СюжетыОбщество

Колесо оборзения

Во французской столице демонтировали 70-метровое «Око Парижа» — как уродующее облик города, а в Петербурге собрались водрузить конструкцию вдвое выше

Колесо оборзения
Коллаж: одно из предлагаемых мест установки аттракциона
Ради прихоти неназванного бизнесмена Комитет по инвестициям Смольного считает возможным изменить закон и обезобразить всемирно известные панорамы. Многие поспешили списать эту идею в разряд фейковых новостей — отказываясь верить, что такое безумие может стать реальностью. Но это далеко не единственный одиозный проект в портфеле ведомства Ирины Бабюк, все больше смахивающем на цех по производству иллюзий. Его фокусы впору отнести к повышенной категории опасности как для бизнеса, так и для города.

Гранд скандаль

Подкатывающие колесо к Петербургу ставят в пример европейские столицы — особо напирая на пример Лондона, но предпочитая не упоминать о Париже, хотя его опыт весьма поучителен. Колесо обозрения возникло на площади Согласия к празднованию наступления третьего тысячелетия. Владелец аттракциона Марсель Кампион к тому времени имел крепкую скандальную репутацию. Стартовав в декабре 1985 г. с «исторической оккупации парка Тюильри», где в одну ночь водрузил свои карусели, подделав подпись министра культуры, бойкий мсье сумел легализовать их постфактум и стать на многие годы держателем единственной в центре Парижа рождественской ярмарки, а также выхлопотать разрешение на установку каруселей в каждом округе.

Согласно контракту, заключенному с городскими властями по колесу обозрения, Кампиону разрешалось устанавливать его на шесть месяцев, с ноября по май. Причем на сказочных условиях — отчисляя в казну всего 90 тысяч долларов при 4,1 млн чистой прибыли, полученной в первый год работы (минувшим летом против Кампиона и бывших чиновников, заподозренных в оказании ему покровительства и предоставлении разрешения в обход правил, возбудили уголовное дело). Но заставить владельца колеса разобрать конструкцию по истечении срока контракта оказалось не так-то просто: тот заявлял, что ему некуда перенести ее, и требовал предоставить альтернативную площадку, причем с не менее выгодной локацией.

Демонтаж парижского аттракциона / Фото: leparisien.fr
Демонтаж парижского аттракциона / Фото: leparisien.fr

Пока шли судебные тяжбы, колесо продолжало крутиться, принося его владельцу нешуточный доход. Упрямый бизнесмен оказался изобретателен по части пиара и протестных акций: от бесплатных ужинов на колесе в сопровождении клоунов до создания общественного комитета защиты «Ока» и блокирования городских магистралей силами владельцев ярмарочных аттракционов.

В 2002-м аттракцион все-таки разобрали. Но через семь лет, за которые «Око» успело погостить Манчестере, Антверпене и Ницце, вновь вернулось в центр Парижа.

В минувшем ноябре совет Парижа поддержал предложение мэра Анн Идальго — убрать чуждое историческому облику города колесо, через полгода приступили к демонтажу.

А в отношении владельца идет новое следствие — по подозрению в уклонении от уплаты налогов и нелегальном переводе денег. Французские СМИ связывают его с лидерами криминального мира и уличают в финансировании одиозных политиков националистического толка. Сам Кампион пытается опротестовать решение о демонтаже «Ока» в суде, а в случае проигрыша грозит перенести его в Москву — на Красную площадь.

Смелые фантазии Кампиона могут подкрепляться надеждами на содействие близкого ему политика правого толка Филиппа де Вилье, владельца известного парка исторических аттракционов «Пюи дю Фу». «Новая» уже рассказывала о связи де Вилье с проектом установки в Петербурге памятника Жанне д’Арк, его встрече с Путиным и бизнес-партнерстве с миллиардером Константином Малофеевым (включен в санкционный список как подозреваемый в финансировании сепаратистов на Украине) в сфере создания исторических парков в Москве и в Крыму.

Инвестор в тумане

Имя инвестора, нацелившегося осчастливить культурную столицу мегаколесом, категорически не раскрывается. Известна только компания, представляющая проект, — NAI Becar, продемонстрировавшая его на ПМЭФ-2017.

Тогда Ирина Бабюк доложила Георгию Полтавченко, что рассматриваются четыре возможные территории — в историческом центре, в любой части берега Невы, в парке 300-летия и где-нибудь на окраине. «Окончательное место выберут горожане, — заверила губернатора Ирина Анатольевна, — голосование по предложенным вариантам ведется на сайте комитета».

Большинство высказалось за парк 300-летия. Но считаться с итогами народного волеизъявления комитет не стал.

Ирина Бабюк / Фото: abnews.ru
Ирина Бабюк / Фото: abnews.ru

«А мы хотим предложить инвесторам локацию новой сложившейся панорамы — стадиона, ЗСД, Лахта-центра. В районе намывных территорий, гостиницы «Прибалтийской», а не в парке 300-летия Петербурга», — заявила Ирина Бабюк. Добавив, что у «инвестора» есть несколько своих участков в центре, но там действуют высотные ограничения, которые никто менять не будет. И дала новое обещание — определиться с выбором и согласовать участок до конца года.

Участок испрашивали немалый — 3,2 га. Поскольку к паровозику-аттракциону инвестор — мистер Икс желает прицепить еще гостиницу, торговый комплекс и «креативное пространство».

Вскоре оказалось, что рассматривается уже не четыре, а семь вариантов размещения. Но все они мистеру Икс не нравятся, включая намывные территории. И рядом с газпромовским штырем тоже не желает — там своя смотровая площадка, конкуренция ему ни к чему.

В марте этого года Ирина Бабюк сообщала, что рассматриваются места «в Невском, Василеостровском и Красногвардейских районах». Но два месяца спустя было объявлено, что предлагаются на выбор Английская, Петровская или Университетская набережные.

С тем, что ни на одном из этих мест никакие колеса невозможны из-за существующих высотных ограничений, в ведомстве Бабюк не спорят. Но уже не говорят, что их «никто менять не будет». Напротив, полагают необходимым внести изменения в городской закон № 820-7. Схема предлагается такая: совместно с КГИОП подготовить обосновывающую часть проекта с 3D-визуализацией, не позднее июля представить на Совет по сохранению культурного наследия, затем — в комиссию по горхозяйству, градостроительству и земельным вопросам ЗакСа, потом в КГА и КГИОП — для выработки нужных изменений в закон, которые затем внесут в городской парламент. Сообщается также, что «план мероприятий в рамках реализации проекта оговаривается с ЮНЕСКО».

Между тем совет петербургского отделения Национального комитета ICOMOS уже дважды, в прошлом и в нынешнем году, выносил решения о недопустимости реализации такого проекта — как нарушающего городское, федеральное и международное законодательство в сфере охраны наследия.

«Возведение колеса такой высоты и конфигурации понизит значимость главных городских доминант, системы, сформированной Адмиралтейством и храмовыми зданиями, — отмечалось в этих решениях. — Следует напомнить, что ансамбли и памятники Санкт-Петербурга рассчитаны их создателями на восприятие человеком с уровня земных и водных поверхностей или из окон и с балконов городских зданий. Устройство гигантского чертова колеса грозит обесценить Санкт-Петербург, превратив северную столицу России в аттракцион у его подножия. Размещение данного объекта в периферийных районах города может оказать негативное влияние на исторически ценные градоформирующие объекты, расположенные в окрестностях Санкт-Петербурга, компоненты и элементы объекта всемирного наследия «Санкт-Петербург и связанные с ним группы памятников», в частности на дворцово-парковые ансамбли исторических пригородов и их восприятие с охраняемых фарватеров — путей обзора в акватории Финского залива».

Не меньше вопросов вызывает и экономика проекта. По прогнозам, представленным руководителем департамента управления активами и инвестициями NAI Becar Ольгой Шарыгиной, окупаемость проекта составит 6—10 лет при стоимости билета на колесо в 1000 руб., если прокатятся не менее 3,6 млн человек в год (что сравнимо с показателями посещаемости Прадо, центра Помпиду и Эрмитажа. — Прим. ред.).

По одной из версий, NAI Becar изначально сам выразил желание реализовать затею с колесом на принадлежащем ему участке на проспекте Обуховской Обороны. Однако затем в компании посчитали, что при такой локации экономика проекта выходит никудышная — место для туристов малопривлекательное. В Комитете по инвестициям якобы заверили, что без труда подыщут им подходящий участок.

Системный сбой

Понимание «подходящего» в комитете своеобразное — зачастую его выборка игнорирует требования закона, что впоследствии выходит боком бизнесу, поверившему заверениям в отсутствии неразрешимых проблем.

Так, ведомство Ирины Бабюк дважды предлагало под мусороперерабатывающие предприятия территории, под такие цели вовсе не предназначенные, а затем требовало подогнать под него законодательство, внеся соответствующие изменения.

Один такой завод собираются построить в Левашово еще с 2011 года, когда конкурс по выбору инвестора выиграл консорциум греческой компании «Актор» и структуры ВТБ. Прописанная тогда дата ввода в строй — 2015-й. Но к весне 2014-го дело не сдвинулось дальше проекта. Ирина Бабюк нахваливала его как не имеющий аналогов в России и обещала, что объект сдадут к маю 2017 г. А теперь в Комитете по инвестициям говорят о завершении строительства через три года. Признавая при этом, что «на сегодняшний день переговоры города и инвестора не завершены» и заключенное семь лет назад соглашение все еще «находится в стадии корректировки».

Территория, выбранная КИ для строительства мусороперерабатывающего завода / Фото: vk.com/jk_airphoto
Территория, выбранная КИ для строительства мусороперерабатывающего завода / Фото: vk.com/jk_airphoto

Второй завод хотела запустить компания Александра Ебралидзе «Анабасис» — ей Комитет по инвестициям подобрал участок на Волхонском шоссе, который тоже упирался в ограничения. Обещали пособить с изменением границ территории, но комиссия по землепользованию и застройке заявку комитета отклонила. Правительственное решение о строительстве завода на Волхонке пришлось отменить. В настоящее время в комитете опять «осуществляется поиск оптимальной локации».

Обе эти истории, помимо прочего, изрядно подняли градус общественного возмущения, Смольный едва не получил свое Ядрово.

Еще один скандал и очередные протесты граждан вызвал проект торгово-развлекательного комплекса с океанариумом во Фрунзенском районе. На совете по инвестициям его представили летом 2013 г., уложиться обещали в три года, стоимость оценили в 3,5 млрд.

Ирина Бабюк заверяла, что Петербург получит один из крупнейших в Европе научно-познавательных центров с посещаемостью не менее миллиона человек в год. Анонсировались бассейны с крокодилами, ламантинами, отдельно — шесть бассейнов для плавания с дельфинами, плюс два театра для выступлений морских животных, морской музей и прочая. Под такие пышные описания проекту придали статус стратегического, предоставив без конкурса компании «Оптима» около 4 га. В Купчине масштабной стройке у Парка интернационалистов не обрадовались — ТРК тут и так в избытке, а на океанариум отводится не более 15%. Люди стали возмущаться, что океанариум, скорее всего, так и не появится (аквапарк тут обещают с середины 1990-х), а территорию будут потихоньку застраивать коммерческими объектами и жильем.

«Океанариума» пока так и не появилось, срыв установленных сроков Комитет по инвестициям объяснял оригинально: инвестор был занят строительством аналогичного комплекса в Москве, а с учетом обретенного там опыта корректировал петербургский проект.

В результате корректировок площадь объекта выросла в 18 раз, а стоимость — почти впятеро. Срок сдачи отнесли на 2021 год.

Местные жители, градозащитники, депутаты настаивают на переносе строительства и возвращении этой территории статуса рекреационной зоны. «Правовых оснований для отмены решения нет, и это навредит инвестиционному имиджу города», — парирует Ирина Бабюк. Чиновница предложила недовольным жителям самим подыскать альтернативный участок, соответствующий всем необходимым для реализации проекта параметрам. Мы, говорит, и сами искали — да ничего не нашли.

Граждане, в отличие от Комитета по инвестициям, проявили больше сноровки: ранее они уже предложили губернатору на выбор площадку за метро «Купчино» (на месте стадиона, от строительства которого отказался «Зенит») или возле Балканской площади (вместо недостроенного ТРК). Но поддержки не нашли.

Проект пешеходного моста на Крестовский остров / Фото: evspb.ru
Проект пешеходного моста на Крестовский остров / Фото: evspb.ru

С 2013 года Комитет по инвестициям не мог справиться с проектом пешеходного моста на Крестовский остров, который требовалось построить к мундиалю. Сначала сообщалось, что удалось договориться с компанией из Монако, а чтобы повысить коммерческую привлекательность, мост сделают двухэтажным — разместив на втором уровне кафе, рестораны и магазины. Но и эти маниловские планы лопнули. В итоге на Яхтенный мост пришлось в добровольно-принудительном порядке скидываться нескольким нашим крупным компаниям.

Не выказывают жизнеспособности и такие инициативы ведомства Ирины Бабюк, как«аренда за рубль» и создание Фонда креативных пространств. Вторую даже сдержанная в выражениях Оксана Дмитриева не смогла оценить иначе как «идиотскую», а подход к определению креативных видов деятельности назвала «избирательным» и «коррупциогенным».

Сегодня Ирина Бабюк выводит в приоритетные проекты давнишнюю затею с аэроэкспрессом (железнодорожное сообщение с аэропортом Пулково).

В октябре прошлого года глава Комитета по инвестициям предложила этот проект китайским инвесторам. Но теперь о них не вспоминают, в качестве возможных концессионеров называются ВТБ и Группа ЛСР, из городского бюджета предполагается внести 10 млрд руб. из требуемых 24 млрд. Госпожа Бабюк оценивает пассажиропоток аэроэкспресса до 8 млн человек в год.

Но петербургские депутаты убеждены в убыточности проекта. Так, Алексей Ковалев, запросивший данные о рентабельности аналогичных проектов в других российских городах, заявил — почти везде вагоны ходят полупустыми, кроме Москвы, где аэропорт намного дальше от города. В Петербурге длина пути составит всего 11 км. «Какой человек будет сначала ехать на метро, а потом еще платить 350 рублей (озвученная комитетом предполагаемая цена билета) за аэроэкспресс? В результате он будет ходить пустой, а мы всегда будем платить за это компенсацию из бюджета», — убежден парламентарий.

По сути, из заявленных несколько лет назад крупных инфраструктурных проектов пока удалось реализовать только два — ЗСД и новый терминал аэропорта Пулково, по остальным до строительства дело так и не дошло.

Скорее всего, не дойдет и до водружения чертова колеса. Хотя очень может быть, что под сурдинку кого-то еще осчастливят статусом стратегического инвестора, дадут участок без торгов, наобещают решить все проблемы с согласованиями и — подставят. А потом будут пенять на градозащитников, что это они портят инвестиционный имидж Петербурга.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow