Сюжеты

Дело бесогона Сухова

Кто построил в Ленобласти религиозную общину «Христоград» и почему ею заинтересовался Следственный комитет

Фото: Елена Лукьянова

Общество

Мария Башмакова«Новая в Петербурге»

 

5 июня 2018 г. в деревне Дудачкино в Волховском районе Ленобласти служба в храме не задалась. Руководителя местного религиозного объединения Александра Сухова, называющего себя иеромонахом Иосифом и окормляющего общину «Христоград», задержали сотрудники Следственного комитета. Поводом для внезапного интереса чекистов к сельскому священнику стал ролик «Убить в себе жида», который он записал еще в 2005 году. На сайте общины анонимный летописец рассказывает, что «брать батюшку» примчались более 50 человек: «большой автобус, три микроавтобуса и около десяти легковых машин стали напротив монастырей». Александра Сухова обвиняют по статье 282 УК (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Следственный комитет запрос «Новой» отклонил, сообщив, что по делу Сухова ведется следствие.

От фельдшера к пастырю

«Маргинал», «сектант», «экстремист» — так называют Сухова его оппоненты. Он в долгу не остается, клеймит их «потомками богоубийц», как умеет ведет священную войну.

Александру Сухову 63 года, родился и вырос в Сибири. О себе пишет былинно: «Прадед Лазарь Федорович встречался со Столыпиным», «по происхождению мы русские. По вероисповеданию православные». Окончил медучилище, пошел в армию. Окончил юрфак ЛГУ. Работал в горисполкоме старшим инспектором, юристом. Духовного образования не получил. У Суховых три сына.

Осознав «греховность мира» в 1987-м, Сухов переехал в Дудачкино. В 2002-м стал священником РПЦ, которая в 2007-м запретила его в служении за нарушение канонических правил. В 2016-м мятежный священник переметнулся в Русскую православную церковь за рубежом (РПЦЗ), став иеромонахом Иосифом. Но и там не прижился.

У стен «Христограда» // Фото: Елена Лукьянова

Первоиерарх РПЦЗ митрополит Агафангел подтвердил «Новой», что Александр Сухов (в монашестве Иосиф) самовольно вышел из послушания Архиерейскому синоду РПЦЗ и лишен сана 26 апреля 2018 года. А в Санкт-Петербургской митрополии заявили, что «методы воздействия Сухова на паству имели явный сектантский характер».

Раскольник, без юрисдикции какой-либо официальной церкви, отец Иосиф называет свою религиозную организацию «Поместной русской (российской) православной церковью», имея в виду религиозную и юридическую независимость.

Рассказ о священнике-труженике умиляет: сам построил храм, живет скромно, наград не стяжал, обиды терпел. Добрый пастырь и причастит, и вылечит (все же фельдшер!) — и все с молитвой и бесплатно. Житийный герой. Прихожанка отца Иосифа Ирина сложила о нем оду нарядным канцеляритом: «Новодел Александра Сухова является лучом света в темном царстве погибающей России». Ей вторит Валентина, уверенная, что батюшка «просто любит Христа», ведь его девиз – «Простота, строгость, смирение».

Фото: Елена Лукьянова

Но если одни прихожане ценят пастыря-радикала за трудолюбие и верность идеалам — монархическим и патриотическим, то другие разочаровываются, вникнув в его юдофобские взгляды, возмущаются, что отец Иосиф не признает патриарха, чтит неканонизированных святых и запрещает пастве общаться с чужаками.

«Чистый батюшка»

Дудачкино — глухая деревня меньше чем в полусотню домов в двух часах езды от Петербурга. Когда-то тут был богатый совхоз «Победа Октября». Обочины вдоль дороги заросли борщевиком, однако кому надо найдет и упрется в указатель: Христоград. Обычная деревня трансформировалась в религиозное поселение, на территории которого находятся мужские и женские обители: Никольская женская община, Архангельское братство и Покровская община.

Пейзажи умиляют: пригорки, картофельные плантации, золотые купола. Судя по карте 2015 года, в Христограде 19 религиозных объектов. Но осмотреть их нельзя: двери храмов и ворот заперты, строгие таблички предостерегают: туристам вход воспрещен.

Фото: Елена Лукьянова

Молодой бородач в казачьей кубанке представился трудником Алексеем, от расспросов отмахнулся, схохмил, что сюда его привела любовь к природе, и убежал. После этого на чем-то вроде багги из «Нивы» примчался десант бравых мужчин в спецовках и подрясниках. Один из них, инок, направил нас к «главному».

О настоятеле сведущие отзываются медовыми речами: «батюшка чистый», «приезжайте, и вас накормят!». Мы поехали, но встреча оказалась совсем не ласковой. Отец Иосиф, насупив брови, встретил нас у арочных ворот подворья — ждал. Верные предупредили.

Сразу рубанул:

— Знаю, кто вы! Разговаривать с вами не буду. Все СМИ под жидами!

— Так об этом и хотели спросить, о «жидах». О ком вы в ролике говорите?

— Если вы этого не понимаете, о чем с вами говорить? – отрезал монах и от греха подальше запер ворота.

А приходские ворота примечательны! Если поднять голову, можно прочитать: «Православие или смерть». Кирпичные столбы украшает печальный образ цесаревича Алексея и табличка с девизом: «Служить Богу и уничтожить врагов России», Иван Грозный».

Иноки и трудники в Архангельском братстве // Фото: Елена Лукьянова
Александр Панченко
директор Центра антропологии религии Европейского университета

– «Служить Богу и уничтожить врагов России» – эта псевдоцитата пользуется популярностью в среде русских националистов и антисемитов, а также православных монархистов и царебожников. Иван Грозный ничего подобного не говорил, да и вообще никто именно этих слов не говорил. Карамзин в IX томе «Истории» не совсем точно перевел цитату из отчета английских эмиссаров об Иване Грозном: «Иоанн (…) не скучает делами и не веселится ни звериною ловлею, ни музыкою, занимаясь единственно двумя мыслями: как служить Богу и как истреблять врагов России!» Правильнее было бы: «Покорять и завоевывать своих врагов». Но строчка из Карамзина зажила своей жизнью и уже воспринимается как слова, сказанные самим Грозным.


Не успела фотограф заснять святую обитель за оградой, как отец Иосиф, невесть откуда взявшись, возопил совсем не по-христиански:

— Что ты делаешь, жидовское отродье? Пошла вон, обезьяна! Проклинаю!

Агитатор-манипулятор

Декларируемые Александром Суховым взгляды в ролике 13-летней давности только окрепли. В пятиминутной аудиозаписи он призывает «перестать быть рабами», а чтобы обрести «духовную силу», «убить в себе жида». И помнить о том, что «Русь распята сборищем сатанинским».

Если мир погряз в грехе, то кто спасется? Естественно, только «верные», такие как прихожане Христограда. Верные понимают батюшку буквально, потому резко отказывают в беседе приезжим, тем более журналистам. Патриархальный уклад и настороженность к чужим чувствуется в каждом дудачкинце. Даже местные девочки на велосипедах сплошь в юбках и платках. Преданной отцу Иосифу прихожанке Ирине слово «жид» все-таки кажется агрессивным. Она дерзнула вступить с батюшкой в спор, написав открытое письмо, в котором убеждала в неудачности слова, но Сухов доводы не принял, ответив, что «уважает евреев как ветхозаветных проводников и потомков пророков».

Александр Верховский,
директор аналитического центра «Сова»

– Антисемитский подтекст очевиден: мир во власти потомков евреев, распявших Христа. Но призыва к борьбе с евреями или еще с кем-то нет, есть призыв к духовному возрождению, но в каких формах, в этом ролике не говорится. 


Валерий Ефремов,
доктор филологических наук, специалист в области лингвистической экспертологии

– Упоминание слова «жид» в таком контексте, особенно в сочетаниях «ненавистная информация жидовская», «ненавистные жиды», «закулиса ненавистная жидовская, уродливая» – верный признак разжигания межнациональной розни. 

Александр Кравецкий,
ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН

– Перед нами сознательная манипуляция словами и отказ от точности. Характерный пример манипуляции – использование слова «жид». Если в русском языке это слово имеет оскорбительное, уничижительное значение, то в церковнославянском языке оно обозначало в первую очередь иудея. Поэтому перенос церковнославянских клише в русский текст – сознательный подлог.


Карта прихода // Фото: christograd.com

Креативный патриот

На своем сайте отец Иосиф пропагандирует поклонение неканонизированным святым, ориентируясь на «народное почитание»: например, Ивану Грозному, Андрею Ющинскому, Славику Чебаркульскому, Евгению Родионову. «Сегодня была освящена икона святого мученика Андрея Киевского (Андрея Ющинского.Прим. ред.). Этот святой мальчик поможет нам несомненно», — пишет Сухов. Андрей Ющинский — русский подросток, убитый ворами в Киеве в 1911 году. По обвинению в его ритуальном убийстве для извлечения крови (так называемый «кровавый навет») арестовали приказчика кирпичного завода Менделя Бейлиса. В 1913 году Бейлис был оправдан судом присяжных. Культ «замученного «жидами» отрока» согласуется с юдофобскими настроениями настоятеля, которые тот декларирует на своем ресурсе.

В честь отрока Вячеслава Чебаркульского в Христограде возвели часовню, его икона тоже есть. Мальчик умер в десять лет. РПЦ «святого Славика» считает лжесвятым, но культ отрока популярен у женщин, потерявших детей либо переживающих за болеющих чад. Евгений Родионов (убитый в Чечне русский солдат) воспринимается в среде религиозных радикалов как мученик за веру и Отечество.

Фото: Елена Лукьянова

Воин Христов

В судах батюшка засветился давно. 21 декабря 2010 года решением Черемушкинского районного суда Москвы высказывание на табличке храма Покрова Пресвятой Богородицы в Дудачкино «Православие или смерть» признали экстремистским и включили в федеральный список экстремистских материалов. Властям пришлось принудительно исполнить решение суда. В 2013 году с ворот храма сняли табличку. Сухов, тогда еще клирик РПЦ, обратился в Европейский суд. ЕСПЧ поставил перед сторонами разбирательства — заявителем и Российской Федерацией – только один вопрос: Имело ли место нарушение свободы выражения мнения заявителя, гарантированной статьей 10 Европейской конвенции? Решения по этому делу в базе ЕСПЧ до сих пор нет.

Проверки в святой обители проходят регулярно. В заявлении в СК 9 июня 2018 г. Сухов заявил, что возмущен «многочисленными и необоснованными проверками и судами».

От дачи показаний и услуг адвоката отказался. И каллиграфическим почерком вывел: «Дело заказано жидовствующими архиереями по произволу неадекватных прокуроров».

Он заявляет, что у общины нет личных врагов, но есть враги Христовы и Руси Святой. И сокрушается, что в смутное время любить Отчизну могут не все, в Дудачкино — могут и любят, потому и претерпевают гонения на свою веру, в чем винит «безбожный режим по благословению господина Гундяева». А возглавляет кампанию против Христограда, по мысли отца Иосифа, «злобный талмудист Мстислав» (Имеется в виду епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав. — Прим. ред.), которому «помогают легионы потомков богоубийц».

Прозорливец

Юрий Мефодьевич Голованов, 60-летний дачник из Петербурга, преподает столярное дело в лицее, приезжает с семьей в соседнюю деревню, отца Иосифа знает 30 лет. И рассказывает, что отец Иосиф два года назад предрек, что в 2018-м «наши войска будут стоять под Израилем», и это сбылось! Так, говорит, сказано где-то в Писании.

Дачник поправляет тельняшку и любовно щурится на свой внедорожник, который называет Вельзевулом. Вельзевул сверкает, оводы свирепствуют, Китеж-град строится, хотя ассоциация с «повелителем мух» напрашивается. Юрий Мефодьевич и у себя на участке построил часовню, которую отец Иосиф освятил. Паломники наведываются.

Дачник Юрий Голованов знает отца Иосифа 30 лет и уважает как пастыря-созидателя // Фото: Елена Лукьянова

— Ролик я не смотрел, жена смотрела, — рассказывает Голованов. – Но говорил батюшке: «Не надо слишком на себя брать!» Он под «жидами» не евреев имеет в виду, но не объясняет свои слова. Не может простить Русской православной церкви то, что она сотрудничает с властью.

Откуда у сельского священника деньги на строительство, Юрий Мефодьевич не знает. Говорит, отцу Иосифу помогал бизнесмен, у которого «по 500 рублей буханка» (Видимо, подразумевается предприниматель Герман Стерлигов. Прим. ред.). То, что отец Иосиф — сам себе патриарх, дачник не одобряет, как и слова на табличке «Православие или смерть».

Александр Панченко,
директор Центра антропологии религии Европейского университета

– Лозунг «Православие или смерть» появился в афонском монастыре Эсфигмен, известном своим религиознsaым консерватизмом. Его первоначальный смысл связан с протестом против политики Константинопольского патриархата, которая представлялась монахам уничтожающей чистоту православия. В современной России лозунг стал одним из девизов консерваторов и противников экуменизма. Интерпретировать его можно по-разному, в том числе и в «духовно-иносказательном» смысле: дескать, речь идет о том, что человека, не исповедующего православную веру, ждет духовная гибель. Но в русском языковом контексте этот лозунг звучит двусмысленно и агрессивно. 


Фото: Елена Лукьянова

Аграрий

По информации ТАСС от 5 июня 2018-го, Сухов неоднократно привлекался к ответственности за нарушения миграционного и земельного законодательства. На территории прихода расположены объекты, разрешения на строительство которых он никогда не получал. Прихожане пишут грозные послания чиновникам, путаясь в цифрах: то речь идет об интересах 2000 граждан России, на средства которых выстроен Христоград, то о 46 гражданах, которые живут тут, то об урожае, который кормит более 500 человек в год. Из бряцания цифрами неясно, скольким гражданам позарез нужна богоспасаемая обитель: 2000, 500 или 46? Авторы коллективного письма заявляют: «Христоград — рукотворная православная святыня, народное достояние, спроектированное специалистами, воздвигнутое стараниями и профинансированное тысячами подвижников».

— Мы ж не секта! — горячится Ирина, модератор сайта «Христоград». – Я квартиру не продавала, а монахиня Мария продала. И часовня Николая Угодника построена на ее деньги. Почему бы местным властям не посмотреть на то, сколько выращивается новых агрокультур в Дудачкино? В 2015 году администрация Хвалова попыталась все отнять — под предлогом, что земли используются не по назначению. И пришли к нам земли отмеривать! А это чудо, что нашелся созидательный человек! Я ему тут даже «жидов» прощу».

Ближайшая соседка солидного храмового комплекса 87-летняя Мария Харламовна еле ходит, но огород посадила. Ее лачуга здорово портит лепоту добротного прихода. Бабушка живет одна. Об отце Иосифе говорит тепло: приносит молоко, молиться дома разрешил.

Ближайшая соседка храмового комплекса — 87-летняя Мария Харламовна. Ее лачуга контрастирует с добротным приходом отца Иосифа // Фото: Елена Лукьянова

В администрация Волховского района «Новой» сообщили, что 17.02.2010 Покровский православный приход, настоятелем которого считался Сухов как клирик РПЦ, исключен из реестра юридических лиц. Ранее этому приходу предоставлялись в аренду земли «для производства сельхозпродукции». При ликвидации юрлица договор был расторгнут. Непосредственно Сухову земли не предоставлялась. Ранее он был главой фермерского хозяйства «Кедр», которое арендовало в Дудачкино земли сельхозназначения. Но в 2004-м Сухов отказался от аренды земель, после чего они были арендованы Покровским православным приходом.

Монархист

При въезде в Дудачкино на воротах Архангельского братства — потускневший образ Николая II c покаянным воплем: «Государь! Родной! Прости нас». У звонницы Покровского прихода реют Андреевский флаг и черно-желто-белое знамя с нетипичным чередованием цветов. По словам Михаила Медведева, члена Геральдического совета при Президенте РФ, «это отставной флаг, отмененный еще Александром III, и к тому же перевернутый — черная полоса должна быть наверху. Вывешивать флаг, хоть и устаревший, вверх ногами – дикость».

Ядовито-зеленые державные колонны с золотыми двуглавыми орлами украшают лужайку братства как своеобразный православно-монархический мемориал. На них — цитаты из Псалтыри о царской власти.

Следствие идет, сподвижники Сухова пишут письма поддержки, разумея в преследовании пастыря происки врага рода человеческого. Искать врагов Александр Сухов научил.

Фото: Елена Лукьянова
Борис Фаликов,
кандидат исторических наук, доцент центра изучения религии РГГУ

— Община «Христоград» — крайний случай религиозного антииудаизма, помноженного на бытовой антисемитизм. Но само явление, увы, достаточно типично для православия. После холокоста протестантизм и католичество ужаснулись содеянному нацистами и признали вину христианского антииудаизма в становлении расистского антисемитизма.

Однако эти перемены остались практически незамеченными православием: оно крайне консервативно по определению и бережно относится к своему наследию, антииудаизма же в этом наследии хоть отбавляй. Одно «Слово против иудеев» Иоанна Златоуста чего стоит. А в православном богослужении Страстной недели иудеи именуются «сонмищем богоубийц», и гнев Господень призывается на их головы. Неудивительно, что самые дикие еврейские погромы совершались в Российской империи после Пасхи.

Мне кажется, есть и более глубокая причина. Православные церкви —национальные. Вселенский характер христианства остается у них на втором плане, на первом — вера как способ национальной идентификации. Не случайно РПЦ без устали подчеркивает: Россия — это православие. Поэтому в отличие от католицизма и протестантизма с их наднациональным сознанием православие не желает отказываться от «богословия замещения».

Община «Христоград» — типичный пример подобной взаимосвязи. Хотя есть тут один нетипичный момент. Дело в том, что иеромонах Иосиф (Сухов) порвал с РПЦ и нападает на нее не менее жестко, чем на «жидов». Именно это позволило российским властям обвинить общину в экстремизме. Подобные настроения в приходах самой РПЦ 282-й статьей, как правило, не караются.

P.S.

На своем ресурсе 1 июля 2018 г. Александр Сухов сообщил, что 9 июля ему предстоит психолого-психиатрическая экспертиза.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Благодаря вашей помощи, мы и дальше сможем рассказывать правду о важнейших событиях в стране. Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас. Примите участие в судьбе «Новой газеты».

Становитесь соучастниками!

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera