КомментарийПолитика

Карманы, полные печали

Повышение пенсионного возраста, увеличение НДС, налоговый маневр в нефтегазовом секторе. Правительство лишает каждого работающего россиянина 100 000 рублей за шесть лет

Этот материал вышел в номере № 63 от 18 июня 2018
Читать
Карманы, полные печали
East News
Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника
Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника

Пенсионная система устроена сложно, цифры на кону астрономические, реформы в этой сфере касаются всех. Даже если вы не собираетесь доживать до пенсии (многие считают, что именно в этом состоит хитроумный план действующего правительства), ваш работодатель все равно будет платить социальные взносы в пенсионный фонд. Так что пенсии не волнуют разве что тех, кто целиком посвятил себя теневому сектору российской экономики. Поведение граждан, которые ушли под радар, мы оправдывать не можем, но все же заметим, что с учетом того сервиса, который государство предоставляет тем, кто добросовестно платит налоги, их действия выглядят довольно рационально. Если государство предлагает тебе раз за разом надеяться только на самого себя, то зачем ему что-то платить? Нынешние «реформы», состоящие из трех частей, демонстрируют, что вопрос этот для растущего числа соотечественников является отнюдь не риторическим, а просто связан с выживанием.

Три части «реформы», значимые для наших карманов, таковы.

  • Во-первых, правительство повышает пенсионный возраст, то есть заставляет всех граждан дольше работать и дольше откладывать себе на пенсию, а вот получать ее в течение более короткого срока
  • Во-вторых,НДС повышается до 20%, что означает, что с любой экономической деятельности на территории страны мы будем отдавать государству больше, чем прежде. Тут идет крупный спор, что ударит по населению больше — дожитие без пенсий или новые налоги.
  • В третьих, параллельно правительство в рамках налогового маневра намерено субсидировать производителей топлива, чтобы сохранить контроль за ценами на бензин. Вопрос о том, насколько цены удастся сдерживать, остается открытым, зато отрицательные акцизы для отрасли будут точно оплачены за счет налогоплательщиков.

Вопрос о пенсионном возрасте по понятным причинам интересует людей больше всего — на этом фоне, кстати, протолкнуть новую ставку НДС совсем несложно. Люди чувствуют себя обманутыми, а для большого числа трудоспособных среднего возраста повышение пенсионного возраста может стать настоящей трагедией. Потеря работы в возрасте после 50 лет почти наверняка означает в условиях российского рынка труда, что вы не сможете найти новую. Для миллионов людей жизненная стратегия заключалась в том, чтобы любой ценой дотянуть до пенсии. Правительство не дает им такого шанса и ничего не предлагает взамен — ни снижения налогов, ни курсов переквалификации.

Словно пришелец с другой планеты, Дмитрий Медведев вместо этого рассуждает о том, что многие россияне полны сил и хотят работать, как будто им кто-то запрещал это делать до сих пор. Непопулярность правительства Медведева раздувается до космических масштабов. Петиция против повышения пенсионного возраста, опубликованная на change.org, демонстрирует рекордную динамику — каждые сутки к ней присоединяются более 100 тысяч человек. На момент написания текста число подписавшихся приближается к 800 тысяч человек.

Принцип «Газпрома»

Юлия Латынина: у населения изымают деньги, чтобы зарыть их в землю

Большинство экспертов-экономистов разводят руками: дескать, ничего сделать нельзя, без повышения пенсионного возраста государству будет нечем платить по счетам, иного выхода нет и не было еще десять лет назад. Но десять лет назад в стране росла экономика, то есть рабочих мест становилось больше, а реальные доходы увеличивались год от года. Государство безответственно отказывалось от реальной пенсионной реформы, несмотря на то, что все эксперты понимали, к чему страну тащит демографическая динамика. И теперь эти «реформы» проходят на фоне экономического застоя, пессимизма и даже паники на рынке труда, санкций, торговых войн и одновременного повышения налогов, что вообще беспрецедентно. Неспособность властей проводить изменения, многолетнее выкачивание денег в мегапроекты и госмонополии, наконец, вернулись к нам так, что дойдет до всех.

Это серьезный вопрос: можно ли теперь считать реформой паническое затыкание дыры в пенсионной системе, о существовании которой было известно много лет назад и с которой нынешние «реформаторы» ничего не делали? Скорее всего, для подобных манипуляций с кошельками граждан есть более подходящие эпитеты. И в любом случае настоящие реформы не могут состоять из урезания числа получателей государственной поддержки. Высвободившиеся ресурсы должны направляться на развитие, а какое развитие в ситуации, когда экономика перешла под управление патриотически настроенных директоров госмонополий?

Еще более поразительным является ситуация с одновременным повышением налогов. Один профессор политических наук меланхолично рассуждает в своем фейсбуке: слышал, что правительства бывают либеральные, то есть такие, которые отказываются от своих обязательств и при этом сокращают налоги, а бывают и социалистические — эти повышают налоги и наращивают социальные гарантии. А вот как называется такое правительство, которое одновременно увеличивает налоги и отказывается от помощи людям? Как вы ответите на этот вопрос, дорогие читатели? Ясно, что российское правительство просто до последнего тянуло с т.н. реформами, чтобы не устраивать их до президентских выборов, и теперь вынуждено совместить социализм с либерализмом как умеет. Но было бы неплохо, если бы чиновники попробовали посмотреть на себя со стороны, ведь, в конечном счете, все учебники по политической теории опрокинуты.

Пенсионная трусость

Впрочем, вице-премьер Татьяна Голикова поспешила всех обнадежить. Средства, высвобожденные от повышения пенсионного возраста одних граждан, достанутся тем счастливцам, которые успеют проскочить и почувствовать на себе государственную заботу. Средняя прибавка к пенсии в 2019 году составит, по словам Голиковой, 12 тысяч рублей. Глядя на соответствующие заголовки, можно было порадоваться за пенсионеров, ведь средняя пенсия в 2018 году, по официальным данным, составляет 14 тысяч в месяц — рост почти в два раза, ради такого можно и подождать. Но Голикова, конечно, имела в виду ежегодную сумму прибавки — в месяц пенсионерам должно достаться по 1000 рублей, а повышение пенсий тем самым составит около 7%. В правительстве не уточняют, будет ли при этом возобновлена индексация пенсий в соответствии с инфляцией, или прибавка «имени реформы» станет единственной.

Где искать хорошие новости о пенсионной реформе? Можно, для примера, в Норвегии, где роль доходов бюджета от нефтегазовой отрасли напоминает российскую.

В Норвегии на пенсию уходят в 67 лет при средней продолжительности жизни около 90 лет, средняя пенсия составляет 21 тысячу норвежских крон, или 152 тысячи рублей в месяц.

Но у нас тут не Норвегия. Мы посчитали, какую сумму российские граждане выложат государству в результате новейших реформ за ближайшие шесть лет — на этот срок правительство делает свои расчеты. Расчет получается очень грубым, но убедительным. За счет повышения НДС чиновники намерены получить в 2019-2024-х годах дополнительно примерно 4 трлн рублей. За счет «оптимизации пенсионной системы» за то же время еще примерно 2 трлн. Налоговый маневр в топливной отрасли будет стоить около 1 трлн, итого речь идет о 7 трлн.

Если разделить эту сумму на 70–75 млн работающих россиян, то получится, что в ходе «реформы» каждому из нас предложили скинуться в пользу государства примерно на 100 тысяч рублей за шесть лет. Это, разумеется, сверх обычных налогов, акцизов и выплат.

Понятно, что тяжелее всего придется, как водится, бедным. Давайте подумаем: есть ли у людей повод возмущаться?

Изображение
Изображение
Что говорил о пенсионном возрасте Владимир Путин в 2005 году:
— Я против увеличения сроков пенсионного возраста. И пока я президент, такого решения принято не будет. И вообще считаю, что у нас нет необходимости повышать срок выхода на пенсию. — Вы говорите о 2005 годе. Здесь важно, что это было 13 лет назад. Конечно, происходят изменения и с точки зрения демографии, и с точки зрения уровня развития экономики, изменения в международной конъюнктуре — ни одна страна не существует в вакууме. Пенсионная реформа прорабатывается правительством. Президент не принимает участия в этом процессе.

Комментарии

Наталья Зубаревич

экономист:

— Люди протестуют по одномоментным поводам. Запахло, дети себя чувствуют плохо — вышли на улицу; отменили льготы — вышли на улицу. Пенсии завтра никто не отменит. С 2019 года будут повышать пенсионный возраст на полгода, это растянутая история. Хватит вам искать протесты. Недовольные, конечно, будут, а никаких протестов не будет.

Пенсионный фонд — федеральная структура. В Пенсионном фонде трансферты даются тем регионам, где выплаты на пенсионное обеспечение меньше, чем количество получателей пенсии. А есть регионы (их немного, десятка полтора), где выплаты больше, чем сумма, выплачиваемая с пенсии. Эти регионы в пенсионной системе доноры. В Москве еще большая доля будет уходить в ПФР и перераспределяться трансфертами в региональные пенсионные фонды. Это же не региональная история. Можно только сказать, где будут проблемы, связанные со старым населением, где меньшее количество людей выйдет на пенсию. Это центральные области и северо-запад (Псков, Новгород) плюс Пенза, Ульяновск. Это зона самой старой возрастной структуры населения. Им это письмо счастья и пришло.

Средний размер пенсии в России — 13,3 тысячи рублей. Иными словами, за 8 лет женщина недополучит 1 276 800 рублей, мужчина за 5 лет — 798 тысяч рублей. Эти деньги правительство планирует перенаправить на увеличение пенсий будущим пенсионерам. Кроме того, Дмитрий Медведев пообещал ежегодно повышать пенсии уже не работающим пожилым людям на 1000 рублей.

Дмитрий Орешкин

политолог:

— Это называется «бетонная стенка», объективная реальность, от которой никуда не уйти. Молодежи делается меньше, стариков — больше. Во времена Сталина, когда начали думать про пенсионную реформу, у нас на одного старика было восемь работающих, а учитывая, что далеко не всем давали пенсии, и того больше. Сейчас трудовой рынок — меньше 70 миллионов человек, а пенсионеров — 46 миллионов человек. Уже полтора работающего на пенсионера. При этом часть трудового рынка представлена к тому же и пенсионерами.

Было понятно, что так или иначе пенсионный возраст придется повышать. Не зря это сделали в европейских государствах.

Сейчас, естественно, все левые будут кричать, что это все антинародно, надо отобрать деньги у олигархов и все разделить, но это для тех, кто не умеет считать на пальцах. Если у нас хорошая пенсия — это 200 тысяч рублей в год, то, умножив эту цифру на 46 миллионов, получим почти десять триллионов рублей. Теперь остается булькать и говорить «давайте раскулачим олигархов, у них по 10–15 миллиардов долларов». Но это фейк, потому что все эти миллиарды у них не в кармане лежат, они вложены в производство.

Волна левопопулистских воплей про то, что слишком много богатых, народу денег не хватает, — довольно заурядная советская брехня.

Олег Буклемишев

Доцент экономического факультета МГУ, экономист

— Повышение пенсионного возраста выглядит не как часть далеко идущей, сложной, направленной на какие-то позитивные результаты реформы, а как такая «подвижка», чтобы, грубо говоря, сошлись цифры. Мы делаем все, чтобы сошлись какие-то условные цифры при том, что сам по себе дефицит пенсионного фонда ничему не угрожает. Пенсионный фонд – это искусственная кубышка, куда собираются деньги из разных источников, в том числе и из федерального бюджета. Все, что недофинансировано в пенсионном фонде, финансируется из бюджета. И поэтому само по себе преодоление дефицита в фонде не может быть сверхзадачей. Для чего мы это делаем, какая у нас задача, каких прямых и косвенных последствий мы хотим при этом добиться? Сойдется ли сейчас или в долгосрочной перспективе - мне кажется, это совершенно неважно. Если у вас есть дефицит, его можно по-разному финансировать, в том числе и с помощью повышения пенсионного возраста.

Так или иначе, повышения пенсионного возраста следовало ожидать. Отберут не тут, так отберут в другом месте. Все равно платить за это будете вы, господа.

Как вы будете за это платить – совершенно не важно. Кто-то пострадает больше, кто-то – меньше. Это все счетные вещи. Произошло некоторое перераспределение. За это где-то расплачивались налогоплательщики, где-то – будущие поколения (как мы теперь понимаем). А теперь кто-то будет дольше работать, и за пенсию его будут платить другие люди.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow