Сюжеты

По обе стороны взорванного моста

«Разрыв» — ​слово, описывающее состояние русского и грузинского театра минувшего десятилетия

Фото: Михаил Гутерман

Этот материал вышел в № 85 от 8 августа 2018
ЧитатьЧитать номер
Культура

Марина Токареваобозреватель

 

Когда-то дружба Натальи Крымовой и Михаила Туманишвили была не только личным счастьем, но и особым феноменом русско-грузинской культуры. Когда-то художественное доверие между Робертом Стуруа и Константином Райкиным, Кириллом Лавровым и Тимуром Чхеидзе плодоносило событиями для российской сцены.

Война не только подсушила и оборвала отношения, она изменила взгляд грузинских художников на самих себя в контексте русской культуры. В первые месяцы, а то и годы после окончания
военных действий в Тбилиси считалось непатриотичным, просто непорядочным оставаться верным прежним связям. Сбылся старый диагноз Стуруа: «Ненависть, которая царит в нашем мире, превращает его в братство зла…»

Но именно Стуруа, давно ставший частью и мировой, и русской театральной истории, — ​единственный, кто все эти годы оставался с нашим театром. Возможно, потому что это был вполне конкретный театр — ​Et cetera. Возможно, потому что Александр Калягин и в годы триумфов Стуруа, и в дни его изгнания (при прежней политической власти) дружбе не изменял. Этот дуэт Калягин—​Стуруа выдержал множество перемен — ​в политике, на сцене, внутри себя, и — ​устоял. Недавний «Ревизор» Роберта Стуруа — ​продуманный дар старому товарищу, роль Хлестакова для Калягина — ​самый очевидный успех последних лет.

Еще одна значительная перемена — ​Тимур Чхеидзе вернулся в Тбилиси. Устал от петербургских холодов, холода оценок, метаморфоз в труппе. В БДТ началась эпоха Андрея Могучего.

Вообще, большая часть театрального десятилетия напоминала жизнь по обе стороны взорванного моста за исключением отдельных ярких событий, гарантированных «Аэрофлотом», — ​таким для Тбилиси стали гастроли Дмитрия Крымова; таким для Москвы изредка становятся гастроли Резо Габриадзе. Грузинский опыт по-прежнему существенен для большого театрального древа. Но только добрая воля людей театра способна исподволь менять этот пейзаж после битвы. Вот в прошлом сезоне отважный Римас Туминас пригласил Автандила Варсимашвили, нынешнего лидера тбилисского театра имени Грибоедова, поставить Шекспира. И в этом «Ричарде III» серьезно заявило о себе новое поколение молодых вахтанговцев.

Но связи школ, студентов, обмены на уровне театральных фестивалей, взаимной культурной экспансии пресеклись. И это тем более горько, что за это время окрепло новое поколение театральных режиссеров, сценографов, актеров, уже ничем не обязанных русской культуре. Жизнь стремительно меняется, и старый плач о взаимной любви скоро некому будет длить.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera