рассказал «Новой газете» управляющий одной из автозаправок в Евпатории. — Многое зависит от хода торгов на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Пока мы видим там уверенно растущий тренд. Он особо подогревается слабостью национальной валюты: цена за доллар уже давно держится на отметке выше 60 рублей, и она скорее будет расти, чем падать.

Разобраться с ростом цен на топливо еще в апреле обещали Минтопэнерго Крыма и республиканское УФАС. Разобрались к середине мая: заявили, что выросла цена на нефть на мировых рынках, а россиянам на этом фоне грех жаловаться — цена на внутреннем рынке еще на 16—17% ниже экспортной.

Однако пытливые крымчане, кажется, в это не поверили. 4 июня блогер из Феодосии Александр Талипов опубликовал сведения о ценах на бензин в соседних с Россией государствах.

«Киргизия и Казахстан полностью зависят от российского бензина, топливо они большей частью закупают в России, даже основной оператор заправок, так пишут в интернете, «Газпром». Цены на бензин на скринах актуальны на сегодня», — написал он, прикрепив рублевые прайсы, которым позавидовать могут не только в Крыму: АИ-92 — 31,63 рубля, АИ-95 — 33,81 (Киргизия); АИ-92 — 31,80 рубля, АИ-95 — 35,60 (Казахстан).

В самом выгодном положении среди крымских городов — Керчь. После открытия моста, соединившего Крым с Кубанью, многие керченцы открыли для себя шопинг в Краснодарском крае. Выяснилось, что цены в супермаркетах Тамани или Анапы на 10–20% дешевле, чем в Крыму. И бензин тоже.

— Каждые выходные теперь заправляемся на Тамани: ездим туда за продуктами на неделю и заправляем полный бак, — рассказывает керченский таксист Юрий Яценко. — Судите сами: в Керчи литр 95-го стоит 48 рублей 90 копеек, а на Тамани — 45 рублей 90 копеек. На 50 литров, которые нужны для «Гранты», экономия — 150 рублей.

Правда, пока одни жители Крыма экономят, закупаясь на Кубани, другие предлагают решать проблемы радикально. В социальных сетях появляются призывы, например, перекрыть Крымский мост: люди пишут, что только так смогут достучаться до президента, и отмечают, что рост цен на топливо уже вошел в разряд их личных проблем: из-за нехватки денег у многих началось непонимание в семьях.

  • Иван Жилин

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera