СюжетыОбщество

«Нам взрывать или расстреливать?»

Подписка о неразглашении тайны следствия не мешает участникам процесса публично вспоминать, как собирались убивать Бабченко

Этот материал вышел в номере № 61 от 13 июня 2018
Читать
Алексей Цымбалюк
Алексей Цымбалюк

В понедельник, 11 июня, в Апелляционном суде Киева должны были рассмотреть жалобу адвокатов Бориса Германа. Совладельца украино-немецкого ООО «Шмайсер» подозревают в организации покушения на журналиста Аркадия Бабченко. 31 мая Шевченковский районный суд столицы постановил взять Германа под стражу. Защита заявила, что опротестует решение. Но в назначенный срок выяснилось: документы из суда первой инстанции в Апелляционный еще не поступили, да и Германа на заседание не доставили.

Накануне адвокат Евгений Солодко в эфире «Громадського радіо» поделился: на процессе в понедельник можно ждать сенсаций. Солодко собирался назвать фамилию сотрудника украинской спецслужбы, который якобы руководил действиями его клиента. Сам подследственный настаивал на том, что «куратор по имени Дима» был в курсе событий и обещал предоставить телефонный номер «Димы». Напомню: и военный прокурор Руслан Кравченко, и генпрокурор Украины Юрий Луценко опровергли наличие в СБУ «конкурирующих департаментов», столкнувшихся на разработке одной и той же операции.

По словам адвоката, Борис Герман был давно знаком с таинственным контрразведчиком (пока интрига продолжает сохраняться, фамилия и должность «Димы» неизвестны). Шеф «Шмайсера» обратился к нему, поскольку испытывал давление со стороны другого знакомого, из России, заказавшего убийства в Украине. 21 мая Герман передал своему «куратору» список потенциальных жертв. «После того, как список был передан Дмитрию, ситуация немного успокоилась. Затем Дмитрий сказал, что убийства (Аркадия Бабченко. — О. М.) не будет и что он сам эту ситуацию локализует. И Борис Герман совершенно спокойно собирался 30 мая вылететь в Италию и вернуться 1 июня. Следствие это подтверждает, потому обратный билет предъявляли суду. Герман был уверен, что с Бабченко ничего не произойдет, «никуда бежать он не собирался», — утверждал адвокат Солодко.

Еще раньше защитник с возмущением цитировал в фейсбуке записку Германа: «Следователь Саенко вызвал меня на допрос и в декларативной форме настаивал, чтобы на этом допросе, якобы для мер конспирации процесса внутри СБУ и проведения впоследствии закрытого судебного заседания без участия общественности, я заключил договор со «случайно» присутствующим на территории следственного отдела абсолютно незнакомым мне адвокатом Герасько. Под давлением следователя я вынужден был заключить с ним договор на одно действие, на один допрос». На допросе Борис Герман сообщил под видеофиксацию пароли от изъятых у него гаджетов.

А вот Алексей Цымбалюк, бывший иеродьякон Аристарх и бывший атошник–доброволец, одессит, сыгравший роль убийцы Бабченко, вопреки собственному предупреждению, адресованному прессе «за интервью даже не соваться!», очень подробно поговорил с журналистами Би-би-си, назначив им встречу в подвале одного из домов в центре Киева: детектив так детектив.

Цымбалюк не сомневается, что за планируемыми терактами стояли российские спецслужбы, хотя признает, что Герман ни разу не обмолвился о том, кто именно заказчик. «Я представитель правой среды, а некоторые люди почему-то считают, что правыми очень легко манипулировать. Достаточно сказать, что надо убить россиянина. Но это большая неправда. Враги Украины — не россияне, а путинская Россия, имперская модель России. И она враг не только Украины, а всего мира, по большому счету», — так объяснил Цымбалюк, почему именно его выбрали на роль киллера.

Цымбалюк рассказал, что познакомился с Германом еще в начале войны, «Шмайсер» хорошо и быстро делал тюнинг оружия для украинской армии. Но руководитель предприятия был не волонтером-патриотом, как пытаются представить адвокаты, а коммерсантом. Разговор об убийствах тоже зашел как о выгодной работе для целой группы ветеранов АТО, Цымбалюк лишь уточнял: нам взрывать или расстреливать? Ведь список вырос с 30 до 47, а затем до 60 фамилий! Цымбалюк уточнил, что встречи проходили без телефонов, они оставались в машине. Но СБУ позаботилась о технической поддержке спецагента. «Я теперь точно знаю, что камеру можно поместить в пуговицу рубашки», — признался он.

Заседание Апелляционного суда 18 июня действительно обещает быть интересным.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow