Репортажи

Два дня на ВДНХ,

которые корреспондент «Новой» провела в поисках свиней, лучшей в городе чурчхелы и разрушенных памятников

Фото: Светлана Виданова / специально для «Новой»

Общество

Алла ГераскинаНовая газета

3
 

День первый. Возрождение

— «Обувь, трикотаж, косметика»… Ну, батька времени зря не теряет! — зачитала подружкам информацию с рекламного стенда младшая из группы пенсионерок и, прикрываясь ладошкой от палящего солнца, оглядела новенький фасад павильона №18 с надписью «Республика Беларусь». Был ранний вечер 79-го Дня рождения ВДНХ. — Не, заходить не буду, а то выйду со шторами, в девяностых уже проходили.

Павильон «Республика Беларусь». Фото: Светлана Виданова / специально для«Новой»

Я сразу вспомнила о кедах из «Монреальского» павильона и некогда любимом платье из магазина по дороге от метро к главному входу. Сегодня сворачивать за ширпотребом больше было некуда, и люди прямиком шли по квадратным метрам плитки к сияющей золотом арке.

Масштабная реконструкция переданной в ведение московского правительства ВДНХ началась 4 года назад — под надзором департамента культурного наследия города Москвы. Недавно с фасадов центральной аллеи начали потихоньку снимать леса. Я дождалась повода, вошла в арку спустя много сознательно проведенных вдали от этого места лет и пошла в сторону детства — на разведку.

Главной ассоциацией с ВДНХ для меня оставались свиньи. Огромные хряки и запах павильона «Свиноводство» произвели на ребенка без бабушек в деревне поистине неизгладимое впечатление. Шла по отложенной памяти — куда-то вправо от ракеты. С коротким забегом на белорусские меха и ночнушки, мимо детей, которые выходили с картонными коробками на головах из «Робостанции» в павильоне «Народное образование», трогательных пар на роликах и бабушек, участвующих в интерактивах театрального фестиваля «Вдохновение».

— Пойдем по зоне для релаксации или через енотов? — спросила меня у входа на «Городскую ферму» ВДНХ молоденькая аниматор Алина. Я уже постояла перед закрытой дверью «Дома ремесел», что разместился в бывшем свинарнике, попинала камушки осыпающихся ступенек соседнего «Овцеводства» с припаркованной внутри лошадью и пришла смотреть на современную версию советского «Животноводческого городка» неподалеку. — Полоскуны — обжоры. У них корм сухой, как у кошек, но обожают сваренные вкрутую яйца. Здесь у нас выгон, где гуляют 15 козочек, — каждые два месяца выходят новые козлята, — стремительно передвигалась по ферме Алина. — Это наш хлев. Два ослика, козел Ваня — любитель селфи с девушками. Вот пара индийских коров — в апреле у них уже второй ребеночек родился. Вон йоркширская корова отдыхает — ее только в июне привезли. Здесь у нас мышки. Все рожают и рожают! Мы их уже специально отсаживаем, но все равно.

Павильон «Свиноводство». Фото: Светлана Виданова / «Новая»

— А свиней у вас нет? — вставила я где-то между альпаками и лисами.

Но свиней на ферме не было. Алина честно попыталась задержать меня огородом (мята, помидоры, клубника, малина…), лабораториями, оранжереями, детским лагерем и зоной для релаксации у пруда (здесь почти удалось), но пора было идти дальше — бурный вечер на ВДНХ только начинался. Вернее — почти бежать. От «Макдоналдса» к огромной инсталляции с хаотично расставленными стульями, мимо процессии бесплатной вечерней экскурсии, уворачиваясь от самокатов. Потом обратно к Центральному павильону — слушать в огромной толпе концерт симфонического оркестра, разрываясь сомнениями: куда потом? На концерт группы «Платья за 130» на крыше павильона «Рабочий и Колхозница» или остаться на шоу парящих в воздухе гигантских фигур от французских гастролеров? Я выбрала крышу и, стоя под ногами бронзовых трудящихся под «Баба страшная начиталась Бродского», поймала себя на мысли: «Что это было?» Это была новая ВДНХ.

День второй. Реставрация

— Здесь четыре года назад мы наблюдали музей «Поле чудес», — рассказывала мне в утопающем в лесах зале Конституции Центрального павильона куратор реставрационных работ на ВДНХ Юлия Логинова. Где-то рядом дребезжала дрель. — Соседний зал Революции был в три яруса застроен торговыми конструкциями. Выбеленные стены, линолеум поверх паркета. Видите надписи над дверным проемом? Реклама 70–80-х годов. Оставлять здесь не будем, сохраним для музея как артефакт. Вся реставрация внутри и снаружи раскладывается на 1954 год — выставка, которая в комплексе дошла до нашего времени сформировалась именно тогда. Единственное полностью сохранившееся строение 39-го года — арка Северного входа.

Юлия Логинова, куратор реставрационных работ на ВДНХ. Фото: Светлана Виданова / специально для «Новой»

— На герб новый полезете карело-финский? — выплыл из строительной пыли ответственный за работы на данном участке Сергей.

Карело-финский с павильона сбили в 1956-м. Сегодня он снова на старом месте. Больше не темно-коричневый, как и все остальные гербы республик над колоннадой, — при расчистке раскрылись фрагменты изначальной покраски под позолоту.

— Этот искусственный мрамор и в XIX веке для особняков использовали, — прохаживался в соседнем зале Мира Сергей. Юлия отвлеклась на очередную консультацию. — Вот смотрите — рабочий покрывает колонну гипсовым молочком и снимает его березовым шпателем, чтобы заделать все трещинки. И так несколько раз. Потом полировка. И все вручную. А все залы в этих колоннах — от пола до потолка. Трут-трут-трут часами, днями, неделями.

С теми, что трут, я позже разговорилась, наобум взобравшись по первой железной лестнице в леса.

— Для семейной жизни полезно — терпение и монотонность, — философствовал за работой москвич Михаил, лепщик-реставратор. У них с партнером Владимиром (прямо герой сказки — рыжие волосы и борода, да глаза голубые) своя мастерская. — Я ведь в этом павильоне когда-то вельветовые джинсы купил за 100 рублей. Они мне малы были, но я все равно носил.

— А я в детстве на ВДНХ с мамой ходил, — тихонько добавил Владимир. — А потом как-то пришел — все убито торговыми центрами. Жалко было. Сейчас приводят в первоначальный вид, и кому же это делать, как не москвичам?

Москвичей на стройке много, так же как представителей конкурирующей «столицы». Вот Юлия, например, до переезда в Москву 7 лет заведовала службой по текущему уходу и содержанию памятников Петербурга, две колеровщицы Центрального из трех — тоже питерские. Впрочем, в бригаде партнеров есть и один азербайджанец, и белорусы, и даже цыгане.

— …Вот здесь, примерно на уровне второго яруса, в 14-м находилась большая фигура Шрека, — продолжала вернувшаяся Юлия. — И именно в этом зале Мира нас ждали уникальные находки. Один из рабочих начал разбивать фальш-перегородку, и перед ним открылись лики людей. Горельеф Вучетича — многотысячное шествие, как бы сейчас сказали — объемная 3D-картина, тонированный под бронзу гипс, 73 см в толщину — была скрыта от людей 50 лет. Начали комплексную реставрацию по решению мэра, к 2016 году она была закончена, — Юлия завела меня в закуток и приоткрыла спускающийся из-под потолка навес. За навесом замерли ряды темных поблескивающих фигур. Побежали мурашки. — А прямо накануне юбилея ВДНХ, 31 июля 2014 года, мы обнаружили в подвале намотанный на вал холст — 12-метровое полотно Александра Герасимова, о котором не знал вообще никто. Провисело оно недолго, так как изображает второй съезд колхозников-ударников 37-го года, на котором было принято решение об открытии ВСХВ. На трибуне перед колхозниками выступает Сталин. Полотно датировано 53-м годом, а уже три года спустя на ВДНХ были уничтожены практически все изображения Сталина. Четыре года мы жили с мыслью, что повесим полотно на ту стену, где оно провисело два года. Но недавно обнаружили на этой стене фрагменты другой живописи — геодезисты, лодочная станция, хлопковые поля с комбайнами. Появилась ли она позже или раньше Герасимова — вопрос. Вот думаем, консервировать ли пока эту живопись, либо заняться реставрацией и найти полотну другое место.

— В 54-м изображений Сталина на ВДНХ наверняка было в избытке, — заметила я. — Как принимались решения — восстанавливать их или нет?

Реставрация Центрального павильона. Фото: Светлана Виданова / специально для «Новой»

— Во-первых, наша задача — восстановить архитектурный облик в целом, планировочные и цветовые решения павильонов, а не воссоздать их полное интерьерное наполнение. Есть и другие нюансы. Видели скульптуру Ленина перед павильоном? — напомнила Юлия. — В 54-м этот самый Ленин был пристенной фигурой слева от входа, справа находилась скульптура Сталина. Сталина демонтировали, а Ленина сначала передвинули вглубь павильона, а потом выдвинули наружу. Мы не считаем, что здание что-то потеряет, если мы не восстановим Сталина. К тому же тогда и Ленина надо возвращать. Но Ленин на сегодня — уже объект культурного наследия. Как и вся территория выставки, и как еще 49 объектов на территории отдельно. Специально мы Сталина не восстанавливаем, но, например, над входом в павильон «Атомная энергия», в котором скоро разместится территориальный МФЦ, на картине рядом с ликом Ленина мы раскрыли лик Сталина, замазанный ярко-желтой краской. Не оставлять же краску посередине композиции.

Потом мы полезли наверх Центрального павильона — к снопам, покрытым пятью видами золотой смальты — наш аналог техники «советский Гауди», эксклюзивно на ВДНХ. Мы стояли на технической крыше, а внизу сверкал смальтой фонтан «Дружба народов». Еще торчали по бокам краны, из динамиков пела под ремонтный гул Бейонсе, но все прибывали и прибывали на площадь люди.

ВДНХ. Вид с центрального павильона. Фото: Светлана Виданова / специально для «Новой»

— Я вам уже говорила про чурчхелу? — спросила Юлия, когда мы тоже вышли на площадь Колхозов. — У меня некоторые питерские друзья специально приезжают за ней в «Армению» — готовят прямо в павильоне, свежайшая.

Первыми из стран СНГ в рамках межправительственных соглашений открыли свои «выставочно-торговые» центры на ВДНХ Армения и Белоруссия. На очереди — Азербайджан, Киргизия, Казахстан, Молдова и Абхазия. Срок аренды — 49 лет. Условия: ремонтно-реставрационные работы за свой счет и наполнение экспозиций «в рамках утвержденных концепций».

— Понятно, что они там не могут продавать китайские товары, — поясняла на ходу Юлия. — Это собственная продукция, рестораны национальной кухни, выставочные стенды — такой рассказ о государстве. Вот павильон №4 — бывшая Эстонская ССР, сейчас передан Киргизии, №6 — Литовская ССР — Абхазии. В реестре наследия они, соответственно, «Биология» и «Химия» — в 60-е павильоны были перепрофилированы из региональных в отраслевые. «Белоруссия» и «Молдова» остались на своих местах, но «переезды» тоже укладываются в концепцию выставки, многие павильоны которой меняли свое назначение до десяти раз.

У нынешнего «Казахстана» настал черед рубрики «Было-стало». Юля открыла фото четырехлетней давности на телефоне: огромная черная коробка. На другом — черно-белом — красовался резной дворец 54-го года выпуска.

— Называть его в таком виде «Металлургия» было бы и правда странно, — заметила она. — Поэтому с павильона просто сбили резное завершение крыши и стеклянный купол. Остальное закрыли фальш-фасадом, за которым сохранился единственный барельеф работы основателя скульптурного искусства Дагестана Аскар-Сарыджи. Разрушены две скульптуры по бокам у входа — сделали запрос в дагестанский музей, нам прислали несколько фотографий для реконструкции. А это не фальш-фасад, как многие думают, — кивнула Юлия на соседнюю серую громаду «Профсоюзов», — а оригинальное строение 80-х на месте сгоревшего павильона «Грузия». Внутри пока еще «Шанхай».

Начало работ по разбору фальш-фасадов вызвало взрыв негодования ряда искусствоведов и градозащитников. Прямо интернет-битвы развернулись на темы вроде: «На ВДНХ сносят павильон «Радиоэлектроника».

— Вот этот бывший павильон Армении, более известный как «Здоровье», был полностью обшит профлистами белого цвета, — все листала фото Юлия. Очередной дворец перед нами — благородные розовый и синий — облепили делающие селфи девушки. — А вот соседний «Азербайджан», где швеллера были вмонтированы прямо в мрамор и поверх облицованы алюминиевыми плитами. Вот это оставлять? А сейчас посмотрите наверх — керамика с национальными узорами и советской символикой. Нигде в мире вы больше не встретите такого орнамента. Ну, и вот «Радиоэлектроника», которая передана Олимпийскому комитету, — очередная коробка «под телевизор» на фото. — Почти полностью были сбиты скульптуры, снесена верхняя часть павильона. Некоторые требовали — оставьте часть металлических конструкций от постмодернистских фасадов. Но как они себе это представляют? Вот здесь мы восстанавливаем авторские витражи, здесь снова будет спускающийся от барельефной гидроэлектростанции фонтан…

— А что по поводу павильонов «Мосхлебторг», «Верблюдоводство» и снесенной артезианской башни? — озвучила я другие крики общественной души.

Реставрация павильона на ВДНХ. Фото: Светлана Виданова / специальнодля «Новой»

— Главная задача, которую мы решаем при реконструкции, — возможность сделать из изначально временного павильона постоянно действующий, безопасный объект с возможностью музейной функции, — начала объяснять Юлия. — Изначально павильоны ВДНХ работали только в летний период, многие не имели постоянного отопления, некоторые, как упомянутые вами, были полностью сделаны из дерева. Понятно, что спустя годы дерево начало гнить. С «Мосхлебторга» нами демонтированы все элементы декора, которые представляют ценность, они будут возвращены на построенный заново павильон. Или надо было сохранять тот, что полностью поврежден грибком и просто опасен для нахождения внутри? «Верблюдоводство» реконструировано в кафе. Функциональное назначение поменялось, но конструкции верблюжатника сохранены. Вы поймите, невозможно консервировать павильоны, как раскопки в полях, они должны жить. А башню снесли до нас, но она и не была объектом наследия.

Тем временем мы добрались до павильона №58. По реестру это, конечно, «Земледелие», а после реставрации станет еще и Центром славянской письменности, но в народе все еще — «Украина». Реставрируется за счет правительства Москвы. Уже впечатляет.

Павильон «Украина». Фото: Светлана Виданова / специально для «Новая»

— Павильон собран из отдельных блоков керамики, тогда все делалось в печах вручную, — оглядывала любимчика Юлия. — Даты по бокам от входной группы: 1654–1954 — в честь 300-летия присоединения Украины к России. Подлинный витраж — Переяславская рада. Сохранился и картуш с гербом Украинской ССР. Летом 2014 года здесь была минусовая температура, — продолжала она внутри поистине тронного зала. Ионические портики с красными звездами, небесно-голубой, в белых гипсовых подсолнухах потолок. Рабочие наводили последний блеск на наливные полы с имитацией камня. — Полы тогда провалились до уровня песка, шпиль был в состоянии обрушения, а потолок — ядрено-синим… Ну что, теперь «Космос»?

И мы пошли — мимо пустыря, где слева строится павильон «Росатома», и стеклянной громадины «Россия — моя история» справа.

Павильоны «Космос» и «Политех». Фото: Светлана Виданова / специальнодля «Новой»

— Все мы понимаем, что Гагарин не в 54-м в космос полетел, — остановилась у ракеты Юлия. — Тогда павильон назывался «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР», и это название восстановлено на фасаде тоже, как и декор 54-го года на соответствующую тематику. Но «Космос» оставался «Космосом», даже когда в нем семена продавали. У нас есть научно-методический совет при департаменте, плюс историко-культурная экспертиза каждого проекта, потом общественные слушания итогов экспертизы. На основании этого принимаются решения о судьбе того или иного памятника.

Павильон «Космос». Фото: Светлана Виданова / специально для «Новой»

— Ну, как вам обновленная ВДНХ? — спросила я полчаса спустя тверича Петра, который приехал на выставку с женой, свояченицей и внуком. Петр-младший метался от капсулы, в которой приземлился на землю Гагарин, к полноразмерному макету станции «Мир». Юлия рассказала мне про сохранившийся с 39-го эллинг и мозаику, которую воссоздали на стенах по остаткам клея, и устремилась на очередное совещание.

— Я рад, что вспомнили о том, что была такая страна — Советский Союз, и восстановили все в лучшем виде, — ответил мне Петр-старший. — Я тут гулял, когда еще в академии учился — с 74-го по 78-й. А потом как-то в 90-х зашел и заплакал. Только знаете что? Я сейчас «Украину» посмотрел. Вроде мы их, это самое, гнобили-гнобили, чтобы потом такой павильон выстроить. Я уж не знаю, за чей счет. Так уж мы их любим хорошо, что лучше всех выглядит.

Петра-младшего даже спрашивать не пришлось, у него на лице было написано: «Космос».

Павильон «Армения». Фото: Светлана Виданова / специально для «Новой»

Я шла к арке мимо расставленных вокруг «Дружбы народов» стульев для созерцания, «Азербайджана», на боковой стене которого Рустем из Татарстана и Александр с Дальнего Востока кропотливо реставрировали гипсовые виноградные лозы, восстановленных по чертежам и фотографиям 54-го цветочных партеров, конечно — «Армении». Не ожидала, но, похоже, вернусь. Постоять у свинарника и «Киргизии», релакснуть у фермерского пруда, потанцевать на крыше… Ну и за чурчхелой, конечно, — она и правда пока лучшая в городе. На мой вкус.

Официально

Алексей Емельянов
руководитель департамента культурного наследия г. Москвы

На территории выставки площадью в 240 гектаров расположено более 600 объектов. В настоящее время в работе находится порядка 40 объектов культурного наследия, на 8 работы полностью завершены. Одна из основных задач работ — максимально бережно отреставрировать и вывести из аварийного состояния всю архитектурную уникальность исторических павильонов и фонтанов, раскрыть и отреставрировать то, что было забыто или считалось утраченным.

Кроме реставрационных работ в центре внимания — модернизация инженерных сетей и благоустройство территории. Открываются новые музеи, скоро появится также тематический парк аттракционов и ландшафтный парк. Это уже определенно не «парк советского периода», а новое интересное городское пространство.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera