СюжетыЭкономика

Горящие туры на дачу

В разгар сезона отпусков старейшие туроператоры страны заявили о своей финансовой несостоятельности

Этот материал вышел в номере № 71 от 6 июля 2018
Читать
О проблемах компании «Натали Турс», существующей с 1992 года, стало известно несколько дней назад, когда появились сообщения об отмене чартерных рейсов в Барселону, Катанию, Римини, Неаполь, Анталью и Ираклион. Тогда компания пообещала вернуть деньги еще не выехавшим туристам и вернуть домой тех, кто уже успел улететь в отпуск. После отмены чартеров ситуация лишь усугубилась — с 4 июля туроператор аннулировал все заказы до 30 сентября текущего года. По словам главы компании Владимира Воробьева, «Натали Турс» столкнулась с кризисом ликвидности — им стало не хватать собственных финансов, чтобы расплачиваться с поставщиками.

«Поставщик на ключевом направлении — в Испании — аннулировал все брони с субботы. Информация пришла накануне вылета чартеров, за несколько часов до рейсов. Ничего не оставалось, как оперативно снимать рейсы, иначе до тысячи российских туристов могло оказаться в аэропортах Испании без трансферов и отелей», — сказал он.

Скандал спровоцировал реакцию со стороны партнеров туроператора. «Платить поставщикам за отели стало нечем. Мы предприняли действия, чтобы успокоить поставщиков, но начиная со второй половины вторника поставщики бумерангом начали отключать нас от обслуживания. Более 50% партнеров, видимо испугавшись, прислали аннуляции об обслуживании. Нам ничего не оставалось, кроме как отказаться от выполнения взятых на себя обязательств отправки туристов, — рассказал Воробьев. — Узнав, что в компании проблемы, турецкий партнер закрыл кредитные линии, а затем выставил обязательство платить, но так как денег у нас не было, начал буквально вымогать деньги у уже живущих в отеле туристов».

Проблемы на рынке туруслуг глава «Натали Турс» также связал с чемпионатом мира по футболу. Он утверждает, что с середины апреля в компании заметили падение продаж, особенно на европейских направлениях, так как многие россияне решили провести летние месяцы на родине. Еще одной проблемой, по мнению Владимира Воробьева, стало падение курса рубля, так как «Натали Турс» специализируется преимущественно на отдыхе в Европе.

Какими бы ни были причины, отпуск нескольких тысяч россиян будет испорчен по вине компании. Согласно схеме, предложенной «Натали Турс», клиент, имеющий билеты на регулярные рейсы, может до 6 июля через свое турагентство направить заявку на возмещение их стоимости. В противном случае они будут аннулированы. Если турист все-таки решит воспользоваться билетами и отправиться в отпуск, то оплачивать размещение придется повторно, а компенсацию в дальнейшем он не получит. Еще один возможный вариант — перенести отпуск на следующий год: «Натали Турс» обещает подобрать аналогичный по стоимости тур, начиная с 1 апреля. А остальные, говорит Воробьев, «будут ждать, когда в компании стабилизируется ситуация». Материальная компенсация будет выплачена в порядке очереди, которая может быть длинной.

За последнюю неделю помимо «Натали Турс» с финансовыми сложностями столкнулись «Аврора БГ», отменившая чартеры в Бургас, Варну и Тиват, а также DSBW-Tours, заявившая о полной приостановке деятельности.

«В сложившихся реалиях мы больше не можем исполнять свои обязательства перед клиентами и перед банком. <…> Сегодня мы все потеряли. Больше четверти века мы старались, и, наверное, за это время хорошего было больше, чем плохого. Уход моей компании я воспринимаю как смерть близкого человека», — написал 3 июля руководитель DSBW-Tours Карен Гончаров на личной странице в фейсбуке. Он также попросил прощения у своих сотрудников и клиентов за то, что произошло. Если верить Гончарову, средств страховых компаний «Инвест-Страх» и «Орбита» хватит, чтобы компенсировать туристам стоимость неоказанных услуг.

По подсчетам Ассоциации тур­операторов России (АТОР), по вине DSBW-Tours проблемы с отдыхом возникнут не менее чем у тысячи человек. Около 250 из них находятся за границей. При этом от действий «Натали Турс» могут пострадать порядка 10 тысяч человек, 350 человек (10% от тех, кто в настоящий момент находится за рубежом) были вынуждены повторно оплатить проживание в отелях.

Эксперты отрасли связывают возникшие проблемы с жесткой конкуренцией на рынке туроператорских услуг. «Это долгие и надежные -туроператоры, которые не справились с ситуацией на рынке», — отмечает заместитель директора организации «Турпомощь» Сергей Голов. Такого же мнения придерживается первый вице-президент АТОР Владимир Канторович, напоминая, что «в условиях конкуренции всегда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает».

«В турбизнесе низкая норма рентабельности, огромное количество компаний при небольшом количестве туристов. У нас достаточно мало людей имеют деньги для того, чтобы выехать за границу. Чуть-чуть ошибся — и все, пиши пропало», — говорит он.

Директор АТОР Майя Ломидзе утверждает, что финансовые проблемы у «Натали Турс» и DSBW-Tours не должны были вызвать такой общественный резонанс, потому что совокупная доля этих туроператоров в общей массе выездного рынка из России менее 1%. В целом кризиса на рынке туроператоров нет, считает Канторович, так как за год с трудностями столкнулись лишь несколько компаний: «Вспомните хотя бы о том, что банки в стране закрываются чуть ли не каждый день. На месяц в силу возникших обстоятельств произойдет спад спроса на рынке, но потом он вернется к прежним показателям».

Несмотря на возникшие у туроператоров проблемы, никто из представителей туристической отрасли не считает, что самостоятельная организация отдыха имеет больше преимуществ. По словам вице-президента АТОР, покупая билеты самостоятельно и бронируя размещение через Booking.com, россияне так же рискуют испортить свой отпуск.

«Бронируешь номер, а по приезде узнаешь, что он перепродан. Как судиться с Booking? Как вернуть деньги? Конечно, всегда можно выбрать номер без предоплаты, но наш турист небогат, и основным критерием выбора является наиболее дешевый вариант, то есть без возможности возврата, — поясняет он. — У туроператоров, в свою очередь, выстроена многоуровневая система защиты, и существует высочайшая вероятность того, что туристы получат свои деньги назад. Хотя отпуска, конечно, у них не будет».

«Организуя отдых самостоятельно, вы выпадаете из разряда официального путешественника. Ни закон о туристической деятельности, ни фонды при «Турпомощи» вас не защищают. Страховка, конечно, если есть, поможет, но при проблемах с отелем и билетами никто вас не поддержит», — добавляет Сергей Голов.

Подобные аргументы вряд ли способны остановить туристов от организации собственного отпуска без обращения к туроператорам. «Вне зависимости от того, что произошло сейчас, — это такой вполне естественный, нормальный тренд, с которым мы живем, все страны живут, — рассказал «Новой» Владимир Воробьев. — В цивилизованных странах до 60% туристов отдыхают самостоятельно, у нас, наверное, чуть-чуть меньше, 20–30%, в зависимости от направления. Если брать Барселону, то доля самостоятельных туристов очень высокая: широкий набор регулярных перевозок, пляжные отели стали более доступны в системах бронирования. Это тот тренд, от которого нам никуда не деться. И туроператоры, которые продолжат заниматься отправкой туристов на базе чартерных рейсов, будут испытывать серьезные риски».

P.S.

P.S. Некоторые эксперты считают, что крах известных туроператоров может быть связан с введением с 1 июля обязательных онлайн-касс. Согласно этой версии, туристический бизнес традиционно работал с большими объемами наличности и подстроиться под новую прозрачную отчетность просто не сумел.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow