КолонкаПолитика

Два самовыдвиженца

Оппозиция страдает от тех же бед, что и власть

Этот материал вышел в номере № 60 от 8 июня 2018
Читать

Российские начальники предпочитают сохранять с формальной партией власти почтительную дистанцию. Путин шел на выборы президента в качестве самовыдвиженца, предварительно оставив пост главы непопулярной «Единой России» не менее непопулярному Дмитрию Медведеву. Теперь аналогичную технологию использует Сергей Собянин: член бюро Высшего совета «ЕР» отправляется на перевыборы без партийной поддержки.

Политическая прагматика понятная. Во-первых, хотя «Единая Россия» и контролирует большинство московских муниципальных советов и именно от позиции ее депутатов сейчас зависит, кто будет допущен к выборам, т.е. пройдет пресловутый «муниципальный фильтр», партия все же не слишком уверенно чувствует себя на столичной земле. Здесь живет большинство ее критиков в стране, а в 17 районах оппозиционеры в результате последней кампании Гудкова и «Яблока» вообще пришли к власти. Идти на выборы как «мэр всех москвичей» в этом контексте разумнее, чем выдвигаться в качестве партийного лидера. Во-вторых, кампания Собянина вообще складывается не как партийно-политическая: его сторонники постоянно рассказывают о хозяйственных достижениях мэра (красавица-Москва и т.п.). «Единая Россия» не вписывается в этот имидж градоначальника-благоустроителя.

Интересно, что когда в 2012 году принимался действующий закон о выборах мэра Москвы, именно Собянин предложил смягчить его и разрешить участвовать в выборах самовыдвиженцам: в первоначальной редакции документа к муниципальному фильтру добавлялось и жесткое ограничение на участие только кандидатов, представляющих избирательные объединения. Собянин настоял тогда, что пост мэра не столько политический, сколько управленческий и хозяйственный.

Как бы то ни было, проблема существует: чтобы граждане не слишком накапливали ненависть к начальству, последнему приходится прибегать к тактическим хитростям и выступать не единым («общероссийским»?) фронтом, а как частные лица. Работает это не всегда — по самым разным причинам. Для сравнения: губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, политическая карьера которого строилась как раз через структуры «Единой России», назваться самовыдвиженцем не умеет. Он не просто выдвигается как партийный лидер региона, но и участвует в праймериз «Единой России» на определение будущего кандидата на сентябрьских выборах. Последние мероприятия, оформленные как народный праздник, выглядят несколько комично, с учетом того, что никаких сомнений в выдвижении Воробьева не существует.

Самовыдвиженцам на столичных выборах нужно будет собирать около 40 тысяч подписей в свою поддержку, что на практике становится еще одним фильтром. Неугодным кандидатам прорваться через эти заграждения почти невозможно, поэтому для оппозиционеров, в отличие от Собянина, критически важно выдвинуться от официально зарегистрированной партии.

Партия «Яблоко» провела праймериз, но выдвигать собирается, судя по всему, все равно Митрохина («Новая» писала об этой драме).

Победа по Якубовичу

Праймериз «Яблока» на выдвижение кандидата в мэры Москвы выиграл Яков Якубович. Но на выборы от партии он не пойдет

Дмитрий Гудков будет выдвигаться от «Гражданской инициативы», которую они с Собчак еще не успели перестроить в «Партию перемен». А вот вторым самовыдвиженцем на выборах мэра Москвы, кроме Собянина, окажется Илья Яшин. И это прецедентная история.

«Я буду образцовым оппозиционным кандидатом»

Интервью объявившего об участии в выборах мэра Москвы Ильи Яшина — Илье Азару

Несколько месяцев назад появилась информация о том, что Яшина может выдвинуть ПАРНАС — еще одна не задействованная в московской кампании оппозиционная структура. На этот вариант, кажется, делал ставку и сам политик. Однако затем представители ПАРНАСа выпустили заявление о том, что были готовы поддерживать единого демократического кандидата, но поскольку такового не появилось, номинация не достанется никому.

Оппозиция, таким образом, сейчас имеет в Москве россыпь из альтернативных и конкурирующих не столько с Собяниным, сколько между собой демократических кандидатов.

Она входит в кампанию, провалив переговоры на уровне немногих оставшихся институтов оппозиционной политики. У нас будет оппозиционная партия без собственного кандидата, и оппозиционный кандидат без партийной поддержки. Причиной «недоговороспособности» Яшина и ПАРНАСа может оказаться провал единых демократических праймериз. Еще одна версия — поддержка Яшина Навальным, к тесному сотрудничеству с которым в ПАРНАСе не готовы.

Все это оставляет удручающее впечатление. Начальство отстраняется от «Единой России» по прагматическим причинам, а вот оппозиционеры просто не в состоянии находить между собой общий язык и, таким образом, растрачивают свои ресурсы, партии и избирателей. В этом классическом конфликте частного интереса и общего блага мог ли кто-то из оппозиционеров сделать по-настоящему политический жест и поддержать своего конкурента?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow